Краевые власти намерены кардинально реформировать отрасль пассажирских перевозок. Аргументы похожи на те, с какими затевалось внедрение новой транспортной модели в Перми. В качестве основных минусов текущей ситуации декларируются: старые автобусы, дублирование маршрутов. Если одно направление обслуживают несколько перевозчиков, стоимость билетов может отличаться, это власти тоже считают недостатком. Кроме того, в маршрутной сети недостает некоторых социально важных транспортных связей.
«Каково положение дел: средний возраст автобусов более 20 лет, то есть гнилые сараи на колесах ездят. Полный бардак со стоимостью проезда – перевозчики сами ее формируют, внося путаницу. Ничего хорошего для пассажиров в этом нет. Если говорить о маршрутной сети, дублирование еще ладно, бог с ним, но когда у некоторых населенных пунктов нет прямого сообщения с социальными и медицинскими объектами – это очень плохо», – критично оценил ситуацию губернатор Дмитрий Махонин.
Министр транспорта Андрей Алякринский перечислил еще несколько проблемных моментов: рост ДТП с автобусами из-за высокого технического износа подвижного состава и «гонок водителей», неконтролируемое повышение тарифа из-за разных экономических условий перевозчиков, несоблюдение расписания, низкая культура и качество обслуживания. От всего этого и призвана спасти новая транспортная модель.
Власти ставили перед собой задачу максимально сохранить действующую маршрутную сеть. При этом включить в нее социально важные направления и сократить дублирование, а также определить «оптимальный подвижной состав».
Оптимальным оказалось из «сараев» пересесть сразу во «дворцы», перейдя от более чем 20-летних автобусов к технике не старше одного года (на момент заключения контракта), оснащенной еще более «богато», чем городские автобусы в Перми. Помимо кондиционера, медиапанелей, системы учета пассажиропотока, видеонаблюдения в автобусах должны работать Wi-Fi и стационарные зарядки для мобильной техники.
Внедрение новой транспортной модели на межмуниципальных маршрутах разделили на четыре этапа. Первый произошел с 1 июня 2020 года. Запущено семь направлений, которые обеспечивают доступность медицинских учреждений. Это маршруты из Барды и Чернушки в Осу, из нескольких поселков в Кунгур, а также из Гремячинска в Губаху.
Второй этап начался 1 декабря прошлого года и затронул пригородные маршруты Пермской агломерации. По этому поводу начались и до сих пор идут суды с действующими перевозчиками, о которых в докладе не было упомянуто (см. справку)
Следующий этап реформы намечен на 1 июня 2021 года. Перевозчики подали иски об оспаривании этой даты. Перевести на регулируемый тариф планируется 37 маршрутов, курсирующих между Пермью и населенными пунктами Добрянка, Сылва, Троица, Култаево, Лобаново, Мулянка, Усть-Качка.
Как рассказали Business Class в министерстве транспорта, объявить конкурсы на обслуживание этих направлений планируется в конце марта – начале апреля. Контракты с перевозчиками заключат на пять лет – по 31 мая 2026 года. Сейчас идет подготовка конкурсной документации. На оплату транспортной работы по 37 маршрутам заложено 4,9 млрд рублей.
Полномасштабное внедрение новой транспортной модели власти собираются осуществить с 1 января 2022 года. Правила станут едиными для всех 185 маршрутов (столько включено в документ планирования региональных перевозок). Губернатор поручил взвешенно подойти к открытию и закрытию маршрутов, советоваться с жителями. В частности, продумать возможность опроса через социальные сети и портал «Управляем вместе».
На сегодняшний день на 203 межмуниципальных маршрутах Прикамья, работающих по нерегулируемым тарифам, задействовано 484 транспортных средства. Перевозчиками выступают 109 юридических лиц и предпринимателей. Запомним это число. Опыт Перми показывает, что в результате реформы перевозчиков стало меньше, произошло значительное укрупнение игроков. Внедрение новой транспортной модели в краевой столице принесло бюджету убытки, оказавшиеся в два раза больше, чем ожидалось: почти 2 млрд рублей в 2020 году.
Юридическое сопротивление.
В 2020 году краевые власти провели конкурсы на обслуживание шести маршрутов Пермской агломерации по регулируемым тарифам. Победило краевое предприятие «Автовокзал», но работает оно только на двух из шести направлений (№108 и №206).
В остальных четырех случаях перевозчики подали иски о признании незаконным изменения вида перевозок (с «нерегулируемого тарифа» на «регулируемый») с 1 декабря 2020 года. Пермский краевой суд принял обеспечительные меры, которые не позволили «Автовокзалу» выйти на спорные маршруты. Частники продолжили работу. Минтранс пытался добиться отмены обеспечительных мер, но безуспешно.
Четвертый апелляционный суд в Нижнем Новгороде оставил апелляционные жалобы ведомства без удовлетворения. В конце февраля – начале марта устояли обеспечительные меры по искам ООО «Бизнес-Д» и предпринимателя Николая Шадрина (работают на маршруте №104), а также по заявлению перевозчика Вилдана Назарова (маршрут №148). 10 марта аналогичное решение принято в рамках спора по направлению №150 (ООО ТК «Автодан»), а на минувшей неделе – по маршруту №106 (ООО «ВТБ-Авто»).
Вместе с тем компания «ВТБ-Авто» проиграла разбирательство с Минтрансом в Арбитражном суде Пермского края. Судья Татьяна Мещерякова отказала в признании незаконным маршрута №120, открытого в декабре прошлого года. Путь его следования частично совпадает с существующим направлениям №106 «Кондратово – Пермь». Другие перевозчики считают нелегитимным еще один недавно созданный маршрут – №130, который отчасти дублирует направления №104 и №148. Рассмотрение иска продолжится 25 марта. Оба новых маршрута обслуживает «Автовокзал».