Предполагаемое место строительства третьего моста через Каму изменилось. Подрядчик проектирования объекта посчитал лучшим решением расположить створ не по ул. Крисанова, а ближе к железнодорожному вокзалу Пермь II. Прошлый вариант воспринимался почти как данность – даже в контракте на выполнение проектных работ объект называется «мостовой переход в створе ул. Крисанова».
Однако в задачи исполнителя входило сравнить три возможных места. Кроме двух перечисленных анализировался створ с выходом на площадь Восстания. В результате специалисты пришли к выводу, что мост целесообразно строить с выходом на площадь Гайдара. Почему именно там, рассказал руководитель проекта ООО «Гео-проект» Александр Самшаев в эфире радио «Эхо Перми».
«Мы оценивали множество факторов: конфигурацию подходов к мосту, интенсивность транспортных потоков и их распределение, технико-экономические параметры самого сооружения, а также стоимость изъятия земель и компенсационные выплаты собственникам, ориентировочную цену работ», – перечислил он.
Рекомендованный вариант предполагает, что выезд с моста на левом берегу пройдет по территории завода им. Дзержинского и примкнет к ул. Окулова приблизительно в районе пересечения с ул. Толмачева. Выезд на правом берегу предложено организовать на развязку вблизи ТРК «СпешиLove».
Проектировщики видят ряд плюсов такого решения. Строительство обойдется дешевле по сравнению с двумя другими вариантами. Получится значительно сэкономить на изъятии земельных участков и недвижимости. При выборе створа ул. Крисанова потребовалось бы выкупить и снести здания на территории завода «Телта», частично затронуть площадку «Порта Пермь». «Для возведения моста в районе площади Гайдара не потребуется компенсации затрат бизнесу», – отметил Александр Самшаев. Территория завода им. Дзержинского – это федеральная земля.
Сдвиг планируемого моста не отменяет планов по продлению ул. Крисанова и строительству двухуровневой развязки с шоссе Космонавтов. По словам проектировщика, мост органично увяжется с этим проектом, а также магистральной ул. Строителей. «Площадь Гайдара – не конечная точка проектирования. Мы обеспечиваем также выход на ул. Пушкина, ее реконструкцию в месте сопряжения с ул. Крисанова. С учетом развития дорожной сети сможем получить закольцованное движение между ул. Попова и новым мостом. Это вариант оптимален с точки зрения транспортного сообщения», – аргументировал представитель проектировщика.
Еще один плюс связан с тем, что расстояние между новым мостом и Коммунальным влияет на безопасность судоходства. Большая удаленность позволит не проводить дополнительные мероприятия в этой части, которые потребовались бы в случае строительства в створе ул. Крисанова.
Важную роль при сравнении играет перспективная застройка. В этом плане вариант строительства в Мотовилихе проигрывает – в Закамском бору на правом берегу Камы ничего не планируется. В Камской долине, напротив, уже сформирован медицинский кластер, и эту часть города собираются активно развивать.
Учитывалась перспективная загруженность как нового моста, так и Коммунального. По расчетам, поток автомобилей по мосту с выходом на площадь Восстания оказался бы в три раза ниже, чем по переходу в районе площади Гайдара. Нагрузка на Коммунальный мост при строительстве третьего в Мотовилихе была бы выше.
Окулова и около.
Александр Самшаев рассказал о некоторых параметрах объекта проектирования. От транспортного узла в районе ТРК «СпешиLove» до площади Гайдара планируется организовать четырехполосное движение (по две полосы в каждом направлении), предусмотреть широкие городские тротуары. Кроме того, рассмотрят возможность обустройства велодорожки.
На правом берегу предлагаются решения, которые позволят обеспечить свободный выезд (без светофорного регулирования) на улицы Якутскую и Докучаева. «Что касается подъезда к мосту с левого берега, мы видим загрузку площади Гайдара, просчитываем новую схему организации кругового движения. Возможно, будет второй уровень в виде эстакады. Эти вопросы сейчас прорабатываются», – упомянул спикер.
По его словам, результаты анализа сравнения створов и информация о рекомендованном варианте передана краевым властям. Проектировщики еще ожидают официального подтверждения, что место строительства утверждено. Вместе с тем, в районе ул. Окулова проводятся инженерные изыскания. «Мы определяем балансодержателей сетей, занимаемся земельными вопросами», – добавил Александр Самшаев.
Завершить работу по контракту (в том числе обеспечить прохождение государственной экспертизы) компания «Гео-проект» должна летом 2023 года. Стоимость работ составляет 605,5 млн рублей.
Затраты на строительство самого моста оценивались в 43,5 млрд рублей, когда основным считался створ ул. Крисанова. Это предварительная цена, полученная методом сравнения стоимости объектов-аналогов. Актуальная стоимость с учетом изменений названа не была.