В апреле коллеги по отрасли бывшего председателя совета директоров и заместителя генерального директора АО «Камская долина» Алевтины Романовой собрали деньги и погасили ее задолженность перед кредиторами. Суд признал сокращение суммы ущерба, но сократил срок лишь на полгода – с 5 лет до 4,5 года лишения свободы в колонии общего режима.
АО «Камская долина» создано в 1992 году и было головной компанией одноименного строительного холдинга. До 2016 года девелоперская группа являлась крупнейшим застройщиком Пермского края. В 2017 году «Камская долина» столкнулась с финансовыми трудностями, в отношении ряда компаний холдинга поданы иски о банкротстве. В мае 2018 года суд признал компанию несостоятельной.
Г-жа Романова пытается оспорить решение суда, который признал ее виновной по делу о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Своей вины она не признает и утверждает, что, напротив, пыталась спасти компанию от банкротства, рассчитаться с пайщиками и подрядчиками. Ее адвокат Оксана Демина считает, что суд не желает слышать доводы защиты.
По версии следствия, Алевтина Романова с 2017-го по 2018 год причинила ущерб гражданам и организациям на сумму более 12 млн рублей. В это время она занимала руководящую должность в «Камской долине». Суд посчитал, что от имени аффилированного юридического лица г-жа Романова незаконно реализовала паи на квартиры в жилищно-строительном кооперативе «Синица». Компания являлась инвестором строительства многоквартирного жилого дома по ул. Углеуральской, 27 (ЖК «Весна»).
Адвокат Оксана Демина настаивает, что проблемы у ГК «Камская долина» начались в результате недобросовестных действий «Сбербанка». Банк добивался банкротства компаний, испытывающих трудности из-за нестабильности на строительном рынке. В то время «Камская долина» возводила 10 жилых домов. Руководство компании, по словам адвоката, было вынуждено спешно искать решение проблемы.
«Инвестор, вложивший средства в возведение домов, предложил передать «Камской долине» 10 квартир в здании по ул. Углеуральской, 27, чтобы компания смогла расплатиться с подрядчиками и закончить строительство. Взамен он рассчитывал получить иные объекты недвижимости в будущих проектах», – рассказывает Оксана Демина.
Квартиры были переданы подрядчикам. Оксана Демина обращает внимание, что одна из них также была передана г-ну Комарову, который ранее приобрел жилье в доме по ул. Углеуральской, 25. Он захотел заменить квартиру, поскольку строительство этого дома велось значительно менее активно, чем дома №27. Для этого мужчине пришлось доплатить 450 тыс. рублей – площадь новой квартиры оказалась больше предыдущей.
«Подрядчики, получившие паи, были поставлены в известность, что инвестор еще не подписал документы об их передаче. Тем не менее, они реализовали их третьим лицам», – продолжает адвокат Алевтины Романовой.
Позднее инвестор отказался обменивать паи на иные объекты «Камской долины». По словам Оксаны Деминой, причиной стали действия «Сбербанка». Позицию банка узнать не удалось, в пресс-службе Пермского отделения Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк заявили, что не комментируют эту ситуацию.
Г-жа Демина акцентирует: именно на этом этапе к работе подключилась Алевтина Романова – она пыталась решить возникшую проблему. По шести паям были предложены объекты недвижимости на замену. Г-н Комаров, в том числе, вновь получил свою квартиру в доме по ул. Углеуральской, 25 плюс еще одну – в счет доплаченных им ранее 450 тыс. рублей. Сейчас этот дом принят Федеральным фондом защиты прав дольщиков, окончание строительства намечено на 2023 год. Четыре оставшихся пайщика хотели вернуть деньги, но счета «Камской долины» были заблокированы. Позже два из них решили этот вопрос с подрядчиками, которые продали им квартиры – претензий к Алевтине Романовой пайщики более не имели.
«Эти факты говорят об отсутствии преступного умысла у сотрудников «Камской долины». Никто никого не хотел обмануть. Сложилась ситуация, когда у девелопера возникла уверенность, что договоренность с инвестором уже достигнута, а значит можно распорядиться паями. Когда оказалось, что это не так, застройщик постарался решить вопрос. Это никак не похоже на мошенничество, при котором изначально есть умысел завладеть чужим имуществом и причинить ущерб. Это гражданско-правовые отношения в чистом виде», – считает Оксана Демина.
Адвокат обращает внимание и на реакцию профессионального сообщества, поддержавшего Алевтину Романову. Ее коллеги по отрасли собрали и выплатили сумму, необходимую для решения материального вопроса с двумя оставшимися пайщиками, не пожелавшими получить другую недвижимость взамен квартир в доме по ул. Углеуральской, 27. Выплата составила около 4 млн рублей. Теперь эти пайщики не имеют материальных притязаний в уголовном деле против г-жи Романовой. «Никто не стал бы помогать человеку, который ведет себя, как преступник. Тот факт, что профессиональное сообщество объединилось для помощи Алевтине Романовой, говорит о ней как о честном, законопослушном человеке», – рассуждает Оксана Демина.
Почетный риэлтор и член национального совета Российской гильдии риэлторов Андрей Ликефет подчеркивает, что Алевтина Романова более 20 лет представляла Пермский край в профессиональном сообществе. По его словам, она активно продвигала цивилизованный рынок недвижимости. Отмечает г-н Ликефет и ее отличную работу во главе различных комитетов гильдии.
«Для меня информация, пришедшая в феврале из Перми, была крайне удивительной и непонятной. Профессиональные и этические нормы Алевтины Николаевны всегда были на высоте. У компании большие объемы продаж, а тут несколько сделок на относительно небольшую сумму – как-то все не вяжется. Может быть, это ошибка или упущение, но не злой умысел. Никто в профессиональном сообществе не скажет, что Алевтина Николаевна способна на такое как профессионал и человек», – заявляет Андрей Ликефет.
Алексей Балашов, экс-руководитель Российской гильдии риэлторов (Пермский край) и эксперт в области строительства с 25-летним стажем, говорит, что профессиональное сообщество посчитало несправедливым дело в отношении Алевтины Романовой. Поэтому, считает он, многие решили, насколько могли, поддержать коллегу, друга и партнера.
«Я считаю, что суд не разобрался во всех аспектах дела. Поддерживаю адвоката в намерении и дальше оспаривать решение. Возможно, у суда или общественности сложились иллюзии, что Алевтина Николаевна утаила какие-то средства в ходе работы в «Камской долине». Это не так – она честный и профессиональный человек. Более того, сейчас все исковые требования погашены. Не понимаю, почему суд не принял этого во внимание», – делится Алексей Балашов.
Отдельно г-н Балашов отметил, что такое единение в желании помочь со стороны профессионального сообщества, по его мнению, стало возможно только благодаря личностным качествам Алевтины Романовой.
Адвокат Оксана Демина уточняет, что по делу нет материальных требований – за исключением г-на Комарова.
«Суд не желает слышать доводов защиты. Решение будет обжаловано в кассационной инстанции – по делу был допущен ряд процессуальных нарушений. Так, оценка была дана не всем доказательствам защиты. Также, на наш взгляд, это дело было незаконно выделено из другого уголовного дела, чем нарушено право на защиту; плюс упущен ряд важных для установления истины материалов. Мы ожидаем от суда отмены состоявшихся судебных решений», – заключает адвокат Оксана Демина.