Пермские перевозчики подали более 40 жалоб в УФАС. Они просят признать незаконными ряд положений конкурсной документации по обслуживанию городских маршрутов. Заявители предполагают, что сейчас условия сформированы так, что контракты достанутся пермскому филиалу ООО «Автомиг». Компания пришла на местный рынок летом текущего года и сейчас обслуживает закамские направления, где работают более ста новых машин. Она подконтрольна подмосковному ООО «Ранд-Транс», парк которого насчитывает более 3,5 тыс. автобусов до пяти лет. Число техники здесь важно, так как именно с ним связан один из спорных критериев.
В Перми впервые автобусные маршруты будут распределены на электронном конкурсе. Раньше конкурсы проходили в «офлайн», а с внедрением новой транспортной модели стали проводиться электронные аукционы в рамках закона о госзакупках. При такой форме победа зависит только от предложенной цены контракта. Ввести неценовые критерии предложил во время одного из обсуждений новых закупок заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов. По информации Properm.ru, в бытность бизнесменом г-н Клебанов, мог иметь связи с ООО «Автомиг».
Заявители считают, что критерий оценки «Квалификация участников» сформулирован так, что ограничивает конкуренцию. В него входит три подпункта: «Деловая репутация» (количество ДТП по вине перевозчика), «Опыт работы» и «Наличие материальных ресурсов». Последнее измеряется числом автобусов большого класса не старше 35 месяцев, имеющихся у участника на праве собственности или ином законном основании. Вес этого критерия при оценке заявки – 85 %. Значимость двух остальных неценовых критериев, по мнению, предпринимателей занижена.
Авторы жалоб считают, что условия обеспечивают победу перевозчика, в распоряжении которого много техники, пусть даже она уже задействована на маршрутах. А участник, имеющий ровно столько свободных автобусов, сколько нужно для работы по конкретному контракту, будет лишен возможности его получить. В администрации Перми не ответили на вопрос Business Class о том, какое значение имеет общее количество машин в распоряжении участника закупки.
Далее пермские перевозчики указывают на несоответствие требований к возрасту техники. В первый день работы для обслуживания маршрутов необходимо иметь автобусы не старше 11 месяцев. «Почему тогда материальные ресурсы оцениваются по числу техники со сроком эксплуатации до 35 месяцев?» – спрашивают они.
Вопросы вызывает и сам по себе «возрастной ценз» в 11 месяцев. «Заказчик не ссылается на нормативные документы, технические регламенты, стандарты и не обосновывает, почему установлен именно такой максимальный срок эксплуатации транспортных средств», – говорится в жалобе.
Кроме того, заявители указывают на формулировку, которую считают незаконной: «на момент начала работ» возраст автобусов должен быть до 11 месяцев.
«При этом, начиная со второго дня исполнения контракта, допускается использование техники не старше семи лет. «Формулировка позволяет ООО «Автомиг» заменить подвижной состав, перемещая автобусы с других маршрутов», – говорится в одной из многочисленных жалоб.
Заявитель делает вывод, что происходят манипуляции с техническими требованиями к транспортным средствам в интересах того или иного хозяйствующего субъекта. Просит УФАС оспариваемые им положения конкурсной документации незаконными и выдать предписание об устранении нарушений. Сейчас определение поставщиков приостановлено. Решение по жалобам УФАС обнародует 2 ноября.
Перевозчики также обращают внимание на то, что еще в мае текущего года требования к подвижному составу при заключении контрактов были иными. Речи не шло о том, что автобусам должно быть меньше 11 месяцев. Предприниматели ориентировались на весенние условия и в ожидании новых конкурсных процедур.
«Создается турбулентность, когда мы не знаем, какую технику покупать для участия в следующих торгах. Например, нами целенаправленно было приобретено 14 автобусов 2019 года выпуска. Сейчас они «пролетают мимо» конкурсных процедур», – рассказал перевозчик Андрей Биневский.
Он прокомментировал и конкурсное требование, связанное с величиной автопарка участника. «Возьмем маршрут, для обслуживания которого требуется 15 единиц транспорта. Допустим, на него претендуют перевозчик с 15 автобусами и компания с сотней машин, которые уже задействованы в других контрактах. Первому участнику придется снизить начальную максимальную цену контракта примерно в половину, чтобы составить конкуренцию второму», – подсчитал г-н Биневский.
На региональном уровне также объявлены конкурсы на обслуживание маршрутов. На одну из закупок поступила жалоба в УФАС.. Перевозчик доказывает, в один лот неправомерно объединены четыре маршрута. Он полагает, что это сделано для создания преимущества ПКГУП «Автовокзал».
В Перми сейчас разыгрывают семь автобусных маршрутов. Общая начальная стоимость пятилетних контрактов на их обслуживание – 3,5 млрд рублей.