Сергей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие меры поддержки планируется в этом году использовать для туристической отрасли? На кого и на что она будет нацелена?
– Министерство по туризму и молодежной политике Пермского края в основном ведет три вектора поддержки. Это разные направления, но каждое работает на один и тот же результат – увеличение туристического потока в Прикамье. Первый вектор самый простой и понятный – продвижение региона в целом, в том числе конкретные территории и отдельные виды туризма, турпродукты от местного сообщества. Это огромная и неотъемлемая часть формирования бренда территории и рейтинга туристической привлекательности среди других регионов.
Второе направление – поддержка непосредственно самого турбизнеса, она проходит на федеральном и региональном уровнях. Мы видели, какие виды проектов поддержал Ростуризм, вышли с инициативой к губернатору, чтобы такие идеи внедрить в регионе. Благодаря Дмитрию Николаевичу Махонину в Пермском крае дан задел в практике по грантам на глэмпинги на 2021 год. Кроме того, организована поддержка туристического сообщества по работе с Ростуризмом по этому направлению: понимание механизмов взаимодействия, какие могут быть плюсы и минусы в их сформированных проектах и продуктах и как их правильно доформатировать, чтобы эту поддержку получить. Мы первый регион в России, который сделал сессию обратной связи с представителями турсообщества о том, как правильно сформировать пакет документов, чтобы не только участвовать, но и победить в следующем конкурсе грантов.
И третье направление, которое является не менее важным, – это работа с муниципалитетами. Территория, на которой формируется турпродукт, ее насыщенность и наполненность инфраструктурой – очень важные составляющие. Необходимо выявлять самые «вкусные», эффектные и какие-то эмоциональные моменты, которые присутствуют на местах. Обычно территории об этом не знают, не осознают, что именно такой продукт может понравиться гостю нашего региона.
Какие результаты имела «Битва блогеров» и создание Тик-ток аккаунта Пермского края? Как вы оцениваете этот опыт? Будет ли продолжение у подобных проектов?
– У нас есть данные по разным форматам, которые мы прорабатывали. По «Битве блогеров» подготовлено 158 публикаций, постов, сториз и видео. Общей охват аудитории составил более 2,3 млн просмотров, и число их растет. Тик-ток аккаунт Пермского края набрал уже 63 тыс. лайков и почти 8 тыс. подписчиков. В любом случае те механизмы, которые мы используем, также донастраиваем и подключаем ту аудиторию, которой могут быть интересны путешествия в регион. Сейчас планируется, что в Тик-ток аккаунте Ростуризма пройдут прямые эфиры с информацией про горнолыжные базы в Пермском крае, пермскую кухню и другие виды туризма.
Использованы многие форматы взаимодействия, положительный результат есть однозначно от всех – где-то больше, где-то чуть меньше. Но самое главное, что Министерство пробует новые направления по продвижению региона для разной целевой аудитории, чтобы оценить, для каких групп мы на сегодняшний день, возможно, еще не раскрыты. Также ведутся переговоры с компаниями и регионами, чтобы организовывать системы обмена, инфо- и пресс-туры.
Дмитрий Махонин сообщил, что в 2021 году в Москве и Санкт-Петербурге планируется создание визит-центров Пермского края. На каком этапе находится проект?
– Пермский край находится в активных переговорах по этому вопросу. В первую очередь нужно быть представленным в этих городах в таком виде, чтобы вызывать бурю эмоций, а не для галочки. Дмитрий Николаевич часто говорит: «Давайте не будем уходить в протокольные решения». И мы планируем сделать все, чтобы люди захотели посетить такую локацию в Москве и затем поехать в Пермский край. Продолжение таких проектов будет, сейчас работаем со всеми регионами, в которых обязаны раскрыть потенциал региона для гостей, которые еще не были в Пермском крае.
Каковы способы продвижения Пермского края вы считаете наиболее перспективными?
– Способов продвижения огромное количество: работа в информационном поле и SMM, различные туры, но важно понимать, что мы работаем на разную целевую аудиторию. Допустим, если мы рассматриваем SMM, то зачастую он направлен на самостоятельный туризм. Гость может на автомобиле поехать в Прикамье, найти и посетить локации, которые он увидел в кино, сериалах или соцсетях. Если говорить про пресс-туры, то мы нацелены на внешние туроператорские сообщества, рассматривающие наш регион как пойнт, который они еще не открыли для себя. Что-то может сработать здесь и сейчас, что-то позже. В прошлом году мы тестировали формат гастрономического ужина с послами, следили за обратной связью и увидели положительные эмоции, а это как раз то, чего мы хотим достичь по большому счету. Ведь туризм, в первую очередь, – это комплексные эмоции, которые формируют еда, место проживания, вид из окна и многое другое. Поэтому мы ориентируемся на разную аудиторию и реагируем на разные запросы.
Каким образом будет создаваться бренд территории?
– Уже несколько месяцев, как сформировалась концепция зонтичного бренда. Пермский край – территория не только культуры или посикунчиков, или хорошо представленного одного вида туризма, а площадка, на которой можно попробовать несколько вариантов. Например, на горнолыжный курорт люди обычно едут только для катания на лыжах, а в Пермский край они смогут попробовать несколько вариантов отдыха. Мы выделили семь основных направлений: промышленный, гастрономический, круизный, водный (теплоходный), активный, санаторно-курортный и культурный. Они могут стать теми точками, которые начнут притягивать гостей, а остальные постепенно раскроются позже.
Что и как изменится в работе Агентства после преобразования в Министерство туризма и молодежной политики?
– У нас позиция в этом плане понятная и добрая. Во-первых, это признание тех заслуг туристических сообществ, которые гостеприимны и развиваются на местах. Новый статус демонстрирует, на сколько пристальное внимание уже уделяется в Пермском крае туристическому направлению.
Глобальные изменения произошли в смыслах. Туристические объекты расположены на многих территориях, а они должны сами для себя понимать, как им раскрыться. Для поддержки и существует такой орган, как краевое Министерство по туризму и молодежной политике.
Также в администрации Перми уже создан отдел по туризму, идет набор кадров. Для чего этого происходит? Пермь – это краевой центр, но это и город, в котором точно так же проходят свои туристические процессы. Когда целый отдел за ними следит, корректирует и продолжает краевую стратегию, тогда лучше и грамотнее будет сделана работа. Совместными усилиями можно достичь гораздо большего.
Принято считать, что территории края плохо умеют продавать свои туристические продукты. Какой вы видите оптимальную помощь территориям?
– На местах часто просто не умеют определить и осознать для себя, какой элемент создаст эмоцию. Иногда он неочевиден и не лежит на поверхности, но может являться якорем. Чтобы перераскрыть для внутреннего и внешнего туриста имеющиеся локации, Министерство обращается за помощью к экспертам. Какие-то элементы можно приподнять, каким-то территориям дать направления для того, чтобы они продавали себя сами. В этом весь смысл. Зачастую эти ресурсы уже существуют на местах.
Какие в целом вложения в инфраструктуру отрасли в Пермском крае необходимы? Какие здесь приоритеты?
– С этим нужно работать. Сейчас мы сосредоточились на нескольких муниципалитетах, готовим проект ТОП привлекательных территорий, чтобы сделать алгоритм движения по покрытию инфраструктуры в том числе. Министерство ведет работу с сообществом туроператоров, общественными организациями. Бывает, что есть отдельно стоящий объект и он может быть великолепным, но условно ресурсы и силы, потраченные для обустройства инфраструктуры, дадут меньший эффект, чем в какой-то комплексной истории. Нам нужно начать с последних. Оценить вложения в инфраструктуру очень тяжело, но есть нацпроект, по которому будем двигаться и подавать проекты. Нужно определиться – куда конкретно пойдут вложения в первую очередь, ведь все одномоментно охватить не получится.
Каким бюджетом распоряжается министерство по развитию туризма?
– Общий бюджет Министерства по направлению «Туризм» составляет около 70 млн рублей. В основном денежные средства предназначены на продвижение, систему грантов и субсидий муниципалитетам на развитие. Сейчас мы сфокусировались на создание глэмпингов и модульных гостиниц. Попробуем и оценим эффективность. В целом туризм – это межведомственная работа, поэтому хорошо прошло взаимодействие с Агентством по развитию МСП, прорабатывали вопрос с включением в гранты Департамента общественных проектов по предоставлению господдержки НКО в сфере туризма. Так, в рамках поддержки от Агентства краевые гостиницы и туроператоры смогут получить субсидии на приобретение техники и оборудования.
Существуют ли конкретные задачи по привлечению в край иностранных туристов?
– Однозначно да, нам в этом плане помогает система геоаналитики, например, мы знаем, что Россия – страна самого частого посещения туристов из Германии. Сейчас ведется работа с государствами, которые заинтересованы проводить зеркальные инфотуры. Внешний турист Пермскому краю интересен, и мы будем работать над этим вопросом, но сейчас тяжело что-то прогнозировать.
Как вы оцениваете проект «Не сиди дома»? Какие у него перспективы?
– В 2018 году 130 человек из числа студенческой молодежи посетили маршруты ежегодного фотоконкурса «Не сиди дома». Поступило около 1 тыс. снимков от пермяков. В прошлом году из-за пандемии проект был приостановлен. В настоящее время планируется задействовать наработки и включить проект ТОП туристически привлекательных городов Прикамья. Ведется работа с новым порталом «Визит Пермь», куда будут интегрированы решения и путешественники смогут найти ответы на разные вопросы.
Есть ли конкретные планы по вложениям в инфраструктуру для активного водного туризма в крае?
– Активный туризм находится в ведомстве краевого Минприроды. На территории парка «Пермский» находятся особо охраняемые природные территории, по которым ходят туристы. В их числе самые популярные места для сплавов являются реки: Усьва, Чусовая, Вишера. Обустройство территорий руководство парка и Минприроды будут проводить самостоятельно.
Когда мы с Дмитрием Николаевичем были в Каменном городе, то прекрасно видели, что там нужно сделать. Важный вопрос заключается в форме взаимодействия на таких объектах. Если это модель государственно-частного партнерства, то на каких условиях будет реализована? Бизнесу интересно присутствовать на объектах, но есть ряд ограничений, которые влияют на финансовую модель. На совещаниях мы свели руководство природного парка «Пермский» с бизнесом, который говорит, что конкретно необходимо сделать, чтобы начать работу. Когда природный объект становится популярным, иногда сам по себе, то антропогенная нагрузка увеличивается и нужно грамотно регулировать ее, чтобы польза была для всех.
Пермский край – территория огромного количества исторических событий, природных, культурных объектов, поэтому уделять чему-то больше внимания, наверное, можно, но в целом нельзя забывать все разнообразие, что у нас представлено.
Пермь выиграла право принять полуфинал Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства». Когда он состоится и как может повлиять на развитие туристической отрасли в крае?
– Не секрет, что в первую очередь важно количество участников, которые заявились на конкурс «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей», подготовили видеоматериал и зарегистрировались на сайте. Это как раз к вопросу об осознании территориями своих ресурсов. Главы муниципалитетов выходили на диалог с теми, кто обладает проектами на местах, и рассказывали, что необходимо выдвинуть их на федеральный уровень.
Пермский край вошел в ТОП-10 по числу заявок среди других регионов России. По сравнению с первым сезоном число участников от края увеличилось в два раза и составило 330. Не все, кто хотел, подали заявки, но мы обязательно продолжим с ними работу. А те проекты, которые не попадут в высокие рейтинги конкурса, попытаемся максимально конкретизировать, чтобы находить какую-то синхронизацию или укрупнение для реализации. Хотим, чтобы импульс не пропал даром.
Заключительный полуфинал состоится в Перми с 11 по 13 мая. По итогам соревнований определят 200 лучших участников, которые встретятся в финале конкурса. Они поборются за гранты на реализацию проектов в специальных номинациях от партнеров мероприятия.
Кроме того, Пермский край стал лидером народного голосования «ТОПБЛОГ». Регион находился в одинаковой динамике по скорости увеличения голосов в номинации с другими городами-миллионниками. В один момент мы получили импульс, для этого использовались различные способы информировать пермяков о важности конкурса. Голосование проходило в группе «ВКонтакте», и оказалось, что наши жители могут мобилизоваться в нужное время.
На момент подведения итогов у Пермского края было 57 тыс. голосов, а сейчас 59 тыс., конкурс уже закончился, а люди продолжают поддерживать наш регион (улыбается).