Алексей Русланович, в прошлом году вы завершили карьеру ресторатора в Перми и стали заниматься организацией новой сети фастфуда. Расскажите, пожалуйста, подробнее о стартапе «PizzaBot».
– Да, сейчас мы с командой строим сеть небольших роботизированных киосков-пиццерий, которые будут располагаться рядом с офисом или домом. Они позволят сделать пиццу персональной, доступной и гораздо более качественной, чем сейчас. Представьте, что подобный роботизированный киоск с горячей пиццей стоит рядом с вашим подъездом либо в соседнем магазине. Вам не нужно никуда звонить, ждать час-полтора заказ, переживать за состояние пиццы, которую привезут. Нужно лишь спуститься из квартиры и дойти до киоска. Спустя три минуты после заказа блюдо готово. Подобной технологии пока нет ни в России, ни за рубежом.
Суть проекта – за счет мобильности и небольшого масштаба быть ближе к клиенту. Роботизация проекта обеспечивает гарантированное качество при гарантированном вкусе и гарантированной цене. Приближая продукт к заказчику, мы расширяем границы, и человек начинает думать: «Такую вкусную пиццу можно каждый день заказывать».
Акцент в меню будет сделан именно на пицце? Планируется ли расширение линейки блюд в процессе развития проекта?
– Я очень люблю пиццу и исследовал ее в разных городах и странах. Знаю, чем итальянская пицца отличается от испанской. Знаю, какую пиццу делают во Франции. У нас есть консультанты, которые помогают формировать меню проекта, но я и сам активно в этом участвую, так как не понаслышке знаком с гастрономией.
В меню «PizzaBot» будут четыре вида теста, четыре вида соуса, девять разных начинок, две добавки. Из всех этих ингредиентов можно собрать более 250 видов пиццы. Большая часть ингредиентов – это продукты местного производства, а вот мука для теста итальянская. Кусок пиццы весом 100-200 граммов будет стоить 70-150 рублей. Мы ориентируемся на разную целевую аудиторию, поэтому и пицца будет разной по вкусу и цене. На первом этапе будет только пицца, затем появятся напитки. Чуть позднее добавим бургеры и шаурму – все то, что любят и едят люди.
Почему вы выбрали формат автоматического ресторана без сотрудников?
– Роботы покорят мир. Люди разные, у всех разная производственная эффективность, а роботы всегда одинаковы, они делают то, что запрограммировано. В наших интересах сделать большой проект, который будет работать в любых условиях, а без автоматизации и роботизации это невозможно.
Сейчас можем наблюдать ситуацию, когда рестораны и кафе закрываются. Конечно, свои коррективы вносит пандемия, но можно ли говорить, что формат привычных заведений устаревает?
– Людям нужно место для общения, поэтому формат «посидеть и поговорить» не устаревает. Рестораны и кафе с залами будут существовать всегда. Вопрос только в том, что делают люди в зале: какие блюда они заказывают из меню, сколько денег оставляют в ресторане. Сейчас у посетителей нет денег, чтобы сидеть в роскошных ресторанах. В заведениях они в первую очередь общаются.
В таком случае как роботизированный киоск будет компенсировать человеческое общение?
– Почему вы считаете, что в нашем киоске не будет интерактива и не с кем пообщаться? У нас в киоске есть бот – это тоже личность со своим характером, и он общается с гостями. В него встроен искусственный интеллект, который может воспроизводить несколько видов личностей. Какие – пока не скажу, над этим работает группа психологов. Когда вы придете в заведение, вам может понравиться или не понравиться официант, я же должен сделать так, чтобы «PizzaBot» понравился всем. Он будет общаться с гостями через мессенджеры или вживую. Наша команда делает проект, связанный не только с производством пиццы, но и «айтишный» проект. Мы создаем киоск, в котором работает личность.
На ваш взгляд, на каком сейчас уровне находится внедрение цифровизации и автоматизации в ресторанный бизнес?
– Covid-19 сильно повлиял на это развитие. Давайте разберемся, что такое цифровизация? Есть бизнес-процессы от работы с клиентом до покупки продуктов. Подобные процессы можно построить тогда, когда цифровизация является не целью, а средством – повысить эффективности бизнеса, снизить затраты, например. В ситуации, когда перед ресторатором стоит задача выжить любой ценой – о какой цифровизации идет речь? Ведь это перестроение всех бизнес- процессов внутри компании. Да, есть кафе, которые это делают, но не нужно путать цифровое меню и цифровизацию бизнеса.
У нас был проект, когда в ресторане полностью внедрили цифровую систему. Мы заказывали ее под себя, сами разрабатывали все механизмы вплоть до процесса учета продуктов, но людей, готовых делать подобное, мало. Одно дело когда внедрение происходит в крупных сетевых форматах, другое – если мы говорим про небольшой ресторанчик, там сложнее с цифровизацией.
В продолжение истории с эпидемией – за период самоизоляции у людей изменились потребительские привычки. Ваша команда перестраивала проект под новые реалии?
– Есть проекты, которые учитывают текущую ситуацию и адаптируются под это течение. Наш проект другой, он создает новое поведение и новый рынок. Мы формируем модель поведения потребителя, потому что ставим киоск рядом с тем местом, где он работает или живет. За счет того, что наш роботизированный киоск ближе к клиенту, мы сможем получить конкурентное преимущество в сегменте доставки, который сейчас растет. Такой подход полностью адаптирован к современным реалиям «постковидного» мира.
Вы хотели запустить проект в мае 2019 года. Почему этого не произошло?
– Да, был такой план, но мы не справились с техническими вызовами, поэтому только сейчас готовимся к запуску.
Когда вообще появились первые мысли о создании подобного гастрономического стартапа? Кто стоит за этим проектом?
– Идея появилась два года назад. Год потратили на исследования и теоретическую работу и только потом начали проектирование и сборку роботизированного киоска – пиццерии. Команда проекта большая и разнообразная: промышленный дизайнер Дмитрий Лагунов, программисты Мария Сергеева и Арсений Пинкевич, производственник Валерий Костарев, конструктор Михаил Черкасов и Дмитрий Истомин. Всего в проекте работают больше 20 человек – разного опыта и возраста. Самому взрослому участнику 74 года, это мой папа Руслан Явдатович, он специализируется на снабжении. Самому молодому – 14, это Андрей Люнгрин, он талантливый программист.
Откуда инвестиции? Привлекались ли сторонние инвесторы?
– Собственные вложения. Конечно, уже есть люди, которые заинтересованы вкладывать деньги и развивать проект. Мы обязательно будем привлекать партнеров, но не каждый сможет стать причастным. Планируем жесткую систему отбора.
Когда в Перми появится первый роботизированный киоск с пиццей? Знаю, что у вас в планах открыть точки и в других городах России.
– У нас в планах захватить мир. Дат никаких пока нет, захват мира невозможно спрогнозировать с точностью до минуты. Возможно в ближайшие два-три-четыре месяца мы выставим первый киоск. Развитие проекта начнем с пермского опыта. Затем этап общероссийский, а после – Европа, Америка и Китай. От момента старта в Перми понадобится примерно год, чтобы проект появился в 10 городах-миллионниках.
Вы говорили, что PizzaBot будет установлен в шаговой доступности для любого человека. Где появится первый киоск в Перми?
– В местах скопления людей: это бизнес-центры, торговыйе центры, большие жилые массивы, везде, где есть люди, которые готовы покупать качественную еду. Место установки первого киоска мы пока держим в секрете. В первую очередь мы ориентируемся на большие торговые центры .
Планируете ли размещение в спальных районах города?
– В спальных районах – обязательно. Один из опытов, который я получил, работая в ресторане «Медь» на Парковом, как раз связан с особенностью издержек и нюансов работы в спальном районе. На основе этого опыта пришла мысль, что нужно сделать маленький роботизированный киоск, который можно поставить где угодно: в любом спальном районе или в бизнес-центре.
Как обстоят дела на рынке с конкурентами? Есть ли подобный киоск с пиццами где-то еще?
– Наши конкуренты работают, есть пиццематы, которые делают пиццу. Но мы все-таки очень сильно отличаемся от них. Проанализировав похожие проекты, поняли, что именно не так в подобном формате, почему они не пользуются популярностью и у любителей пиццы. Как итог – полностью перестроили процесс приготовления пиццы и взаимодействия с клиентом. Конкуренты могут превосходить нас по цене на одно устройство, подобный пиццемат стоит порядка 300-400 тысяч рублей. Но он уже морально устарел и никому не нужен. Поэтому те бренды, которые уже есть, в России не работают, люди не хотят покупать пиццу из железного ящика. Мы предлагаем совершенно другой продукт – полностью открытая кухня, приготовление пиццы из свежих продуктов на глазах у покупателя, а также активное дружеское общение искусственного интеллекта с человеком.
Среди конкурентов – масштабные сети пиццерий. Считаю, когда они увидят продукт и подробно разберутся в его преимуществах, они станут нашими первыми клиентами, потому что многие из крупных сетей сейчас активно интересуются автоматизацией.
Какой совет вы дадите тем, кто планирует создавать свой гастрономический стартап?
– Если ваш стартап решает текущие проблемы– не делайте его, потому что он уже устарел. Проект должен находиться в той точке, в которой проблемы возникнут через какое-то время. Если созданный вами продукт предугадывает эти проблемы, у вас есть шанс. Анализируете тренды, тогда вы поймете, где рынок окажется через три-пять-десять лет.
Дмитрий Лагунов, ведущий дизайнер:
— Это очень глубокая и сложная задача для дизайнера: здесь сочетание разных областей дизайна и смежных знаний. Мы в некотором роде переписываем историю пиццы, предоставляя новый взгляд на такой знакомый всем продукт. Т.е. здесь одновременно и промышленный дизайн, и продуктовая разработка, новый пользовательский опыт и, безусловно, интерфейсный дизайн. В данный момент акцент делается на выборе материалов для открытой кухни. Наша цель — показать технологичность и безупречность процесса, акцентируя внимание на самом «шоу» — приготовлении пиццы. Параллельно идёт работа над интерфейсом сенсорного экрана, который станет первым контактом клиента с нашим продуктом. И, конечно, в планах разработка мобильного приложения.