Завершилось разбирательство между перевозчиками и региональным Министерством транспорта, которое длилось в Пермском краевом суде с осени прошлого года. Истцы просили признать недействительным приказ ведомства от декабря 2019 года, которым утвержден средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств. По мнению заявителей, Минтранс занизил величину, что отразилось на цене контрактов, которые ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» выставил на торги.
Пока шел судебный процесс, аукционы на обслуживание межмуниципальных маршрутов прошли. Несмотря на применение к начальной максимальной цене контракта (НМЦК) понижающего коэффициента, желающие работать нашлись. И почти все свои обязательства исполняют. Громким исключением стала история с московской компанией «Автомания», которая покинула пермский рынок, едва на него попав. Низкая стоимость работы не была единственной причиной, но называлась подрядчиком среди прочих.
При формировании НМЦК делается расчет в соответствии с приказом Минтранса РФ, который разработан как раз для закупок транспортной работы. В нем прописана формула, которая учитывает затраты на зарплату водителей, топливо, расходные материалы; стоимость новых автобусов, определенный уровень рентабельности работы и т.д. Практика такова, что полученную таким образом сумму заказчик затем уменьшает. Это обосновано тем, что контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Контракт на обслуживание маршрута за 510 млн рублей не заинтересовал перевозчиков06 мая 2022, 08:15При подаче иска перевозчики подчеркивали, что сами объемы ассигнований занижены искусственно, так как при их планировании власти опирались как раз на оспариваемый норматив. Суд первой инстанции удовлетворил иск 6 мая 2022 года. «На сегодняшний день решение суда не вступило в законную силу. Министерство транспорта планирует оспаривать решение в апелляционной инстанции. На действующие контракты это никак не повлияет», – прокомментировали Business Class в ведомстве.
Денег меньше, цены выше.
За время разбирательства изменилась экономическая ситуация. Уменьшение стоимости контрактов из-за бюджетных лимитов стало ощущаться перевозчиками еще острее. Эта практика сейчас применяется и при проведении аукционов на обслуживание городских маршрутов в Перми.
«На старте транспортной реформы ориентир инфляции был максимум 4%, а по итогам текущего года она ожидается на уровне 17-20%. Вдобавок начальная цена контрактов изначально снижается на 20-40%. Это заведомо загоняет бизнес в «серую» зону – в части зарплаты, обслуживания техники или других аспектов деятельности. Ведь чудес не бывает, и на каких-то статьях придется в таком случае экономить. В пассажирских перевозках нет такой рентабельности, чтобы за счет нее можно было сразу «скинуть» 40% от цены контракта», – рассуждает президент Пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов.
Иван Порошин, председатель Пермской краевой организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта, считает необходимым проиндексировать действующие контракты на обслуживание маршрутов. «Цена и так занижена, а с ростом расходов перевозчикам стало еще труднее сводить концы с концами», – посетовал он.
Аванс в помощь.
Министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский рассказал о мерах, которые призваны помочь перевозчикам в новой экономической ситуации. В частности, в связи с удорожанием лизинга и срывом поставки из Китая новых автобусов. Планируется следующее:
- выплата аванса в рамках заключенных государственных контрактов;
- предоставление отсрочки до 6 месяцев по выводу на линию новых автобусов;
- снижение требований к резервным транспортным средствам и установке дополнительного оборудования;
- уменьшение размера обеспечения контракта до минимально возможных 0,5%, с возвратом наличных средств, внесенных в виде обеспечения;
- компенсация затрат на оплату услуг автовокзала.
Подготовлены дополнительные соглашения к действующим контрактам. До конца мая планируется подписать их и выдать подрядчикам авансы.
Новый круг.
Пермские власти проводят новые аукционы с целью заключить пятилетние контракты на обслуживание 41 автобусного маршрута. Это направления, где сейчас перевозчики работают по коротким (несколько месяцев) или трехлетним контрактам. Предполагается, что новые соглашения заключат с 1 декабря 2022 года.
С первой попытки большинство лотов разыграть не удалось – не было заявок. Четыре маршрута взял перевозчик Виктор Иванов (№№ 24, 34, 61, 65). С ним планируется подписать контракты на общую сумму 790,9 млн рублей. Для работы предпринимателю потребуется 16 автобусов большого класса. Победителем аукциона по маршруту №56 стало ООО «ПермьАвтоЛайн». Объемы работы могут выполнены девятью единицами транспорта, оплата составит 268,1 млн рублей.
Примечательно, что почти на всех состоявшихся аукционах имели место конкурентная борьба и небольшое снижение начальной цены контракта.
лот | маршрут | начальная (максимальная) цена контракта | количество транспортных средств | класс автобусов | результат аукциона | цена контракта, предложенная победителем |
1 | № 30 «Микрорайон Парковый – микрорайон Садовый» | 579 483 104 | 15 | большой | нет заявок | |
2 | № 68 «Станция Пермь-II – микрорайон Садовый» | 536 533 955 | 16 | большой | нет заявок | |
3 | № 65 «Кооператив «Сосновый бор» – Садовая – Березовая роща» | 204 285 661 | 4 | большой | ИП Иванов | 203 264 233 |
4 | № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» | 487 372 644 | 18 | большой | нет заявок | |
5 | № 34 «Микрорайон Новые Ляды – улица 1905 года» | 251 966 624 | 2 | большой | ИП Иванов | 248 187 125 |
№ 61 Комсомольская площадь – микрорайон Новые Ляды» | 2 | большой | ||||
6 | № 8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» | 213 122 267 | 6 | большой | нет заявок | |
7 | № 13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь» | 364 998 821 | 10 | большой | нет заявок | |
8 | № 47 «Мачтобаза – Порт Пермь – микрорайон Нагорный» | 411 449 485 | 13 | большой | нет заявок | |
9 | № 40 «Станция Пермь-II – микрорайон Нагорный - Автопарк» | 265 543 179 | 8 | большой | нет заявок | |
10 | № 56 «Станция Пермь-II – микрорайон Крохалева» | 282 232 332 | 9 | большой | ООО «ПермьАвтоЛайн» | 268 120 716 |
11 | № 62 «Улица Милиционера Власова – микрорайон Крохалева» | 281 089 350 | 8 | большой | нет заявок | |
12 | № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы» | 226 439 089 | 6 | большой | нет заявок | |
13 | № 18 «Пермский военный институт – площадь Дружбы» | 439 361 453 | 15 | большой | нет заявок | |
14 | № 73 «Микрорайон Январский – микрорайон Заозерье» | 495 418 446 | 14 | большой | нет заявок | |
15 | № 24 «Микрорайон Левшино – площадь Дружбы» | 339 453 289 | 8 | большой | ИП Иванов | 339 453 289 |
16 | № 78 «Микрорайон Кислотные Дачи – ПНИПУ» | 207 535 249 | 7 | большой | нет заявок | |
17 | № 5 «Комсомольская площадь – НПО «Биомед» – микрорайон Голый Мыс» | 199 991 944 | 6 | средний | нет заявок | |
№ 25 «Микрорайон Ново-Бродовский – Комсомольская площадь» | 2 | средний | ||||
18 | № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» | 207 513 800 | 8 | средний | нет заявок | |
19 | № 38 «Микрорайон Запруд-2 – микрорайон Гарцы – улица Ушинского» | 269 299 183 | 4 | средний | нет заявок | |
№ 75 «Микрорайон Соболи – площадь Дружбы» | 6 | средний | ||||
20 | № 7 «Микрорайон Верхняя Курья – улица Попова» | 272 815 819 | 3 | средний | нет заявок | |
№ 41 «ПНИПУ – Студенческий городок» | 8 | средний | ||||
21 | № 39 «Микрорайон Оборино – Ласьвинские хутора» | 196 113 975 | 2 | средний | нет заявок | |
№ 12 «Дворец культуры имени Гагарина – ОАО «Пермский завод силикатных панелей» | 5 | средний | ||||
22 | № 54 «Улица Мильчакова – станция Пермь-II – микрорайон Хмели» | 192 637 777 | 8 | средний | нет заявок | |
23 | № 28 «Проспект Декабристов – улица Милиционера Власова» | 211 442 635 | 4 | средний | нет заявок | |
№ 29 «Улица Милиционера Власова – проспект Декабристов» | 4 | средний | ||||
24 | № 44 «Микрорайон Нижняя Мостовая – микрорайон Кислотные дачи – микрорайон Камский» | 343 066 037 | 15 | средний | нет заявок | |
25 | № 48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» | 296 211 184 | 3 | средний | нет заявок | |
№ 49 «Микрорайон Заозерье – станция Пермь-II» | 5 | средний | ||||
27 | № 58 «Микрорайон Васильевка – микрорайон Вышка-1» | 200 202 992 | 7 | средний | нет заявок | |
28 | № 9 «Микрорайон Хмели – микрорайон Нагорный – Субботино» | 166 541 135 | 1 | малый | нет заявок | |
№ 35 «Пермский академический Театр-Театр – Пермский электромеханический завод» | 2 | малый | ||||
№ 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» | 7 | малый | ||||
29 | № 22 «Микрорайон Васильевка – Пермский военный институт» | 167 492 115 | 7 | малый | нет заявок | |
№ 23 «Банная гора – деревня Голованово» | 2 | малый | ||||
31 | № 26 «Микрорайон Центральная усадьба – улица Ушинского – микрорайон Крольчатник» | 354 555 452 | 9 | малый | нет заявок | |
№ 69 «Микрорайон Ива – улица Грачева (кольцевой) | 5 | малый | ||||
№ 70 «Улица Грачева – микрорайон Ива (кольцевой)» | 5 | малый |
Низкие расценки – не единственная причина отсутствия интереса к конкурсным процедурам, о которой говорят перевозчики. На результат аукционов могло повлиять и дополнительное требование, появившееся в законе о госзакупках. Согласно ему, при закупке на сумму более 20 млн рублей участники должны иметь опыт исполнения государственного контракта за последние три года на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены лота. Это касается всех отраслей. Перевозчики же начали работать по брутто-контрактам сравнительно недавно.
По мнению Олега Жданова, для более успешного проведения конкурсных процедур стоит сократить срок действия контрактов. «В условиях жесткого ограничения инфляции мы ратовали за длинные договоры, чтобы предприниматель понимал сроки окупаемости. В сегодняшних условиях практически нереально спрогнозировать на пять лет вперед, сколько будут стоить запчасти, топливо и т.д. Сокращение срока также приведет к уменьшению требуемой банковской гарантии и снижению объема исполненных контрактов, которые требуются для подтверждения опыта. Соответственно увеличится конкуренция», – полагает он.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин заверил, что в ближайшее время городские власти проведут обсуждения с коллегами и бизнесом. И повторные конкурсные процедуры объявят с учетом общего мнения