С 5 февраля компания «Автомания» прекратила работу на всех обслуживаемых маршрутах в Прикамье. Организация также отказалась от исполнения обязательств по пятилетним контрактам, которые должны были начать действовать позднее. Соответствующие уведомления поступили в ГКУ «Организатор пассажирских перевозок».
ООО «Автомания» зарегистрировано в Москве, имеет филиал в Перми и специализируется на услугах такси. На пермском рынке автобусных перевозок она новичок – впервые начала работать на маршрутах в конце декабря 2021 года (автобусы малого класса на восьми направлениях в Кудымкарском округе). Всего по результатам конкурсных процедур столичная компания получила контракты на обслуживание 37 автобусных направлений в Прикамье на общую сумму 1,89 млрд рублей.
В январе у подрядчика начались проблемы: он сорвал сроки начала работы на нескольких маршрутах из Кудымкара, Кунгура и Перми (№823 «Песьянка – Нефтяник»). Для обслуживания последнего необходимо 15 автобусов большого класса. Получить их перевозчик не успел, несмотря на то, что от заключения контракта до выхода на маршрут было полгода.
«Подрядчик должен был найти базу, подготовить водителей, приобрести транспортные средства. В результате «Автомания» не смогла своевременно купить автобусы, не договорилась с лизинговой компанией. Хотя нас они до последнего убеждали: «Все хорошо, мы все оплатили, автобусы будут», – рассказал заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов.
Заказчик уведомил исполнителя о намерении расторгнуть контракты, по которым допущены нарушения. Вскоре сам перевозчик сообщил, что отказывается от всех 37 маршрутов разом.
Дело в деньгах.
Свое решение в компании связали с экономическими причинами. В «Автомании» указали на то, что при подписании контрактов осенью 2021 года учтены расходы на топливо, техобслуживание и запчасти в действующих тогда ценах. Затраты за прошедшее время выросли, поэтому руководство компании считает работу убыточной.
Вопрос о стоимости транспортной работы поднимался сразу после объявления конкурсных процедур в рамках внедрения новой транспортной модели. Несколько перевозчиков обратились в суд. Они оспаривают величину начальной цены контрактов. Суть в том, что изначально расходы на транспортную работу посчитаны в соответствии с приказом Минтранса РФ, а затем стоимость снижена в соответствии с бюджетными лимитами – более чем в два раза. Спор еще не разрешен, предварительное заседание отложено на 15 февраля.
Несмотря на такой подход к формированию цены, конкурсы состоялись. Некоторые даже прошли со снижением цены. Больше других скидывал цену пермский перевозчик «Авто-Тех». Впоследствии почти все контракты с ним расторгли по соглашению сторон – еще до выхода на маршруты. На пассажирах это не сказалось.
Затем последовал демарш части «старых» перевозчиков. Они прекратили работу некоторых маршрутах на 10-12 дней раньше, чем к работе по контрактам приступили новые подрядчики. Сослались опять же на нерентабельность. Ситуация разрешилась за несколько дней, автобусы нашли. Но в этот раз заминку с их временным отсутствием пассажиры успели почувствовать.
Следом «посыпалась» «Автомания». С пятницы, 5 февраля, без автобусов остались 12 маршрутов, 9 «подхватили» другие предприниматели. К понедельнику нашлись временные подрядчики еще для части направлений. По данным на 8 февраля, срочный поиск перевозчиков ведется по восьми маршрутам в Кудымкарском округе – они не обслуживаются.
На остальных направлениях, которые выиграла «Автомания», переход на новую транспортную модель запланирован позднее, пока на них еще работают «старые» перевозчики. Сейчас власти объявляют закупки на работу в рамках коротких договоров – на время формирования документации и проведения повторных торгов, по результатам которых заново определят перевозчиков на пять лет.
Время прощаться.
Как сообщил Александр Полыгалов, началась процедура расторжения контракта с «Автоманией». В пресс-службе Минтранса Business Class пояснили: если перевозчик не согласится с направленными ему уведомлениями, то может обратиться в суд.
По словам замминистра, подрядчика ждут достаточно серьезные штрафные санкции, в том числе будет вскрыта банковская гарантия. Организатор перевозок готовит заявление в УФАС о включении ООО «Автомания» в реестр недобросовестных поставщиков.
Другие вывозят.
В рамках новой транспортной модели перевозчики работают по брутто-контрактам. Они получают оплату за выполнение рейсов (транспортную работу) из бюджета. В бюджет поступает выручка от продажи билетов пассажиров. Тариф на проезд становится регулируемым (то есть устанавливается Министерством транспорта, а не перевозчиком, как раньше). Важное условие новых пятилетних контрактов – наличие автобусов не старше года.
С конца прошлого года по таким контрактам работают ООО «Байрам» из Кудымкара (на двух местных маршрутах), предприниматель Денис Миронов (№822 «Аэропорт Пермь – Березники – Усолье»), ООО «Автобизнессистемы» (№341 «ЗАТО Звездный – Пермь»).
С 7 февраля по новой транспортной модели начали работу еще пять маршрутов. ООО «АБС» вышло еще на два маршрута (из Кондратово в Курашим), ООО «МС-ТРАНС» – на два направления из Осы в Пермь. Из Перми в Уинское также начали курсировать новые автобусы (ИП Шагаев И.Р.).
Не повторять ошибок.
Дальше – вплоть до конца марта – переход на новые контракты будет становиться все более массовым.
По мнению депутата Законодательного Собрания Пермского края Вероники Куликовой, в дальнейшем встанет вопрос о пересмотре условий работы перевозчиков.
«На примере Перми мы видим, что транспортный вопрос – это одна из самых чувствительных тем для жителей. И отсутствие пассажирского сообщения хоть по одному маршруту в крае может негативно сказаться на жизни целого города или района. Поэтому ситуация с компанией «Автомания», конечно, не может считаться нормальной. Да, с момента заключения большинства контрактов (конец лета – начало осени прошлого года) примерно на 10% выросла стоимость топлива и ГСМ, что в целом для отрасли существенно. Но при этом вряд ли данная причина стала основной для отказа компании от контрактов. Скорее, дело в отсутствии опыта у данного перевозчика в организации пассажирских перевозок.
Что касается цены межмуниципальных контрактов, то она действительно была снижена из-за применения коэффициента бюджетной обеспеченности. При этом с учетом объемов транспортной работы большинство перевозчиков в настоящее время готовы исполнять свои обязательства и работать на полученных маршрутах. Однако в дальнейшем, с учетом продолжающегося роста цен, в том числе на топливо и ГСМ, скорее всего, придется пересматривать условия их работы. Важно, чтобы краевые власти не повторили ошибок и серьезных экономических просчетов организаторов транспортной реформы в Перми и сумели наладить гибкую систему управления отраслью межмуниципальных перевозок, с учетом потребностей жителей края», – подчеркнула она.