Импортозамещение в моменте.
Импортозамещение – суть сегодняшней промышленной госполитики, но независимо от того, насколько громко о нем говорят сейчас, запущено в России оно все же не внезапно, а как минимум 15 лет назад. Политические причины вынуждают его форсировать, и сейчас многое зависит от того, что уже сделано в промышленных регионах России, например, в Пермском крае, Свердловской, Челябинской областях и т.п. И если импортозамещение в стране и может ускориться, то произойдет это именно благодаря предприятиям из промышленных территорий: уже локализованных и максимально независимых от зарубежных комплектующих и технологий.
Если представить, что у импортозамещения как процесса есть начало, середина и конец, то мы сейчас в самой середине, ведь началось оно не меньше 15 лет назад.
И все это время государство не просто призывало к производству промышленного оборудования и компонентов для него максимально внутри страны. Принимались и реализовывались программы субсидирования промышленных предприятий, они поддерживали спрос на российское оборудование среди российских же потребителей, обязывали ускорить локализацию производства узлов и специализированных машин. Например, рост производства сельхозтехники в России с 2013 года с динамикой 20-30% в год по мнению большинства сельхозмашиностроителей связан с программой субсидирования «1432».
8 лет назад больше 80% техники, которую приобретали российские аграрии, было иностранным, а сейчас уже больше 50% техники на рынке – российского производства. То есть мы приближаемся к цифрам, заложенным в стратегии развития сельхозмашиностроения: 80% должно быть собственного сельхозоборудования и только 20% – ввезенного из-за рубежа.
Как импортозамещение дружит с экспортом.
Возникает вопрос: почему за эти 10-15 лет импортозамещение не удалось завершить? Ответ такой: Россия – это не гигантский промышленный рынок, не глобальный. Европейские промышленные предприятия продают не только в Европу, но также в Северную и Южную Америку, в Азию. При таких объемах продаж экономически выгодно организовывать специализированные производство компонентов, конвейерные линии.
Разработчик обновит концепцию проекта «Северный склон» в Мотовилихе26 июля 2022, 07:15Создавать в России производство компонентов исключительно под российские потребности – слишком дорого по себестоимости, мы не сможем конкурировать с европейскими производителями. Поэтому главной задачей в первые годы импортозамещения было развитие экспорта готовой продукции, например, комбайнов, тракторов, почвообрабатывающей и кормозаготовительной техники. Важно было выходить на другие рынки, чтобы за счет объема продаж снижать себестоимость производства.
Ключевыми для этих задач были рынки стран СНГ: Казахстана, Узбекистана, Беларуси, а еще стран Восточной Европы. Сельхозмашиностроительные предприятия-гиганты, например, «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод, продавали свои машины и в страны Западной Европы, Канаду, Австралию.
Объем производства компонентов в стране рос, и следующим шагом целесообразно было бы производить всю компонентную базу в России, размещая производства вблизи отраслевых промышленных кластеров.
По оборонным предприятиям был прямой запрет на использование иностранных компонентов, и приходилось находить варианты приобретения всего необходимого в России. Остальные могли выбирать: иностранные компоненты или российские. Одно было удобнее привезти из другой страны, другое – получить по консолидированной заявке через ассоциацию «Росспецмаш», за счет массовой потребности стимулируя открытие новых производств в России. Все эти меры и рост экспорта в целом укрепляли импортозамещение.
Замещение промкооперации с Украиной: в процессе.
Еще лет двадцать назад у России были широчайшие кооперационные связи с Украиной. Сегодня в газотранспортной системе «Газпрома», например, работают более ста двигателей мощностью 16 МВт украинского производства. Задача заместить поставляемую оттуда продукцию собственной появилась еще до 2014 года. Это касалось компонентов и узлов для авиации, наземного оборудования газотурбинных электростанций.
И мы здесь пока еще в процессе: например, прямо сейчас решается задача о полном российском производстве систем подачи топлива для авиационных двигателей. Предприятие из Пермского края «Газпром трансгаз Чайковский» совместно с ОДК «СТАР» и рядом других производств разрабатывают систему подачи топлива и цепочку поставок компонентов для нее.
Оборудование, которое делает оборудование.
Успехи в продолжении импортозамещения зависят от того, что уже сделано: готова ли база для производства комплектующих. И здесь промышленным российским регионам уже есть что показать: вот срез по Пермскому краю.
На площадке компании «Роботех» сегодня налажено производство роботов-манипуляторов. Раньше их закупали в Японии, Германии и Италии, а сейчас в Перми происходит не просто сборка, а производство полного цикла: от разработки до полной оснастки и программирования. И даже 3D-принтеры для печати литейных форм для роботов-манипуляторов тоже полностью делают здесь, это независимое производство.
Эти роботы работают на пермском «Новомете» (производство нефтяного оборудования) и на сварке кабин автомобилей «Урал» в Челябинской области.
Сразу несколько компаний из Пермского края занимаются реверс-инжинирингом, производством 3D-принтеров, аддитивными технологиями. Это необходимо для наладки выпуска деталей по образцам по запросу промышленных предприятий. К этой работе подключается и Региональный центр инжиниринга Пермского края.
Компактные промышленные производства открываются и в районных центрах промышленных регионов. Например, в двух районах Пермского края, в Соликамске и Частых, открыли производство OCП-плит. Важно и то, что в Частинском районе все оборудование для производства изготовлено в России: котлы, бункеры, вся автоматика.
Обнадеживает и то, что в России уже производят лазерные станки, токарно-фрезерные станки, 3D-трубогибы. То есть уже есть основа для выстраивания технологических линий для производства сложного оборудования и комплектующих для высокотехнологичных отраслей промышленности.
Импортозамещению нужна поддержка.
Мэрия Перми опубликовала проект концессионного соглашения о модернизации трамвайного комплекса25 июля 2022, 13:10Нужно делать ставку на собственные производственные компании. Но это требует новых решений: кредитных, инфраструктурных, а еще доработки действующих программ господдержки, кадровой подготовки.
На Петербургском международном экономическом форуме президент объявил о запуске промышленной ипотеки под 5% годовых, право на нее получат предприятия, готовые построить новые производства. Эту меру давно ждали.
Но не все действующие госпрограммы работают хорошо, некоторым не хватает гибкости. Например, в условиях самой популярной программы кредитования бизнеса при поддержке Министерства экономического развития РФ есть запрет промышленным предприятиям получать кредитование одновременно в нескольких банках. Сроки кредитования в ней тоже сократили до одного года, а раньше были гораздо более удобные три года.
Трудности есть и в работе по программам Минпромторга: они не предполагают изменения цен на промышленную продукцию; строительную, дорожную сельскохозяйственную технику. При текущей волатильности себестоимости производства участвовать в них трудно: растут цены на металл, на комплектующие, а индексации цен по году не было предусмотрено. Сейчас Минпромторг вносит изменения в условия программы – российские машиностроители этого очень ждут.
В импортозамещении мы не первые.
Китай в свое время реализовывал политику наращивания числа производств. Они мотивировали иностранных инвесторов создавать заводы на выделенной земле с условием дальнейшей передачи технологий.
Для России ограничиваться экспортом нефти и газа, а все остальное завозить из-за рубежа – экономически недальновидная стратегия. Машиностроение, деревообработка, химическая промышленность и другие отрасли, огромный спектр материалов и оборудования в каждой из них могут быть российскими.
Этого можно достичь, если прямо сейчас, в общемировой экономической турбулентности обеспечить российским обрабатывающим предприятиям стабильные условия работы. Поддерживать постоянный курс валют (без резкого роста или падения), не менять непредсказуемо базовую процентную ставку и самое главное – зафиксировать цены на базовое сырье и материалы: металл, ГСМ, промышленные пластики. Начать можно и нужно с регулярного мониторинга цен на металл и другое базовое сырье. И в перспективе выстроить полноценную систему сдерживания внутренних цен на стратегическое сырье по аналогии с нефтепродуктовым и зерновым рынками. Это позволит российским обрабатывающим производством планово развиваться, увеличивать мощности и ассортимент, открывать новые рабочие места.
Краснокамский РМЗ – металлообрабатывающее и машиностроительное предприятие из Пермского края. В спектр производимой продукции входят сельхозтехника под брендом KRMZ Innovation (пресс-подборщики, скоростные упаковщики, резчики рулонов), складское оборудование STL (уравнительные платформы, герметизаторы проема), автоприцепы для легковых автомобилей (торговая марка «Экспедиция»), навесное оборудование для тракторов FRONTLIFT (фронтальные погрузчики).