Начальник департамента финансов администрации Перми Вера Титяпкина представила членам профильного комитета думы проект бюджета города на ближайшую трехлетку. В 2022-2023 годах предусмотрен дефицит бюджета – это связано с финансированием мероприятий по благоустройству Перми к 300-летию. С 2024 года планируется перейти на бездефицитный бюджет с погашением муниципального долга к 2026 году.
Доходы составят в 2022 году 43,6 млрд рублей, в 2023-м – 43,7 млрд рублей, в 2024-м – 39,5 млрд рублей. Расходы: в 2022-2023 годах – по 45,9 млрд рублей, в 2024 году – 38,9 млрд рублей.
Трамвай увез расходы на набережную.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство в 2022 году вырастут на 2 млрд рублей – почти до 9 млрд рублей. «Это обусловлено увеличением финансирования ремонта фасадов многоквартирных домов, началом капитального ремонта набережной в Кировском районе и получением средств краевого бюджета на капремонт ул. Сибирской», – пояснила начальник департамента финансов. Порядок вложений в этой сфере сохранится на уровне 9 млрд рублей и в 2023 году. В 2024-м запланировано значительное сокращение – до 2,5 млрд рублей.
Расходы на дорожное хозяйство и транспорт снизятся на 3,8 млрд рублей по сравнению с нынешним годом и составят в 2022 году 12,5 млрд рублей. Уменьшение связано с отказом от строительства трамвайной линии между станциями Пермь I и Пермь II (на это мероприятие ранее было запланировано 2,46 млрд рублей) и передачей на краевой уровень полномочий по строительству ул. Крисанова.
Около половины объема расходов бюджета носят социальный характер. Предусмотрены средства на участие в пяти национальных проектах: «Демография», «Образование», «Безопасные и качественные дороги», «Культура», «Жилье и городская среда».
На сферу образования приходится 17 млрд рублей ежегодно (на 1 млрд рублей больше, чем в нынешнем году). По словам Веры Титяпкиной, это связано с увеличением объема услуг дошкольного и общего образования и ростом финансирования мер социальной поддержки.
Объем бюджетных инвестиций в 2022 году составит 5,4 млрд рублей. На переселение граждан из аварийного жилья планируется направить 1,6 млрд рублей. На строительство объектов образования и дорожной инфраструктуры – порядка 1 млрд по каждому направлению. На строительство и реконструкцию коммунальной инфраструктуры – 628 млн рублей. Из них около 400 млн рублей – на сети освещения, газоснабжения и водопровода в частном секторе.
Налоги и деньги свыше.
Безвозмездные поступления из бюджетов Пермского края и Федерации составляют почти половину городской казны. Они прогнозируются на уровне 20,2 млрд рублей в 2022 году, 19,4 млрд рублей в 2023 году. На 2024 год средства федерального бюджета еще не распределены.
Основной источник собственных доходов – поступления от НДФЛ. Предполагается, что в 2022 году они вырастут на 2 млрд рублей (до 17,8 млрд рублей), а в 2023-м увеличатся еще на 1,1 млрд рублей. Поступление платы за проезд в общественном транспорте отражено в проекте бюджета в размере 4,2 млрд рублей. Эта сумма определена в соответствии с действующим тарифом 26 рублей. Сейчас обсуждается его повышение. Неналоговые доходы посчитаны на уровне 1,4 млрд рублей.
«При формировании бюджета применен базовый сценарий социально-экономического развития, который включает реализацию общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики», – прокомментировала и.о. председателя Контрольно-счетной палаты Перми Светлана Петерс. По мнению КСП, есть вероятность снижения темпов восстановления экономики с учетом «четвертой волны» пандемии.
«Объем поступлений в бюджет города имеет нестабильную динамику. В значительной степени на нее влияет величина поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Анализ показал, что у администрации Перми есть резервы для увеличения доходов – за счет мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, включения неиспользуемых объектов в план приватизации и других», – отметила г-жа Петерс.
По ее словам, существует вероятность неисполнения плана по доходам от земельного налога. Прогнозный показатель учитывает увеличение налогооблагаемой базы в результате проведения в 2022 году кадастровой оценки участков. Риск связан с тем, что кадастровая стоимость может быть оспорена собственниками. В таком случае потребуется корректировка бюджета.
На юбилей хватит.
Бюджетные инвестиции на трехлетку проектом предусмотрены в размере 19 млрд рублей. В финансовом документе на 2021-2023 годы сумма была выше – 27 млрд рублей. «В прошлые годы мы наблюдали рост доли инвестиционных расходов, который был ознаменован, в том числе подготовкой к юбилею Перми. Вместе с тем значительный объем средств переносится из года в год по тем или иным причинам. Нужно приложить максимум усилий, чтобы инвестиции были запланированы и потрачены эффективно», – подчеркнула Светлана Петерс.
В своем заключении КСП отметила, что по некоторым объектам имеет место планирование ассигнований только на разработку проектно-сметной документации (ПСД), но не на строительные работы. «Это может привести к появлению безрезультатных расходов, излишних затрат на корректировку проектов, которых можно было бы избежать при своевременном применении ПСД», – отметила г-жа Петерс. В качестве примера таких объектов она назвала два детских сада и газопровод в деревне Субботино.
Итоги экспертизы показали, что наибольший объем расходов, не обеспеченных финансированием, сложился по мероприятию «Эксплуатация сетей наружного освещения». В связи с недофинансированием затрат на электроэнергию и уплату налога на имущество он составил 353 млн рублей. Без установления расходного обязательства в проект бюджета были включены средства на автоматизированную информационную систему управления транспортом – 115 млн рублей.
Выявленные замечания не препятствуют принятию проекта бюджета в первом чтении и могут быть устранены при доработке документа, подытожила и.о. председателя КСП.
Первый заместитель председателя Пермской городской Думы - председатель комитета по бюджету и налогам Наталья Мельник подчеркнула, что, несмотря на значительное сокращение инвестиционной составляющей бюджета, запланированный объем средств позволяет продолжить подготовку к 300-летию города, реализацию нацпроектов, функционирование новой транспортной модели.
«Бюджет остается социально ориентированным, сохраняется преемственность проводимой бюджетной политики. Финансово обеспечены все добровольно взятые расходные обязательства. 92% процента бюджетных ассигнований запланированы в рамках муниципальных программ, что позволяет более четко отслеживать исполнение расходов», – отметила Наталья Мельник.
Председатель комитета сообщила, что 8 ноября прошли публичные слушания по бюджету в онлайн-формате. «Трансляцию посмотрели более 900 человек. Это хороший показатель активности жителей», – прокомментировала она.
Личный карман и общий.
Депутат Геннадий Сторожев высказался о планах администрации повысить тариф на проезд в общественном транспорте. Он предложил увеличить расходную часть бюджета и таким образом покрыть затраты на транспортную отрасль без того, чтобы «лезть в карман к небогатым пассажирам».
Вера Титяпкина ответила, что плата за проезд – существенная часть доходов бюджета. «Что касается расходной части, мы уже два года полностью финансируем работу транспортной отрасли и имеем кассовый разрыв порядка 2 млрд рублей», – добавила начальник департамента финансов.
Геннадий Сторожев пояснил, что предлагает сознательно увеличить этот разрыв. «Мы считаем, что он и так достаточно большой, его надо сокращать», – не согласилась г-жа Титяпкина. Она напомнила об ограниченности бюджета: «Построить новый детский сад, школу или направить больше средств на транспорт – зависит от нашего совместного решения».
По итогам за принятие проекта бюджета в первом чтении проголосовали восемь из десяти членов комитета. Депутат Геннадий Сторожев воздержался, его коллега Николай Гилев высказался против.
Для подготовки документа ко второму чтению сформирована рабочая группа с участием представителей администрации, депутатов, экспертов. «Это уже традиционное и правильное решение, которое позволяет оперативно и качественно проработать поправки,», – прокомментировал председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин.
Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской Думы:
Работа над новым бюджетом начинается ровно в тот день, когда принимается предыдущий. Представителями администрации, Контрольно-счетной палаты, управления экспертизы и аналитики, депутатского корпуса проделана титаническая работа над проектом бюджета на 2022-2024 годы. Надеюсь, что совместно мы его доработаем и 21 декабря примем во втором чтении, чтобы город продолжил стабильно работать и развиваться.
Таблицы в тексте: администрация Перми.