Андрей Владимирович, когда Пермский край и «РЖД» подписали соглашение о развитии пригородного пассажирского сообщения, глава региона Дмитрий Махонин сказал о возможности восстановления железнодорожного движения на участке Пермь II – Пермь I. Сохранена ли работоспособность путей и другой инфраструктуры для движения электропоездов?
– На сегодняшний день этот участок путей технически исправен, возможность движения электропоездов по нему сохранена. Но есть ограничение, связанное с нынешним состоянием путепровода на ул. Монастырской. Поезда по нему могут проходить только по одному пути. По соглашению с «РЖД» работы по капитальному ремонту сооружения будут проводиться на условиях софинансирования 50% на 50%. Проект уже готов.
В соответствии с соглашением с «РЖД» о развитии пригородного пассажирского сообщения Пермский край действительно рассматривает включение участка Пермь II – Пермь I в кольцевой маршрут «Ласточек».
Компания «РЖД» взяла на себя обязательства провести реконструкцию существующей инфраструктуры вокзала Пермь II с созданием комплексного транспортно-пересадочного узла (ТПУ). В то же время она сократила финансирование инвестпроектов. Есть ли уверенность, что в 2023 году ТПУ будет построен?
– Надо понимать, что финансирование полностью обеспечивает «РЖД», и именно компания устанавливает сроки. Начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников гарантировал, что проектные работы идут в плановом режиме. Документация должна быть готова в конце 2021 года. Мы рассчитываем на завершение строительства в обозначенный срок – в 2023 году.
Для ТПУ «Мотовилиха» подбирают оптимальное место. Какие еще варианты рассматриваются наряду с районом площади Восстания?
– Проведены выездные совещания с участием профильных ведомств. Расположение ТПУ оценивается с точки зрения состояния прилегающей территории и перспектив ее развития. На данный момент оно не утверждено.
Мы рассматриваем также возможность создания еще одного ТПУ – в районе ТРК «СпешиLove».
Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Как вы знаете, планируется строительство третьего моста через Каму. Приоритетный вариант – в створе ул. Крисанова, с выходом на развязку с улицей Якутской. Недалеко от нее находится станция Блочная, которую планируется включить в железнодорожный кольцевой маршрут. Таким образом, в Камской долине складывается пересадочный узел, где сходятся маршруты и автобусов, и электричек. Плюс здесь же находится крупный торгово-развлекательный центр, генерирующий транспортные потоки. В перспективе на правом берегу должны появиться новые медицинские учреждения, обсуждается строительство университетского кампуса.
Что касается строительства третьего моста, ранее назывался один потенциальный инвестор – холдинг «ВИС». Как сейчас обстоят дела?
– Группа «ВИС» – среди претендентов. Мы прорабатываем этот вопрос в том числе с китайскими компаниями – там есть два интересанта. Еще один возможный инвестор – строительно-инвестиционный холдинг «Автобан».
Мост планируется построить в рамках государственно-частного партнерства, и инвестор должен окупить вложения. Объект будет платным?
– Предполагается, что новый мост останется бесплатным до завершения реконструкции Коммунального.
Вы уже просчитывали стоимость нового моста?
– Мы предложили включить этот объект в перечень автодорожного строительства. Согласно предпроектным расчетам, стоимость нового мостового перехода оценивается в 43,6 млрд рублей. Но важно понимать: во-первых, это цены на момент стройки (2024-2027 годы). Во-вторых, сумма включает в себя не только возведение моста, но и транспортных развязок, подходов, выкуп земель. Ну и, в-третьих, вантовый мост – это более дорогая конструкция, чем с типовым пролетным строением.
В случае строительства моста в створе улицы Крисанова, что будет со зданием бывшего телефонного завода, в которое упирается дорога? Состоялись ли предварительные переговоры с собственниками по этому вопросу?
– Потребуется изъятие и выкуп территории завода «Телта». Но обсуждать этот вопрос с собственниками преждевременно. Идет поиск инвестора, проекта пока нет. Когда будет разработана документация, проведем переговоры о выкупе недвижимости в рамках утвержденных проектных решений.
Сообщалось, что скоростной поезд «Ласточка» соединит центр Перми с Закамском. Для этого Пермский пороховой завод передаст ряд путей РЖД. Достигнута ли договоренность об этом? Какие еще аспекты проработаны?
– Прорабатывается организация пассажирских маршрутов «Закамск – Левшино – Пермь I» и «Закамск – Пермь II». Пермский пороховой завод готов предоставить свой подъездной путь для создания прямой связи между станциями Пермь II и Химград. При этом со стороны «РЖД» необходимы гарантии сохранения объемов грузоперевозок и синхронизация их с движением электропоездов. В Минпромторг РФ направлено письмо с просьбой о передаче пути «ППЗ» в уставный капитал АО «РЖД». Прошедшие переговоры позволяют рассчитывать на положительное решение. Оно должно быть закреплено отдельным распоряжением Правительства РФ.
Маршрут движения «Ласточек» из Перми в Закамск понятен. Планируется оборудовать остановочные комплексы «Светлогорская», «Сысольская», «Ласьвинская», «Химград» с высокими платформами. Кроме того, как и на краснокамском направлении, нужно построить соединительную скобу в районе станции Курья, чтобы сократить время в пути. Например, в случае с маршрутом в Краснокамск это означает, что не будет необходимости заезжать на станцию Оверята. Строительство таких скоб – вполне стандартное техническое решение для «РЖД».
Сроки запуска «Ласточек» в Закамск зависят от решения Минпромторга РФ, они будут закреплены в дорожной карте, которую мы формируем с «РЖД».
Когда завершится проектирование детской железной дороги? Необходимо ли для строительства привлечь дополнительные земельные участки? В частности, на территории Мотовилихинских заводов?
– Проектирование «РЖД» ведет с 2020 года. Предполагается, что оно завершится в текущем году и при оптимистичном прогнозе в этом же году начнется строительство.
Уже в 2021 году?
– Это ведь проект, который нам нужно реализовать к 300-летию Перми. Компания «РЖД» готова инвестировать в него около 1 млрд рублей. В районе «Мотовилихинских заводов» будет построено депо. В перспективе мы сможем использовать эту площадку для развития профобразования и разместить там школу юнг Речного училища. Что касается имущественных вопросов, ими занималось профильное министерство, и, насколько мне известно, они все решены.
Последний вопрос относительно проектов «РЖД»: Северный обход – что с ним?
– Все по плану: в этом году компания планирует завершить все подготовительные процедуры – прохождение государственной экспертизы, разработку рабочей документации, выбор подрядчика. Затем начнется строительство.
На транспортной неделе в Москве подписано соглашение о развитии электротранспорта в Перми с компанией «Синара». Какие трамвайные линии она готова строить?
– Мы намерены заказать проект комплексного развития инфраструктуры, оценить пассажиропоток в Перми, агломерации и крае. Затем предстоит совместно с инвестором принять решение, будет ли это ветка в микрорайон Ива, которая прорабатывалась ранее, либо какое-то другое направление. Также компания презентовала нам еще один вариант – ветку в микрорайон Парковый. Она будет закольцована с существующими путями по ул. Трамвайной, а в другом направлении выйдет на пути по ул. Петропавловской. На наш взгляд, это наиболее реалистичный вариант для реализации, не требующий строительства мостовых переходов через реки.
Окупаемость проекта для инвестора будет зависеть от пассажиропотока?
– Предполагается, что возвращать инвестиции концессионер будет за счет сбора платы за проезд, поэтому да.
А ветка Пермь II – Пермь I не предлагается, поскольку рассматривается возможность возобновления движения электричек?
– Оба варианта в проработке – и железнодорожного, и трамвайного движения. В итоге, конечно, будет что-то одно.
В ноябре 2019 года во время визита в Пермь Виталия Мутко были озвучены планы по второму этапу реконструкции международного аэропорта «Пермь». Получит ли край федеральные деньги на его реализацию?
– Проектная документация разработана за счет средств АО «Международный аэропорт «Пермь». Предварительно техническое задание на проектирование было согласовано с Минтрансом РФ и утверждено Росавиацией. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (выступало заказчиком первой очереди реконструкции аэропорта) должно рассмотреть проект второго этапа для его передачи в Главгосэкспертизу. Мы же со своей стороны стараемся добиться выделения федерального финансирования: это 4,6 млрд рублей – в рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» Минтранса РФ.
Сейчас получено временное разрешение на эксплуатацию 1-го этапа реконструированной инфраструктуры аэропорта. А когда будет постоянное?
– При наступлении положительных температур в пермский аэропорт еще раз приедет комиссия Росавиации и вновь проведет испытания перрона. При успешном их прохождении будет выдано разрешение на эксплуатацию инфраструктуры в постоянном режиме.
Как оцениваете ход реконструкции Чусовского моста? Будете ли анализировать концессионное соглашение на предмет возможного пересмотра условий?
– С января 2021 года поменялся субподрядчик, который занимается строительством мостовой части. Работы заметно активизировались. 18 февраля мы подписали с генподрядчиком, компанией «СтройТрансГаз», график работ на 2021 год. Они обещают максимально сократить отставание, вывести на объект 600-700 рабочих и строить круглосуточно. Если обещания не будут выполнены, придется принимать меры в законодательном поле. Этот вопрос на личном контроле держит и Дмитрий Николаевич Махонин, ему в еженедельном режиме докладывают о ситуации.
Какова окончательная стоимость проекта? И есть ли сейчас необходимая сумма?
– В части стоимости никаких изменений в концессионное соглашение не вносилось. Как и ранее, согласно итогам конкурса, она составляет 13,4 млрд рублей.
Изначально было заявлено, что Чусовской мост будет платным только для транзитного транспорта. Это незыблемое условие, или оно сейчас – предмет обсуждения?
– Вопрос об этом тоже был поднят в ходе переговоров. Концессия – это же про окупаемость, а окупаемость зависит от пассажиропотока. Нам со своей стороны, конечно, хочется, чтобы для жителей Пермского края мост был бесплатным. Мы продолжаем диалог. Совершенно точно во время капитального ремонта существующего моста, который также входит в перечень работ по соглашению, проезд будет бесплатным.
Когда завершатся работы по первому этапу возведения ул. Строителей, и откроется для движения участок до ул. Желябова?
– Подрядчик укладывается в ранее обозначенный срок – сдача объекта планируется в 2021 году. Сейчас готовность составляет порядка 40%.
Еще одна ожидаемая автомагистраль – ТР-53, которая соединит микрорайоны Садовый, Висим, Запруд и Вышка-2. Когда начнется строительство?
– Проект ТР-53 полностью готов, планируется, что во II-III квартале 2021 будет получено положительное заключение госэкспертизы. Далее – конкурсная процедура по выбору подрядчика и начало строительства. Первый этап стартует в этом году – с реконструкции развязки улиц Уинской и Восстания.
А расширение улицы Соликамской реально начать в ближайшие годы?
– Мы заходим в строительство ТР-53, которая пройдет параллельно улице Соликамской. С появлением новой трассы основной поток транспорта пойдет именно по ней, а ул. Соликамская будет востребована куда в меньшей степени. Если потребуется, на ней можно организовать локальные расширения до трех полос. С учетом строительства ТР-53 этого будет достаточно, чтобы не образовывалось пробок. А проектные решения по реконструкции ул. Соликамской разрабатываются на перспективу.
Северный автомобильный обход Перми – еще один объект на перспективу. На какой стадии он сейчас?
– Проект сейчас передается в госэкспертизу. Над ним работают специалисты «ВЭБ Инфраструктура» совместно с ведущими проектными организациями. Предварительно к концу года будет получено положительное заключение. Мы пытаемся найти инвестора, который вложит средства в строительство. Надо понимать, что Северный автомобильный обход станет одним из крупнейших инфраструктурных проектов в регионе. Он свяжет Восточный, Западный и Южный обходы Перми, а также трассу Пермь – Краснокамск. Дорога протяженностью 40 км пройдет на территории Пермского района (вблизи деревни Глушата), далее в сторону Краснокамского городского округа (вблизи СНТ Дачный) и выйдет на трассу «М-7 Волга». Она позволит разгрузить Восточный обход от транзитного транспорта.
Северные территории Пермского края активно развиваются, растут объемы товарооборота промышленных предприятий, поэтому проект актуален, дорога будет востребована. В дальнейшем она станет частью Северного широтного коридора, то есть, по сути, будет иметь федеральное значение.
А какие перспективы у дороги Кунья – Губаха?
– Проект на выходе из экспертизы, планируемый срок получения заключения – II квартал 2021 года, но финансированием проект пока не подкреплен. Здесь стоимость реализации в разы отличается по сравнению с тем же Северным обходом. Строительство Кунья – Губаха оценено в 13 млрд рублей, что позволяет обсуждать, например, вариант с частичным финансированием из дорожного фонда наряду с привлечением частных средств. Пока инвесторов для строительства нет.
Перейдем к теме пассажирского транспорта. Создан краевой перевозчик ПКГУП «Автовокзал», который уже обслуживает маршруты. При прежнем руководстве министерства говорилось о планах занять четверть рынка межмуницпальных перевозок. Это актуальная цель?
– Такой задачи не стоит, имеющийся объем автопарка нас пока устраивает. Вместе с тем мы видим перспективу объединения МУПов в рамках единого краевого перевозчика.
В августе сообщалось, что региональные власти формируют предложение о заключении концессионного соглашения в отношении автовокзалов и автостанций, принадлежащих Пермскому краю. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?
– Сейчас в министерство экономического развития Пермского края направлен перечень автовокзалов и автостанций, которые планируется передать в концессию. Речь обо всех объектах на территории Перми и края, кроме автостанции в Краснокамске. На ее базе планируется ТПУ, для создания которого отдельно ведется поиск инвестора. Именно министерство формирует финансовую модель, составляет концессионное соглашение. Инвестора выберут по конкурсу. Он будет приводить в порядок объекты, а плату получать за предоставляемые на автовокзалах и станциях услуги. Таким образом, бюджет не будет нести расходы на реконструкцию и ремонт. Передать автовокзалы по концессии планируется в 2021 году.
Стоит ли перед краевым перевозчиком задача, чтобы его деятельность была прибыльной?
– Есть финансовая модель предприятия, по которой оно отчитывается перед нами, и показатель прибыли в ней тоже присутствует. Есть идея, чтобы за счет этой прибыли «Автовокзал» развивал туристические маршруты. Совсем не обязательно, что он будет заниматься только обслуживанием регулярных маршрутов.
Кстати, о туризме. В крае создана рабочая группа по развитию водных перевозок. На каких вопросах она сконцентрируется?
– Одна из тем – «Корпорация развития Пермского края» намерена организовать ремонт и сборку водных судов, были заключены соглашения со специализированными предприятиями. Мы ищем оператора, который будет эти суда эксплуатировать. Наряду с запуском «Ласточек» по железной дороге – есть желание связать правый и левый берега Перми водными маршрутами. Конечно, в планах и создание новых туристических направлений.
Разработан проект ремонт причала на Перми I. В этом году мы должны провести конкурсную процедуру, выбрать подрядчика и начать работы.
В заключении более личный вопрос. Вы изнутри знаете работу компаний в сфере дорожного строительства, но не были чиновником. Сложно вникать в рабочий процесс без опыта госслужбы?
– До прихода на должность министра я действительно никогда не был чиновником. Но не считаю отсутствие такого опыта минусом. Много лет в дорожной отрасли, с 2002 года, знаю ее изнутри. Думаю, мой опыт «по ту сторону» станет, наоборот, большим помощником в работе министром. Также важна поддержка коллег и руководства, а у Дмитрия Николаевича одна из первоочередных задач – это обеспечение транспортной доступности территорий, улучшение комфортности жизни населения. Когда у главы региона такие цели – транспортная и дорожная отрасли развиваются динамичнее.
Сформировали ли вы для себя перечень первоочередных задач как министра?
– Наше министерство, как и любое другое, – это сложный механизм со своими шестеренками. Он работает и показывает определенные результаты. Приходить и ломать этот механизм – такой задачи у меня не было и нет. На мой взгляд, это в корне неправильно. Правильней будет усилить работу там, где она кажется недостаточной. Главное для меня – видеть у каждого желание работать. Если его нет – с таким человеком нам не по пути. Это не только в министерстве, это мой жизненный принцип.
Считаю своей задачей номер один – подхватить все уже запущенные проекты Минтранса и довести их до завершения, потому что марафон уже в разгаре и главное – добежать до финиша: в хорошем темпе и без отставания.