В Перми поэтапно отказываются от кондукторов. Как работает новая система оплаты проезда?

В Перми поэтапно отказываются от кондукторов. Как работает новая система оплаты проезда?
В общественном транспорте Перми вводят бескондукторную оплату проезда. В конечном счете на нее перейдут на всех маршрутах. Рассказываем, как оплатить проезд, совершить бесплатную пересадку и кто контролирует безбилетников.
Автор:

В Перми расширен список маршрутов с бескондукторной системой оплаты. Сейчас в нем состоят автобусы №№4, 11, 14, 17, 19, 59, 64, 67, 78, 80 и трамваи №№4, 6 и 8. С сентября 2021 года система была запущена на четырех маршрутах. Далее она охватит весь город.

Как оплатить проезд на маршруте с бескондукторной системой?

На поручнях при входе в транспорт установлены стационарные валидаторы. Для оплаты проезда к его нижней части нужно приложить бесконтактную банковскую карту, транспортную карту или проездной. На экране появляется подтверждение покупки, бумажный билет не выдается.

Еще один способ – оплата проезда по QR-коду. Чтобы пользоваться им, нужно установить на смартфон мобильное приложение «Транспортная карта Пермь». Оно позволяет выпустить цифровую карту по аналогии с виртуальными банковскими картами. Сделав это, для оплаты проезда в транспорте останется только считать QR-код на двери или окне в салоне.

Вариант покупки билета за наличные также существует, для этого нужно обратиться к водителю во время остановки транспорта.

Как совершить бесплатную пересадку?

В планах администрации автоматизировать совершение бесплатной пересадки на всех маршрутах. Но пока этого не сделано, вариантов действий несколько.

Не пропустите:Временно электронная пересадка временно доступна только по транспортным картам.Валидаторы в пермских автобусах дали сбой18 октября 2021, 18:52

Между бескондукторными маршрутами автоматизированы пересадки по транспортной карте и проездному. В первый раз в момент прикладывания карты к валидатору с нее спишутся деньги (или поездка), во второй раз – только зафиксируется факт посадки. Аналогично работает бесплатная пересадка по QR-коду. В мобильном приложении автоматически сгенерируется пересадочный талон.

Если нужно пересесть с бескондукторного маршрута на «обычный», билет придется покупать у водителя, чтобы предъявить его в следующем транспортном средстве. При обратной пересадке талон тоже должен дать водитель. Кроме того, даже между бескондукторными маршрутами не автоматизирована пересадка при оплате проезда картой банка, поэтому с ней нужно опять же идти к водителю.

Сложно! Собираются ли как-то упростить процесс?

В течение месяца весь транспорт собираются оснастить QR-кодами. Так что этот способ бесплатной пересадки станет доступен не только между бескондукторными маршрутами. Автоматизация процесса бесплатной пересадки по транспортной карте или проездному будет распространяться по мере подключения новых маршрутов к бескондукторной системе.

«На бескондукторных маршрутах вопрос предоставления пересадки без наличия бумажного билета стоит острее, чем на маршрутах, где эта функция возложена на кондуктора. Поэтому было принято решение в первую очередь разрабатывать и внедрять соответствующее программное обеспечение на этих маршрутах. В настоящее время прорабатывается возможность внедрения данной функции на все валидаторы в городском пассажирском транспорте», – рассказали в департаменте транспорта администрации Перми.

Как проверяют, оплатил пассажир проезд или нет?

За оплатой проезда в общественном транспорте следят контролеры. Всего в штате контрольно-ревизорской службы полностью укомплектовано девять бригад, которые ежедневно выходят в рейды на линию. По мере добавления новых маршрутов количество контролеров будет увеличиваться.

У контролеров есть специальные валидаторы, которые предназначены для проверки пассажиров, не имеющих бумажного билета. Для этого необходимо приложить к устройству карту, которой оплачен проезд. Информация о покупке на валидаторе контролера отобразится, даже если фактически деньги с карты пассажира еще не списались (иногда это происходит не сразу).

Какое наказание грозит «зайцу» за проезд без оплаты?

Штраф за безбилетный проезд в Перми – 500 рублей, при повторном нарушении – 1000 рублей. Обнаруженный контролером безбилетник все равно обязан оплатить проезд. В противном случае его попросят выйти из транспорта.

Нужно помнить, что покупать билет следует сразу после посадки в автобус или трамвай.

Много ли людей не платят за проезд на бескондукторных маршрутах?

В автобусных маршрутах №№4, 59 и 80, а также в трамвае №8 от кондукторов отказались с 1 сентября. Пассажирам дали время привыкнуть к новшеству, а с 22 сентября начали штрафовать.

«При запуске бескондукторной системы в сентябре доля безбилетников варьировалась в течение всего месяца. На начальной стадии их количество было выше: это связано с привыканием к новой системе. Поэтому на первые три недели контролеры вели разъяснительную работу в салонах транспортных средств без наложения штрафных санкций. К концу месяца доля безбилетников сложилась на уровне 18-20%», – рассказали в департаменте транспорта администрации Перми.

Как выбрали маршруты, на которых стали вводить бескондукторную систему оплаты проезда?

В адрес департамента транспорта поступило обращение от перевозчиков с просьбой разрешить переход на бескондукторную систему части автобусных и трамвайных маршрутов. Это связано с дефицитом кондукторского персонала. Для обеспечения стабильной работы и недопущения срывов выхода транспорта на линию было принято решение о переводе части маршрутов на систему оплаты без кондуктора.

На маршрутах, которые добавили в октябре, уже штрафуют пассажиров?

На автобусных и трамвайных маршрутах, которые были включены в систему с 10 октября, оборудование было включено заранее, пока кондукторы еще продолжали работу. Это позволило пермякам опробовать систему и при необходимости уточнить непонятные моменты у кондукторов в автобусе или трамвае. В связи с этим контроль на линии осуществляется в полном объеме.

Все ли маршруты присоединятся к бескондукторной системе?

Автобусные и трамвайные маршруты включаются в систему поэтапно, до полного перехода на данный вид сбора оплаты проезда.

«Водители автобусов против работы без кондуктора. Продажа билетов их отвлекает. Пассажирам тоже неудобно».

Такое мнение прозвучало в ходе прямого эфира с главой Перми Алексеем Дёмкиным. Вот что он ответил:

«Транспортная модель, которая уже реализована, предусматривает, что все маршруты должны стать бескондукторными. Это заложено в контракты с перевозчиками. Мы не собираемся делать резкий разворот назад и будем продолжать транспортную реформу. Все-таки в ней есть рациональные элементы. Что касается системы оплаты проезда, наша задача сделать так, чтобы она была понятна и удобна».

Как будет контролироваться ношение маски в транспорте, если в салоне не будет кондуктора?

Департамент транспорта администрации Перми: «Контроль за соблюдением масочного режима находится в компетенции Министерства транспорта Пермского края».

Не пропустите:В Прикамье поступила партия карт «Тройка» для оплаты проезда в транспорте13 октября 2021, 09:30
Все новости компаний