Рынок аренды торговых помещений в Перми, как осторожно предполагают эксперты, миновал дно и начал восстановление. Участники рынка отмечают, что это может быть связано с адаптацией бизнеса к новой реальности: за полгода арендаторы приблизились к пониманию того, в каких условиях им предстоит работать. Позитива добавил и потребительский предсентябрьский ажиотаж, несмотря на то, что он оказался слабее, чем в предыдущие годы.
Основатель группы компаний «GGroup – управление активами» Евгений Протопопов рассказывает, что спрос на аренду торговых помещений в Перми заметно просел – на это повлиял период неопределенности после начала специальной военной операции, а также жаркое лето. Сейчас можно зафиксировать оживление рынка, говорит он.
«На рынке точно есть оживление. Появляется понимание, кто и как развивается, а где развития нет, – соглашается директор УК «ЭКС» Елена Жданова. – С марта по июль рынок аренды торговых площадей стоял. Практически никто ничего не рассматривал. Все говорили, что пока не готовы – откладывали решение до осени. Сейчас многие уже вернулись к переговорам».
В сравнении с прошлым годом Елена Жданова отмечает снижение активности из-за ухода части зарубежных брендов. Притока новых компаний пока тоже не случилось. По словам директора УК «ЭКС», сейчас активность проявляют локальные российские бренды и восточные – те, что ранее уже были представлены в стране, а сейчас увидели новые возможности для развития.
Директор УК «Столица» Константин Копытов считает, что ситуация на рынке аренды торговых помещений по-прежнему сложная – снижение спроса продолжается. По его словам, у арендодателей сейчас речь идет о сохранении пула из тех арендаторов, которые остались.
«Активность арендаторов на минимальном уровне за последние несколько лет. Даже в пандемию спрос на аренду был больше, чем сейчас, – утверждает Константин Копытов. – В условиях, когда часть зарубежных брендов ушла, а часть осталась лишь чтобы распродать остатки товара, собственники площадей делают упор либо на российских федеральных операторов, которые пытаются воспользоваться окном возможностей и занять площади, либо на очень мелкий частный бизнес, который пытается делать хоть что-то, чтобы заработать».
Евгений Протопопов рассказывает, что за лето 2022 года в «GGroup» не зафиксировали роста числа предложений в сегменте аренды торговых помещений. По его словам, сейчас на рынке все те же предложения. На отрезке в полгода картина иная: как говорят участники рынка, в Перми стало сдаваться заметно больше торговых площадей. «В «Столице» сейчас доходит до 15% свободных площадей. До начала кризиса их практически не было – до 5%», – приводит пример Константин Копытов. Еще одну тенденцию выделяет Елена Жданова: часть компаний оказалась в простое, и многих арендодателей не устраивает ситуация, когда они и не получают арендную плату, и остаются без трафика, который эти арендаторы генерировали.
Цены на аренду торговых помещений в Перми сейчас меняются в зависимости от того, как хорошо себя чувствует бизнес арендатора. Елена Жданова рассказывает, что у многих компаний упал товарооборот, поэтому собственникам помещений приходится идти им навстречу и снижать ставку. Если же товарооборот не изменился или вырос, то и компании чувствуют себя лучше и не испытывают сложностей с оплатой аренды.
«Ставки на аренду помещений после начала спецоперации снизились в среднем на 20%, а по отдельным лотам – до 30%. При этом сейчас можно встретить и возврат к значениям до начала специальной военной операции, а в некоторых случаях и их превышение», – поясняет Евгений Протопопов.
Он добавляет, что предприниматели стали более внимательно относиться к размерам арендуемых площадей, поэтому на рынке выросла доля небольших помещений. Основной спрос, по словам Евгения Протопопова, сосредоточен на объектах от 20 до 100 кв. м. Большие площади сейчас менее востребованы, и с ними у собственников возникают сложности при сдаче. Константин Копытов подтверждает: помещения до 100 кв. м более ликвидны. Заметные проблемы с поиском арендатора начинаются от 700 кв. м. К тому же оператор должен наполнить эту площадь товаром. Елена Жданова, однако, замечает, что у крупных форматов есть тенденция к еще большему укрупнению. Арендаторы, которые торгуют техникой или достаточно дорогими зарубежными товарами, по ее словам, не стремятся к сокращению, но при поиске новых площадей выбирают чуть меньшие, чем брали раньше.
Константин Копытов рассказывает, что легкого позитива добавил традиционный предсентябрьский ажиотаж, который немного улучшил динамику. Он подчеркивает, что рост активности потребителей связан лишь с подготовкой к новому учебному году. Также г-н Копытов вспоминает, что в прошлые годы в это время потоки и траты были заметно выше, чем сейчас.
Елена Жданова отмечает: «Визуально была заметна положительная динамика, но в то же время и более высокий уровень осторожности потребителей при совершении покупок. Точные данные будут видны по товарооборотам, когда появятся отчеты».
Эксперты расходятся в прогнозах относительно рынка аренды торговых помещений. Константин Копытов не видит потенциала для улучшения ситуации в ближайшие полгода. Елена Жданова предполагает, что дно уже пройдено. Она ожидает роста спроса на аренду торговых помещений и сокращения пустующих площадей. «Тенденция скорее положительная, но не без вопросов», – говорит Елена Жданова. Оптимистичнее других настроен Евгений Протопопов: в «GGroup» ждут взрывного роста рынка в сентябре-октябре. «Новая реальность уже наступила, и большинство людей к ней привыкли, – убежден он. – В связи с этим интерес к аренде помещений и инвестициям в них будет расти».