Арбитражный суд Пермского края завершил рассмотрение иска прокуратуры к Управлению автомобильных дорог и транспорта Пермского края и ОАО «РЖД». Надзорный орган требовал признать ничтожной сделку по приобретению в региональную собственность 18 объектов недвижимости, расположенных по ул. Локомотивной, 18. Вместе с ними краю перешло право аренды участка Товарного двора, на котором планируется возведение транспортно-пересадочного узла Пермь II и ул. Строителей. Всего из бюджета было заплачено 800 млн рублей.
Прокуратура доказывала, что стоимость завышена и была бы ниже, если бы стороны пошли по пути изъятия участков. После нескольких заседаний судья Юлия Батракова отказала в удовлетворении требований прокуратуры.
На последнем заседании представители «РЖД» рассказали, что было сделано компанией для исполнения взятых на себя обязательств по строительству интермодального пассажирского транспортно-пересадочного узла на Перми II (ТПУ) с обустройством прилегающей территории. Их перечислила представитель «РЖД» Ирина Баскова. По договору о выполнении предпроектных работ специалисты выезжали на место, провели замеры на территории, осмотрели здания вокзала для определения объемов работ по реконструкции. Работа проведена подрядчиком «Челябжелдорпроект» по договору, заключенному в 2019 году на сумму 17 млн рублей. Сейчас этот институт занимается проектно-изыскательскими работами по объекту. Договор стоимостью 34 млн рублей заключен 15 октября 2020 года.
Краевые власти ищут инвесторов для строительства трех транспортно-пересадочных узлов07 апреля 2021, 14:51Заданием на проектирование предусмотрено создание современного вокзального комплекса, объединяющего дальнее и пригородное железнодорожное сообщение, а также автобусные маршруты. Планируется строительство нового объединенного здания авто- и железнодорожного вокзала, реконструкция существующего здания Перми II с пристроями, модернизация пассажирских платформ и благоустройство прилегающей территории.
В суде были продемонстрированы иллюстрации будущих объектов ТПУ, показывающие их облик и расположение. «По предварительным расчетам, инвестиции в проект составят 2,6 млрд рублей. Кроме того, по соглашению мы передадим вокзал в аренду тому, кому скажет Пермский край. На условиях возмещения только амортизации и налога на имущество, то есть фактически в безвозмездное пользование, – отметила Ирина Баскова. – «РЖД» будет строить одно из зданий ТПУ – совмещенный транспортный терминал, части которого соединятся переходом через железнодорожные пути», – конкретизировала она, отвечая на вопрос представителя прокуратуры.
Ранее властями Пермского края заявлено, что завершение проектирования ТПУ «Пермь II» ожидается в 2021 году, а окончание строительства и ввод объекта в эксплуатацию намечены на 2023 год.
Антон Мальцев, представитель прокуратуры Пермского края:
«Поскольку находящиеся на территории Товарного двора здания разрушены и восстанавливать их экономически нецелесообразно, мы говорим об отсутствии объектов сделки. Что вообще покупал край? Получается, только запись в ЕГРН. Застройщиком ТПУ будет «РЖД», то есть регион фактически приобрел земельный участок, чтобы затем часть отдать обратно «РЖД» под возведение пересадочного узла. При этом на сегодняшний день разрешенный вид использования площадки – «под культурно-досуговую деятельность». (Это, вероятно, связано с тем, что на территории Товарного двора планируется возвести концертно-спортивный комплекс – прим. ред).
«В свое время представители государственной власти говорили нам, что они приобретают, а не изымают имущественный комплекс Товарного двора, чтобы сэкономить время. Но чтобы начать строить ТПУ, необходимо изъять другие участки, которые сейчас находятся в частной собственности. Есть предпроектные решения, которые нам предоставил Михаил Сюткин, будучи первым зампредом правительства Пермского края. Это документ, который подтверждает планируемые границы размещения ТПУ».
«Оценщик основывался на действиях покупателя участка, чтобы обосновать стоимость Товарного двора в 800 млн рублей. Власти как бы сказали продавцу: «Я собираюсь здесь построить дорогу, территория будет развиваться в дальнейшем. Поэтому давайте мы придем завтра и купим землю дороже, чем она стоит сейчас». При изъятии стоимость была бы ниже, потому что оценивалась бы, исходя из того, как он используется на текущий момент».
Инесса Ковальчук, представитель «РЖД»:
«Процедура изъятия является экстраординарной мерой, когда невозможно применить обычную деловую сделку. Да, можно было бы использовать этот механизм, но то, что этого не сделано, не является основанием для признания сделки ничтожной. Ее стоимость установлена правомерно, а в случае изъятия также оценивалась бы рыночная цена. Плюс к ней бы добавилась бы сумма упущенной выгоды. С разделением земли и выкупом только части Товарного двора в рамках процедуры изъятия мы бы не согласились».
Представитель Управления автомобильных дорог и транспорта:
«Оспариваемый договор заключался в рамках инвестиционной деятельности. Мы исходили из того, что приобретение объектов недвижимости осуществляется с одновременным переходом права аренды на земельный участок. Полезный эффект заключается в том, что Пермский край получил достаточные правовые основания для строительства ТПУ и ул. Строителей на территории Товарного двора. Цена сделки не вышла за рамки бюджетных ассигнований, предусмотренных для этой цели, поэтому говорить о причинении ущерба в данном случае не приходится».