В Перми в кредит сейчас покупают почти только подержанные машины. На этот сегмент в мае 2022 года пришлось 90% заключенных в регионе кредитных договоров, рассказывают в пресс-службе «Открытие Авто». В компании связывают это с общим ростом цен на новые автомобили, падением реальных доходов населения и высокими ставками по автокредитам. В других банках ситуация похожая.
В целом в мае 2022 года в Пермском крае было выдано в три раза меньше автокредитов, чем годом ранее. Такую статистику приводит «Открытие Авто». По информации специалистов компании, после мартовского пятикратного сокращения выдачи кредитов в апреле рынок начал показывать позитивную динамику. Однако эксперты обращают внимание на то, что спрос покупателей на кредиты для приобретения новых авто в апреле и мае продолжил сокращаться – небольшое улучшение статистики связано с приобретением пермяками автомобилей с пробегом.
Ситуация с автокредитованием является отражением тенденций на рынке продаж новых и подержанных машин. Ассоциация европейского бизнеса подсчитала, что продажи новых автомобилей в России в мае 2022 года снизились на 83,5% по сравнению с предыдущим годом. Падение подтверждают и участники рынка. Управляющий директор дилерского центра Skoda «Форвард-Авто Пермь» Егор Щербов говорит, что в марте наблюдался резкий рост не только цен, но и спроса на автомобили. После этого началось падение продаж, которое достигло низшей точки к началу мая. Юрий Оборин, генеральный директор авторынка «Камская долина», отмечает, что аналогичная ситуация и на вторичном рынке.
«Продажи новых автомобилей сейчас упали, поскольку поставок практически нет, а цены очень высокие. Если люди не могут купить новые машины, то они не будут продавать и старые. Поэтому торговля подержанными авто тоже просела – рынок стоит полупустой», – рассказывает г-н Оборин.
По его мнению, на продажах автомобилей сильно сказываются снижение платежеспособности населения, а также сложности с кредитованием. По словам Юрия Оборина, раньше средний чек у арендаторов на авторынке «Камская долина» доходил до 400 тыс. рублей, а сейчас он может опускаться и до 50-100 тыс. рублей.
«С учетом скачка цен на автомобили в марте сейчас за такие деньги продается хлам: «пятерки», «шестерки», «Нивы». Цены снижаются, но они все равно значительно выше, чем были в феврале. И вряд ли теперь опустятся ниже зимних показателей – ведь подорожали энергоресурсы, производство, материалы, логистика», – объясняет Юрий Оборин.
Управляющий директор дилерского центра Skoda «Форвард-Авто Пермь» Егор Щербов также отмечает изменение в поведении покупателей. По его словам, при покупке нового автомобиля люди теперь стремятся выбрать из имеющихся в наличии или ближайшей поставки, пренебрегая какими-либо предпочтениями.
Генеральный директор авторынка «Камская долина» считает, что дефицит новых импортных машин вряд ли удастся преодолеть, используя механизмы параллельного импорта. По его оценке, доставка автомобилей в таком случае будет очень дорогой, а также проблемной с точки зрения логистики и международных отношений.
«Думаю, если ничего не изменится, многие автосалоны рискуют закрыться. При отсутствии поставок им просто нечем будет торговать, многие уже сейчас стоят пустые. Да, появилось больше китайских автомобилей, но и цены на них взлетели почти в два раза», – рассуждает Юрий Оборин.
Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга «Ключавто» рассказывает, что в компании уже отмечают переориентацию клиентов на бренды из «Поднебесной». В первом квартале 2022 года автохолдинг реализовал на 107% больше китайских автомобилей, а «китайцев» с пробегом покупали чаще на 136%, чем за аналогичный период прошлого года. Также на авто из КНР обратили внимание в пермском холдинге VERRA. Компания откроет в Березниках автоцентр китайской марки Exeed – это бренд внедорожников премиум-класса от производителя автомобилей Chery.
По информации агентства «Автостат», в целом по стране доля машин из Китая на российском рынке продолжает расти. В мае 2022 года она составила 16,9%, тогда как в апреле достигла лишь 12,6%. По сравнению с прошлым годом доля продаж автомобилей из КНР выросла в 2,5 раза.
«В текущих условиях все игроки ищут выход из сложившейся на авторынке ситуации, в том числе фокусируясь на продажах автомобилей с пробегом и переориентируясь на другие рынки. В среднесрочной перспективе доля продаж подержанных авто будет увеличиваться – они доступнее как по цене, так и по наличию», – поясняет Юлия Овчинникова.
Егор Щербов, управляющий директор дилерского центра Skoda «Форвард-Авто Пермь», добавляет, что сейчас есть положительные изменения в поставках запчастей и комплектующих для обслуживания и ремонта, но предложение по авто по-прежнему ограничено. «Сейчас мы знаем точно, что новых автомобилей в этом году будет очень мало. Если не купить сейчас, потом такой возможности может не быть», – предполагает он.
Генеральный директор авторынка «Камская долина» Юрий Оборин настроен более пессимистично. Он считает, что сложно ожидать улучшения ситуации, пока сохраняется геополитическая нестабильность.
«Пока логистика не восстановится, будет скучно. Мало кто сможет позволить себе новую машину. В то же время сохранится сложность с обслуживанием авто, поскольку комплектующие подорожали, а найти их не так просто. Из-за этого уже оживает разбор автомобилей на запчасти», – отмечает г-н Оборин.
Эксперты «Открытие Авто» прогнозируют, что восстановление рынка не наступит до конца года. По их мнению, в ближайшие месяцы на ситуацию будут и дальше оказывать давление дефицит автомобилей, неопределенность поставок и падение реальных доходов населения. В компании предполагают, что на фоне стабилизации экономической ситуации ставки по автокредитам продемонстрируют дальнейшее снижение, став одним из драйверов роста как рынка автокредитования, так и продаж авто. Однако специалисты «Открытие Авто» отмечают, что с учетом роста цен восстановление рынка автокредитования в денежном эквиваленте произойдет гораздо быстрее, чем в количестве выдач.