По итогам I полугодия 2021 года пассажиропоток общественного транспорта Перми составил 91,3 млн человек – 86,3% от планового показателя. Его уровень постепенно рос: от 78% в январе до 96% в июне. Аналогичная ситуация с исполнением плана по доходам от пассажирских перевозок. Ожидалось, что бюджет пополнится на 2,2 млрд рублей, на деле перечислено 1,8 млрд рублей (82,3%). Динамика по месяцам была положительной: от 66% в начале года, до 88% в июне. Результаты работы отрасли обсудили на заседании комитета гордумы по экономическому развитию.
По словам начальника департамента транспорта администрации Перми Анатолия Путина, одна из причин невыполнение плановых показателей – ограничительные меры из-за коронавируса и дистанционное обучение школьников и студентов в начале года.
По прогнозам мэрии, за весь 2021 год удастся достигнуть пассажиропотока 188 млн человек. Тогда план по доходам будет выполнен на 94%, а кассовый разрыв составит 1,9 млрд рублей. Для сравнения по итогам 2020 года транспортная отрасль сгенерировала убыток более 2 млрд рублей.
Лидер фракции «Справедливая Россия» в гордуме Вероника Куликова обратила внимание, что за январь-июнь уже образовался убыток 1,1 млрд рублей. Это на 357 млн рублей больше, чем планировалось. Такие данные депутаты получили из Контрольно-счетной палаты Перми. Г-жа Куликова отметила, что департаментом транспорта был представлен план мероприятий по повышению привлекательности общественного транспорта, и рассчитан он до 2025 года. «Хотелось бы услышать, какие меры будут предприняты уже в ближайшее время», – поинтересовалась она.
«В августе закончится ремонт трамвайных путей по ул. Уральской – закрытие этой ветки в числе прочего сказалось на пассажиропотоке. С 1 сентября изменится расписание движения транспорта – на направлениях с наибольшим пассажиропотоком число рейсов увеличится. В этом году появятся новые остановочные пункты – скоро будет введен в эксплуатацию пункт на ул. Ивановской, начнутся работы по обустройству еще одного – в СНТ «Инкар». С января 2022 года планируется открытие новых маршрутов, о необходимости которых говорили жители», – перечислил Анатолий Путин.
Что касается новых маршрутов, речь идет о возвращении ранее закрытых направлений № 13 и 43, но с небольшими изменениями.
Депутат Сергей Богуславский напомнил, что ранее плановый показатель пассажиропотока уже корректировали, чтобы приблизить к фактическому. «И все равно видим неисполнение. Число поездок снизилось еще сильнее?» – спросил он. «В предыдущем походе мы установили такой показатель пассажиропотока, при котором могли найти компенсацию выпадающих доходов бюджета. Хотя уже тогда мы говорили, что он сложится на уровне 188 млн рублей, и сейчас ориентируемся именно на это значение», – ответил г-н Путин.
Сергей Богуславский назвал достижение показателя амбициозной задачей, особенно с учетом того что за первые полгода нужная планка не достигнута. «Логика постановка цели понятна – надо делать транспорт привлекательным и увеличивать пассажиропоток. Методы достижения этой цели пока не совсем ясны», – прокомментировал председатель экономического комитета Арсен Болквадзе.
Готовы тратить.
Вероника Куликова и Арсен Болквадзе подняли проблему переполненности автобусов на некоторых маршрутах, где ввели летнее расписание. Они подчеркнули, что такая ситуация усугубляет эпидемиологическую обстановку, так как о соблюдении социальной дистанции в перегруженном транспорте речи не идет.
Анатолий Путин ответил, что с наступлением лета пассажиропоток снизился на 20%, а объем транспортной работы сократили только на 7%. «Это снижение предусмотрено контрактами с перевозчиками, и оплата работы запланирована в соответствующем объеме. Изыскать дополнительные финансы в рамках отрасли не представляется возможным», – пояснил он.
Депутаты в ответ выразили уверенность, что вопрос решаем, и департаменту стоило представить расчет необходимой суммы и вынести его на обсуждение.
Кроме того, члены комитета поддержали введение новых льгот на проезд в общественном транспорте. Пользоваться им бесплатно смогут учащиеся младших классов. А члены многодетных малоимущих семей получат право покупать проездные со скидкой. Правда, произойдет это не с 1 сентября, как планировалось изначально, а с 1 января 2022 года. Объем выпадающих доходов бюджета оценен в 206 млн рублей.
Департамент транспорта готовит изменения и в тарифное меню в целом. Сейчас в стоимость безлимитных проездных заложено больше поездок, чем требуется большинству пассажиров. Это подтвердили и результаты недавнего опроса на портале «Управляем вместе». По словам Анатолия Путина, сейчас идет анализ результатов голосования. Предложения по корректировке тарифных планов департамент планирует представить в октябре текущего года.