Пермский бизнес пытается переориентироваться с Западной Европы на Азию. По статистике региональной ТПП, в два раза выросло количество запросов на проверку иностранных контрагентов. «Ключевые страны – это Азия: Китай, Казахстан, Иран, Турция, хотя есть запросы и по Африке. Выросло количество выдаваемых сертификатов на поставки партий товаров в Узбекистан и Турцию», – рассказал Business Class Олег Жданов, президент ТПП. Интересно, что повышенного интереса к Китаю в Торгово-промышленной палате не фиксируют. «Показатель остался на прежнем уровне», – говорит г-н Жданов.
По словам Дмитрия Теплова, директора Краснокамского РМЗ, трудности в работе с Европой начались ещё во время пандемии. «Усложнилась логистика поставок, выросли транзакционные издержки, не проводились выставки. В 2022 году после введения санкций мы сосредоточились на экспорте в страны Средней Азии – Казахстан и Узбекистан», – отмечает г-н Теплов. По его словам, в этих странах РМЗ конкурирует с машиностроителями из Китая и Турции, которые предлагают много типового оборудования разного качества и стоимости.
«Пока цена нашей техники на рынке Средней Азии выше, чем цена оборудования из Китая и Турции. Это связано со стоимостью рубля по отношению к доллару, к курсу которого привязана валюта среднеазиатских стран. Так что мы конкурируем пока за счет качества, а не цены. Чтобы уменьшить цену для продажи на экспорт, необходимо снижать себестоимость производства. Мы уже работаем над этим: оптимизируем конструкции машин, находим новых поставщиков компонентов», – рассказывает г-н Теплов.
По статистике, которую приводит РБК, на Китай приходится 13,8% от всего экспорта России, прибыль от экспорта из России в Китай за 2021 год составила $67,96 млрд. Но все опрошенные Business Class эксперты признают, что единомоментно переориентация поставок промышленных предприятий произойти не может. «Контракты нарабатывались годами, и те поставки, которые были отработаны на уровне европейских стран, не могут враз развернуться в каком-то другом направлении. Часть компаний поменяла логистику и продолжает работать с западными контрагентами через транзитные страны. Наиболее известный – это турецкий маршрут, очень загруженное направление, особенно по транспорту», – комментирует Олег Жданов. По его словам, все компании понимают, что надо искать новых партнеров, и, конечно, смотрят на Азию, но пока первоочередная задача – перестроить логистические цепочки, чтобы не потерять действующие контракты там, где бизнес готов продолжать сотрудничество.
Предприятия надеются на поддержку государства, как говорит Дмитрий Теплов, в части регулирования цен на сырье для производства, в частности на металл. «Начинать стоит с регулярного мониторинга цен на металл как на стратегическое сырье. В идеале нам нужна полноценная система сдерживания внутренних цен, по аналогии с нефтепродуктовым и зерновым рынками. Стабильность цен на сырье, стабильный курс валют, отсутствие скачков ключевой ставки – все это поможет российским машиностроителям развиваться и наращивать экспорт», – уверен Дмитрий Теплов.