В первом полугодии российский региональный рынок рекламы превысил показатели 2020 года на 10%. В Перми объем рекламы вырос больше всего в сегменте радио – на 56% - и составил 63 млн рублей. На втором месте наружная реклама, на третьем - телевидение. Пресса показала снижение объема рекламы на 13%. Общий объем местного рынка за первое полугодие составил 376 млн рублей. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Такие данные опубликовали эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Объем рынка региональной рекламы в средствах ее распространения в январе-июне 2021 года | |||
Сегменты | 2021 год, млрд руб. | Динамика к 2020 году, % | Динамика к 2019 году, % |
Телевидение | 9,6-9,8 | 4 | -10 |
Радио | 3,3-3,5 | 35 | -18 |
Пресса | 0,7-0,8 | -12 | -56 |
Наружная реклама* | 4,5-4,7 | 13 | -7 |
Итого по 4 медиа- сегментам | 18,2-18,7 | 10 | -14 |
Объем рынка рекламы в Перми в средствах ее распространения в январе-июне 2021 года | ||
Сегменты | 2021 год, млн руб. | Динамика к 2020 году, % |
Телевидение | 104 | 3 |
Радио | 63 | 56 |
Пресса | 20 | -13 |
Наружная реклама* | 190 | 18 |
Итого по 4 медиа- сегментам | 376 | 12 |
* Для выделения региональной части в сегменте наружной рекламы используется следующий критерий: рекламодатели, размещающие рекламу в Москве, Санкт-Петербурге и еще по меньшей мере в 5 городах-миллионниках, относятся к федеральной рекламе, остальные – к региональной.
Для сравнения, объем рекламы в Екатеринбурге за первое полугодие 2021 года вырос на 27% и составил более 1 млрд.
Менеджеры с пермских радиостанций подтверждают, что ситуация в отрасли стабилизируется. «Реклама есть, рекламодатели продолжают возвращаться на радио. Но, конечно, многие рассматривают и альтернативные варианты, например интернет-площадки. Рекламу на региональных радиостанциях сейчас чаще выбирают крупные сетевики, большие магазины. После пандемии основная проблема состоит не в недостатке рекламодателей, а в малом количестве сотрудников на радио. Но то, что клиент не отвернулся, – это точно», – говорит Наталья Пуртова, исполнительный директор «Наше радио» в Перми.
Согласно исследованию АКАР, ТОП-100 рекламодателей, использующих радио, главными достоинствами радиорекламы считают оперативность запуска (90,5%) и высокий охват аудитории (81%). При этом 92,7% участников рынка радио утверждают, что хотели бы иметь больше объективных данных об аудиорекламе на российском рынке.
Что касается рынка наружной рекламы, то в Перми ее объем вырос в сравнении как с 2020 годом, так и с 2019-м, заявляют эксперты. «Рост действительно есть, но существенно изменились доли региональных и федеральных заказчиков. Если в предыдущие годы объем размещения региональных компаний составлял около 40%, то сейчас он снизился до 25%, соответственно, доля федеральных компаний увеличилась», – рассказали «bc» в компании имиджевой наружной рекламы.
Пермские аналитики подтверждают, что объемы рекламы в печатных изданиях снижаются. Но ситуация не однозначна. «В целом эта тенденция безусловно есть, но положение в регионах и отдельных СМИ очень отличается. Проще всего сказать, что теперь все идут на сайт. Но по-прежнему есть немало рекламодателей, которые размещаются в газете. Все зависит от задач. Например, большое интервью или развернутый текст вряд ли удобно читать на телефоне, здесь лучше подходят газеты. А поскольку у газет читатели по-прежнему есть, то и рекламодатели свой интерес сохраняют. И, кстати, тот факт, что в газетах публикации дороже, заказчиков не смущает», – рассказали аналитики «Центра деловой информации».
С каждым годом все большую и большую роль на рынке играют государственные и муниципальные контракты, а они не снижают общие объемы финансирования, добавляют эксперты. К тому же если оценивать только второй квартала 2021 года, то у печатной прессы также хороший рост.
Сергей Веселов, вице-президент АКАР:В ТРЦ «Планета» 25 ноября откроются магазины H&M и H&M Home11 ноября 2021, 15:53
«Отечественный рекламный рынок уверенно вышел из кризиса. По итогам полугодия 2021 года он вырос на 25%, но что более важно - увеличился на 13% к уровню докризисного 2019 года. По результатам II квартала 2021 года рост к соответствующему периоду 2020 года составил 48%, а ко II кварталу 2019 года - 15%.
Вместе с тем различные медиасегменты развивались крайне неравномерно. С одной стороны, наиболее пострадавшие во время кризиса вполне логично имели наиболее высокие темпы восстановления: по динамике в первом полугодии 2021 года сегменты радио и Out of home (Out of Home включает в себя всю рекламу, которую потребители видят вне дома – прим. ред.) обогнали даже традиционно лидирующие телевидение и интернет. В минусе оказалась лишь печатная пресса, но если брать отдельно только II квартал, то и у прессы здесь был рост на 29%.
Однако по сравнению с докризисным периодом только ТВ и интернет продемонстрировали положительную динамику: бюджеты на телевидении увеличились к первому полугодию 2019 года на 9%, в интернете – на 25%. Сегмент Out of Home почти восстановился (-2% к 2019 году), а его основной подсегмент – наружная реклама – даже показал достаточно уверенный рост в 5%.На телевидение и интернет по-прежнему приходится почти 90% всех рекламных бюджетов в стране, и, скорее всего, этот тренд продолжит усиливаться и в дальнейшем.
В то же время ситуация на рынке региональной рекламы выглядит не столь впечатляющей. Да, к 2020 году региональный рынок вырос на 10%, но докризисному 2019 году он все еще уступает около 14%. При этом приятно отметить, что фактически все крупнейшие региональные рынки в 2021 году показали положительную динамику.