Администрация Перми объявила аукционы на обслуживание 41-го автобусного маршрута в рамках пятилетних контрактов. Это последняя часть рынка, которая еще не распределена на такой долгий срок.
Для участия перевозчикам необходима техника, которая начала эксплуатироваться не ранее 1 января 2019 года. Это позволит начать исполнять контракты с транспортом, приобретенном на старте реформы. По мере достижения автобусами семилетнего возраста их нужно будет заменять. Не менее половины техники должно работать на газомоторном топливе.
лот | маршрут | начальная (максимальная) цена контракта | количество транспортных средств | класс автобусов |
1 | № 30 «Микрорайон Парковый – микрорайон Садовый» | 579 483 104 | 15 | большой |
2 | № 68 «Станция Пермь-II – микрорайон Садовый» | 536 533 955 | 16 | большой |
3 | № 65 «Кооператив «Сосновый бор» – Садовая – Березовая роща» | 204 285 661 | 4 | большой |
4 | № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» | 487 372 644 | 18 | большой |
5 | № 34 «Микрорайон Новые Ляды – улица 1905 года» | 251 966 624 | 2 | большой |
№ 61 Комсомольская площадь – микрорайон Новые Ляды» | 2 | большой | ||
6 | № 8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» | 213 122 267 | 6 | большой |
7 | № 13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь» | 364 998 821 | 10 | большой |
8 | № 47 «Мачтобаза – Порт Пермь – микрорайон Нагорный» | 411 449 485 | 13 | большой |
9 | № 40 «Станция Пермь-II – микрорайон Нагорный - Автопарк» | 265 543 179 | 8 | большой |
10 | № 56 «Станция Пермь-II – микрорайон Крохалева» | 282 232 332 | 9 | большой |
11 | № 62 «Улица Милиционера Власова – микрорайон Крохалева» | 281 089 350 | 8 | большой |
12 | № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы» | 226 439 089 | 6 | большой |
13 | № 18 «Пермский военный институт – площадь Дружбы» | 439 361 453 | 15 | большой |
14 | № 73 «Микрорайон Январский – микрорайон Заозерье» | 495 418 446 | 14 | большой |
15 | № 24 «Микрорайон Левшино – площадь Дружбы» | 339 453 289 | 8 | большой |
16 | № 78 «Микрорайон Кислотные Дачи – ПНИПУ» | 207 535 249 | 7 | большой |
17 | № 5 «Комсомольская площадь – НПО «Биомед» – микрорайон Голый Мыс» | 199 991 944 | 6 | средний |
№ 25 «Микрорайон Ново-Бродовский – Комсомольская площадь» | 2 | средний | ||
18 | № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» | 207 513 800 | 8 | средний |
19 | № 38 «Микрорайон Запруд-2 – микрорайон Гарцы – улица Ушинского» | 269 299 183 | 4 | средний |
№ 75 «Микрорайон Соболи – площадь Дружбы» | 6 | средний | ||
20 | № 7 «Микрорайон Верхняя Курья – улица Попова» | 272 815 819 | 3 | средний |
№ 41 «ПНИПУ – Студенческий городок» | 8 | средний | ||
21 | № 39 «Микрорайон Оборино – Ласьвинские хутора» | 196 113 975 | 2 | средний |
№ 12 «Дворец культуры имени Гагарина – ОАО «Пермский завод силикатных панелей» | 5 | средний | ||
22 | № 54 «Улица Мильчакова – станция Пермь-II – микрорайон Хмели» | 192 637 777 | 8 | средний |
23 | № 28 «Проспект Декабристов – улица Милиционера Власова» | 211 442 635 | 4 | средний |
№ 29 «Улица Милиционера Власова – проспект Декабристов» | 4 | средний | ||
24 | № 44 «Микрорайон Нижняя Мостовая – микрорайон Кислотные дачи – микрорайон Камский» | 343 066 037 | 15 | средний |
25 | № 48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» | 296 211 184 | 3 | средний |
№ 49 «Микрорайон Заозерье – станция Пермь-II» | 5 | средний | ||
27 | № 58 «Микрорайон Васильевка – микрорайон Вышка-1» | 200 202 992 | 7 | средний |
28 | № 9 «Микрорайон Хмели – микрорайон Нагорный – Субботино» | 166 541 135 | 1 | малый |
№ 35 «Пермский академический Театр-Театр – Пермский электромеханический завод» | 2 | малый | ||
№ 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» | 7 | малый | ||
29 | № 22 «Микрорайон Васильевка – Пермский военный институт» | 167 492 115 | 7 | малый |
№ 23 «Банная гора – деревня Голованово» | 2 | малый | ||
31 | № 26 «Микрорайон Центральная усадьба – улица Ушинского – микрорайон Крольчатник» | 354 555 452 | 9 | малый |
№ 69 «Микрорайон Ива – улица Грачева (кольцевой) | 5 | малый | ||
№ 70 «Улица Грачева – микрорайон Ива (кольцевой)» | 5 | малый |
В отличие от предыдущих конкурсов в списке требований нет стопроцентной низкопольности автобуса. Достаточно, чтобы ступенек не было при входе хотя бы в одну дверь. Требования к оборудованию транспортного средства не изменились. Обязательным остается наличие климат-контроля, медиапанелей, видеонаблюдения и системы учета пассажиропотока. Кроме того, нужны стационарные валидаторы для оплаты проезда, если на маршруте не будет кондукторов. Решение тут за перевозчиком.
Только денег маловато.
Большинство закупок сформировано по принципу «один лот – один маршрут». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) в среднем составляет порядка 300 млн рублей.
Важно, как она определена. В каждом случае проведен расчет в соответствии с приказом Минтранса РФ, который разработан как раз для таких закупок. В нем прописана формула, которая учитывает затраты на зарплату водителей, топливо, расходные материалы, стоимость новых автобусов, определенный уровень рентабельности работы и т.д.
Нюанс: посчитав НМЦК таким способом, заказчик затем уменьшает сумму. Это обосновано тем, что контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В результате, например, 964,8 млн рублей превращается в 579,5 млн рублей; 278,8 млн рублей – в 167,5 млн рублей и т.д. Разница составляет 40%.
Подобная практика ранее была применена при выставлении на торги межмуниципальных маршрутов. Некоторые перевозчики обратились в суд, разбирательство тянется с лета прошлого года. За это время региональные власти успели разыграть маршруты. Большинство заключенных контрактов исполняется, но не обошлось без громкого инцидента с московской компанией, которая не смогла исполнять обязательства и ушла с рынка.
Перевозчики и раньше были не в восторге от идеи «подгонять» стоимость контрактов под возможности бюджета. Сейчас, когда выросла стоимость новых автобусов и лизинга, запчастей и других расходников – вплоть до чековой ленты для печати билетов – опасений об эффективности такого бизнеса еще больше.
Трудности долгосрочного планирования.
В ситуации неопределенности участники рынка предпочли бы короткие контракты длинным. При обсуждении условий новых аукционов сократить срок договоров рекомендовали как представители Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», федеральные эксперты, так и пермские перевозчики.
«Лизинговые продукты дорогие, некоторые запчасти подорожали в разы. Надо думать о повышении зарплаты сотрудникам, потому что и повседневные расходы людей растут. А цена контрактов низкая», – констатирует руководитель ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.
«Если денег в бюджете не хватает на оплату работы по той стоимости, которая рассчитана в соответствии с приказом Минтранса РФ, зачем объявлять торги со сроком именно пять лет?» – задается вопросом перевозчик Александр Антипов.
Директор пермского филиала ООО «Автомиг» Игорь Сасунов назвал участие в аукционах на обслуживание маршрутов в Перми малоинтересным. По его мнению, расценки находятся далеко за линией безубыточности.
На пермский рынок компания зашла в 2020 году с новыми автобусами MAЗ, которые имеют немецкие двигатели. «Некоторые проблемы с гарантийным обслуживанием возникли, запчасти выросли в цене до 2,5 раза по некоторым позициям. Сейчас выстраиваем новые логистические цепочки и максимум до сентября эти вопросы решим», – заверил Игорь Сасунов.
По China ложке. Перевозчики столкнулись с задержкой в поставках автобусов15 апреля 2022, 07:00Говоря о текущей ситуации, он отметил также, что выросли лизинговые ставки. «Мы очень рассчитывали на помощь бюджета в части субсидирования, но получили только моральную поддержку», – поделился перевозчик.
Победителей аукционов на обслуживание маршрутов в Перми планируют определить в мае. К работе по новым контрактам они должны будут приступить с 1 декабря 2022 года.