Один пишем, два в уме. Краевые автобусные маршруты выставили на торги

Один пишем, два в уме. Краевые автобусные маршруты выставили на торги
Объявлены конкурсы на обслуживание региональных автобусных маршрутов на пять лет. Стоимость работы установили такую, какую позволил бюджет. И хотя по расчетам расходы перевозчиков гораздо выше, у бизнеса есть интерес к долгосрочным контрактам.
Автор:

В Пермском крае запущен новый этап транспортной реформы. ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» объявило конкурсы на обслуживание 144 маршрутов. Они разделены на 35 лотов, начальная стоимость которых варьируется от 12,6 млн до 1,5 млрд рублей. Один из крупных лотов включает семь маршрутов из Перми в Добрянский округ, Троицу, Хохловку, Старые Ляды и Сылву. Начальная стоимость работы составляет 1,489 млрд рублей, или от 65,3 до 85,7 руб. за километр пробега (цена за единицу меняется год от года).

Для выполнения работ подрядчик должен иметь технику не старше года, которая соответствует экологическому классу не ниже «Евро-5». Автобусы необходимо оснастить видеонаблюдением, климат-контролем, медиапанелями, стационарными валидаторами, а также системами учета пассажиропотока и контроля за режимом труда и отдыха водителей.

В министерстве транспорта Пермского края подчеркивают, что главная цель внедрения новой транспортной модели работы – повысить качество оказываемой услуги населению. Исходя из этого и формировались условия контрактов. «Сегодня мы ежемесячно регистрируем более 100 жалоб на перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах. Людей не устраивает качество предоставляемой услуги, а нерегулируемый тариф не позволяет его повысить», – поясняют в ведомстве.

Средний возраст транспорта на межмуниципальных маршрутах до начала перехода на новую модель составлял более 20 лет. Сейчас цель – обновить подвижной состав. «Чтобы автобусы были комфортными для пассажиров и оснащенными современным оборудованием. Чтобы в летнее время в них работала система кондиционирования воздуха, а зимой было тепло. Чтобы автобусы не ломались в середине пути, не горели, как это случилось недавно с автобусом маршрута Пермь – Кизел, ездили точно по расписанию, не подводя ожидающих их пассажиров. Именно для жителей Пермского края в первую очередь и проводятся эти изменения. А работа перевозчиков по госконтракту станет гарантом качества оказываемой услуги и позволит наказывать рублем тех, кто не соблюдает прописанные в нем условия», – подчеркивают в минтрансе.

Новые контракты с перевозчиками предполагают работу по регулируемому тарифу. Его для каждого маршрута устанавливает региональное министерство транспорта. По информации ведомства, изначально стоимость проезда для пассажиров будет равна той, которая действует сейчас. Далее она будет индексироваться на 4% в год. Выручка от продажи автобусных билетов в рамках новой транспортной модели подлежит перечислению в бюджет Пермского края.

В конкурсной документации приведен расчет максимальной начальной цены контракта (НМЦК). В нем учтены расходы на оплату труда кондукторов и водителей, топливо, техническое обслуживание и ремонт, стоимость новых автобусов, дополнительного оборудования и т.д.

В результате, к примеру, на маршруте № 153 «Дивья – Пермь» себестоимость 1 км пробега посчитана в размере 147,92 руб. в 2021 году и 202,47 руб. в 2027-м. А общая НМЦК по семи направлениям определена в сумме 4,171 млрд рублей. В документе указано, почему они превратились в полтора миллиарда – в связи с тем, что государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, заказчиком принято решение об определении НМЦК в соответствии с лимитом финансирования.

Организатор торгов пояснил Business Class, что при установлении НМЦК руководствовался приказом министерства транспорта Пермского края. Документ принят в сентябре 2020 года, им утвержден средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега. Он зависит от класса транспортных средств: для больших автобусов в 2021 году показатель составляет 65,28 руб., для средних – 55,77 руб., для малых – 27,78 руб.

Предельный объем средств на оплату по всем долгосрочным контрактам с перевозчиками определен постановлением правительства региона в размере 15,2 млрд рублей.

Лотирование власти предварительно обсуждали с представителями антимонопольного ведомства. Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин рассказал Business Class, что вопросы к объединению маршрутов возникли и организаторы торгов пояснили – лоты сформированы по географическому и экономическому принципам.

Опрошенные Business Class предприниматели воздержались от развернутой оценки предложенных условий контрактов. Перевозчики отмечают, что просчитывают экономику контрактов. Есть и те, кто намерен подавать заявки практически при любом раскладе, так как не видят себя в другом поле деятельности и хотят сохранить работу. По пессимистичному прогнозу, из всех планируемых закупок с первого раза может не состояться около половины. Некоторые участники рынка заняли выжидательную позицию и надеются, что в случае отсутствия заявок условия конкурсов могут быть пересмотрены.

Основная масса межмуниципальных маршрутов по плану начнет обслуживаться по новым контрактам в январе-марте 2022 года. «Когда есть запас времени, есть и возможность итерации. Если при организации торгов какие-то моменты не удалось учесть, рынок отреагирует и даст понять, что нужны корректировки. Наличие или отсутствие заявок от перевозчиков и станет самым ярким индикатором того, насколько цена контрактов соответствует требованиям к подрядчикам», – рассуждает экс-начальник департамента транспорта администрации Перми Денис Гвоздев.

Заявки на участие в объявленных конкурсах будут приниматься до конца августа.

Не пропустите:Пассажиропоток Пермского аэропорта достиг рекордных показателей11 августа 2021, 12:08
Все новости компаний