Пермь в своем изначальном виде – город более чем компактный. Столица нового наместничества была построена почти с нуля. Основатель Перми Василий Татищев был направлен сюда для поиска мест для новых заводов. Поселок на берегах Егошихи и Камы пришелся ему по вкусу, и здесь к 1723 году был построен медеплавильный завод, ставший центром будущего города.
Многое, чем сегодня гордится Пермь, город гостеприимно принял из других территорий страны. С началом Великой Отечественной войны в Молотов эвакуируется население из центральных и западных территорий Советского Союза. Вокзалы города принимают 1382 эшелона – 1 миллион 416 тысяч человек. В Прикамье привозят фонды Русского музея Ленинграда, Третьяковской галереи Москвы – их домом стала Пермская художественная галерея. Город принимает 64 промышленных предприятия.
В эвакуации оказывается и труппа Кировского театра, солистка которого Екатерина Гейденрейх станет основательницей Пермского хореографического училища и нашей балетной школы. История показала, что пермяки умеют не только сохранить достояние в трудные времена, но и развивать его в дальнейшем.
Промышленный центр: кузница и щит страны.
В начале XIX века самым ходовым пермским товаром была соль, которую добывали в Пермской губернии, в Усолье и Соликамске. По реке Чусовой переправляли железо, медь, металлические изделия уральских заводов, которые отправлялись в города Центральной России.
В 1863 году в городе начал работать Мотовилихинский пушечный завод, ставший затем одним из крупнейших металлообрабатывающих организаций Урала. В 1875 году был изготовлен пермский Царь-молот. Проекту гигантского 50-тонного молота, разработанному металлургом и механиком Н.В. Воронцовым, была присуждена высшая награда на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году.
В годы Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы многие крупные промышленные организации из европейской части СССР. В 1958 году введена в эксплуатацию первая очередь Пермского нефтеперерабатывающего завода (ныне ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»).
Сегодня Пермь – один из крупнейших промышленных центров России. Машиностроение – оно представлено в первую очередь предприятиями оборонно-промышленного комплекса, нефтепереработка и химия, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство являются ключевыми сегментами экономического развития Перми.
Открывая Пермский инженерно-промышленный форум в декабре 2022 года, губернатор Прикамья Дмитрий Махонин отметил, что регион исторически является одним из промышленных центров России. «Последние три года показывают, что от темпов развития промышленности, от готовности предприятий непрерывно адаптироваться к новым условиям работы напрямую зависит благополучие не только Пермского края, но и всей страны», – подчеркнул он.
Предприятия ОПК производят ракетное и артиллерийское вооружение, пороха, авиационные двигатели и трансмиссии, навигационное оборудование, специальные ткани. И обеспечивают бесперебойное выполнение гособоронзаказа. В новых экономических реалиях продолжаются инвестиции в развитие, в том числе благодаря поддержке региональных властей через механизм присвоения проектам статуса «приоритетный». На сегодняшний день в Перми и крае реализуются 64 проекта с плановым объемом инвестиций более 600 млрд рублей, фактические вложения в создание промышленных и инфраструктурных объектов превысили 300 млрд рублей.
В 2022 году принято решение создать Особую экономическую зону «Пермь», на территории которой будут действовать налоговые преференции. Она расположится в Индустриальном районе Перми, где уже сконцентрированы производственные комплексы гигантов нефтяной и химической отраслей. Интерес к развитию производств на площадке ОЭЗ проявляют более 15 компаний. Резиденты смогут приступить к реализации инвестпроектов уже во второй половине 2023 года.
Самый «взлетный».
В 1931 году за городом, в лесах в сторону Кунгура, появляются строительные бригады, начинают расчищать и строить новое предприятие – моторостроительный завод. Пермь устремилась ввысь. Отныне авиация и наш город становятся единым организмом. Два генеральных конструктора этого предприятия заложат основу сначала военной мощи, а затем и пассажирских перевозок в нашей стране. Двигатели Аркадия Швецова стали сердцем советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2. На реактивных двигателях Павла Соловьева осуществлялось 60 процентов всех гражданских перевозок в Советском Союзе.
Само слово «самолет» родом из Перми: его ввел в обиход поэт и авиатор Василий Каменский. Как и другие футуристы, он экспериментировал со словами. Его коньком были неологизмы, связанные с тематикой воздухоплавания, а самым известным «изобретением» на этом поприще стал «самолет». Это привычное нам сегодня слово заменило иностранное «аэроплан».
Сегодня научно-производственный комплекс, в который входят конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» и серийное производство АО «ОДК-Пермские моторы», – часть объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Сегодня коллектив конструкторского бюро продолжает создавать, без преувеличения, одни из лучших двигателей в мире. Они стоят на крыльях ведущих российских пассажирских и грузовых самолетов, в том числе бортах президента и премьер-министра России. Всего за 83 года инженеры разработали и внедрили в производство более 70 видов двигателей для самолетов. Пермские газотурбинные – также успешно применяются в топливно-энергетическом комплексе.
На пермских предприятиях «Протон-ПМ» и НПО «Искра», входящих в госкорпорацию «Роскосмос», готовится серийное производство двигателей РД-191 для ракет-носителей «Ангара». Предприятия аэрокосмической отрасли стали ядром «Технополиса «Новый Звездный» в поселке Новые Ляды.
Первый на Урале образовательный центр.
Основоположником высшего образования на Урале стал пермский купец, пароходчик Николай Мешков. Он, а также и стечение обстоятельств, как это часто бывало в истории нашего города, превратит Пермь в студенческую столицу всего Урала. Когда началась Первая мировая война,
встал вопрос об эвакуации из Прибалтики Юрьевского университета. Мешков готов был предоставить для размещения факультетов принадлежавшие ему здания, но местные профессора противились этим планам. Звучали даже доводы о том, что с помощью университета пермяки пытаются спасти «падающий город».
Но настойчивость городской общественности принесла свои плоды. В Перми открывают филиал крупнейшего в Европе Петроградского университета. В первый европейский город, если считать от Уральских гор, буквально хлынули выдающиеся ученые умы России.
Среди первых преподавателей Пермского университета – известный исследователь русского средневековья Борис Греков, русский и затем и американский историк-евразиец Георгий Вернадский, автор теории расширяющейся Вселенной, человек, который не побоялся поспорить с Энштейном и выиграл этот спор, Александр Фридман и многие другие. Студенты и профессура становятся центром культурной жизни города, что позволяет называть Пермь «Уральским Кембриджем».
Сегодня высшие и средние учебные заведения Перми тесно взаимодействуют с предприятиями – будущими работодателями своих выпускников.
В Перми создан один из первых в России научно-образовательный центр мирового уровня «Рациональное недропользование». В НОЦ Пермского края интегрированы Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет и ведущие промышленные предприятия региона. Коллаборация призвана обеспечить создание и трансфер новых технологий.
Важным шагом к укреплению позиций Перми как образовательного центра станет создание межвузовского студенческого кампуса в Камской долине. Проект получит федеральное софинансирование. Министр образования РФ Валерий Фальков во время визита в Пермь также поддержал планы руководства ПГНИУ по обновлению исторических корпусов вуза. В частности, в рамках подготовки к празднованию 300-летия Перми был разработан и утвержден проект реконструкции корпуса, построенного в 1914 году на средства купца Николая Мешкова.
К юбилейному для Перми году приурочено строительство нового корпуса Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова, краевой музыкальной школы и многих других образовательных объектов.
Богатый реками.
Губернская Пермь располагалась между Егошихинским логом с одной стороны и болотистой поймой речки Пермянки с другой. Крутым камским берегом и загородным садом (ныне Горьковский сад) она привлекает к себе купцов и промышленников.
В 1846 году было открыто регулярное судоходство по реке Каме, что оживило экономическую жизнь города. В 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет построил механический завод, где изготовлялись речные буксиры. Водными грузоперевозками занимался и Николай Мешков. В 1875-1877 годах он служил в «Товариществе Волго-Камского пароходства». Затем стал полным доверенным лицом фирмы в Перми. Занимался организацией перевозки грузов для строящейся Уральской железной дороги.
В 1931 году основана Пермская судоверфь. На протяжении десятилетий здесь строились пассажирские и грузовые суда, в годы войны – специальные, для нужд фронта. В новую эпоху предприятие несколько раз меняло название и владельцев. В 2021 году завод перешел под контроль правительства Пермского края. Сейчас традиции судостроения возрождаются на наших глазах – предприятие получает крупные заказы.
Кама ценна для пермяков как излюбленное место отдыха. По мере реконструкции речной набережной она становится все более оживленной. На левом берегу устроено уже несколько зон – культурная, спортивная, для спокойного отдыха. Сейчас активно идут работы в правобережной части. Достаточно грандиозные планы есть и по благоустройству долин малых рек и водоемов, коих в Перми множество – более 300: например, Егошиха, Данилиха, Ива, Уинка.
… и самый зеленый город России.
Пермь – самый зеленый город в России. В 2020 году ученые МГУ посчитали: зелеными насаждениями покрыто 73% территории нашего города. Сохранить и обеспечить устойчивое развитие зеленых зон позволит проект «Зеленое кольцо». Он направлен на обустройство общественных пространств и экологическое восстановление объектов в долинах рек Егошихи и Данилихи. Планируется благоустроить шесть участков, по три у каждой реки. У Средней дамбы, вблизи Первогорода и Красных казарм вдоль Егошихи, а также на берегах речки Данилихи у Центрального рынка, в Серебрянском парке и сквере Каменских. В этих местах появятся пешеходные дорожки, обустроенные спуски, мостики и смотровые площадки.
В 2022 году в рамках проекта «Зеленое кольцо» стартовала реновация Егошихинского культурно-мемориального парка и работы по благоустройству Черняевского леса, площадь которого составляет 680 гектаров. Это настоящее зеленое сердце Перми – именно такие очертания Черняевский лес имеет на снимках с высоты. Всего в районах Перми к 300-летию планируется обновить порядка 40 парков и скверов.
…и самый протяженный город на Урале.
Особенность Перми – расположение на обоих берегах Камы и большая протяженность вдоль реки – более 70 км. Это во многом определяет характеристики транспортного каркаса города.
В условиях большой удаленности некоторых районов от центра приоритет отдается развитию рельсового электрического транспорта, который имеет большую вместимость и движется преимущественно по выделенным линиям.
Трамваи в Перми пошли 7 ноября 1929 года. Первая трамвайная линия протянулась из Мотовилихи через Разгуляй по улице Ленина до перекрестка с Красноуфимской (теперь улица Куйбышева). В рекордные сроки, за одно лето 1929 года, построили более тридцати километров путей, воплотив таким образом в жизнь планы, которые вынашивались еще до революции, когда была заложена основа для трамвайной сети, связывающей практически всю современную Пермь сегодня.
Трамвайная сеть продолжает развиваться: так, в 2021 году открыт новый участок путей по ул. Революции, с 2020 года по городу начали курсировать новые современные низкопольные трамваи производства ПК «Транспортные системы» – «Львята» и большой «Лев». В 2023 году начнется комплексная модернизация электротранспорта, включающая ремонт путей, реконструкцию депо и обновление трамвайного парка.
Еще один рельсовый транспорт Пермской агломерации – электрички. Беспересадочные железнодорожные маршруты работают по модели наземного метро. Основная линия – часть Горнозаводской ветки, той самой Уральской железной дороги, перевозкой грузов для строительства которой более 140 лет назад занимался Николай Мешков. В новейшей истории Горнозаводской ветки было несколько лет, когда небольшой ее участок в центре Перми не работал. Но он открылся заново, и уже в новом качестве.
Невозможно в одной статье обозначить все символические линии Перми. Но главный смысл, как нам кажется, прослеживается: те сильные стороны, которые формировали губернскую Пермь и создавали трудовую доблесть Молотова, получили достойное продолжение в настоящем и будут развиваться в будущем. А новые вызовы – всегда становятся для пермяков новыми возможностями.