Пермский Театр-Театр с 21 по 28 января провел серию премьерных показов нового экспериментального мистического мюзикла «Сонная лощина» (12+). Зрители во время спектакля, можно сказать, проходят загадочный квест, где вместо привычных кресел – стулья на сцене, которые двигаются в момент трансформации пространства; вместо актеров – студенты, и все говорят и поют на английском языке. Но постановка завораживает с первых минут и по зрелищности сопоставима с бродвейскими шоу.
С самого начала все, кто пришел на спектакль, попадают в непривычную для традиционного театра атмосферу – зрительный зал перенесен на планшет сцены, где стулья расположены полукругом в несколько ярусов. Здесь же, на сцене, находится и оркестр театра под управлением талантливого Кирилла Бузмакова.
Первые ноты великолепной увертюры в исполнении музыкантов Театра-Театра погружают зрителей в атмосферу сказочной таинственности и передают эмоции и чувства девочки Мии (Алена Главатских), которая недавно потеряла мать и грустит от одиночества и незнания о своих родовых корнях.
Музыку для «Сонной лощины» (12+) написала группа современных композиторов. Мелодия становится полноценным участником спектакля и «подает знаки» зрителям – это и тонкий звон колокольчиков, и звук трещотки, и загадочная «песнь китов» из ватерфона. Звуки филигранно отражают содержание каждой сцены, которая описана в либретто к спектаклю.
Краткое содержание мюзикла, указанное в программке, – это еще один элемент квеста для зрителей, которые не привыкли в драматическом театре знакомиться с содержанием спектакля заранее. Поэтому на протяжении всего действия, особенно второго акта, большинство зрителей пытались разглядеть текст либретто в темноте, чтобы понять происходящее на сцене. Ведь все персонажи, кроме Мии, у которой всего три песенных монолога за время спектакля, говорят и поют на английском языке. И разобраться, кто есть кто из 20 с лишним персонажей на сцене, – это тоже из разряда головоломок. Не все зрители с этим справляются, многие «дочитывают» спектакль, вернувшись домой.
В первом акте на всю эту запутанную историю с содержанием и персонажами спектакля внимания практически никто не обращает. Действие на сцене настолько завораживает, что публика наблюдает за ним в полном восторге от происходящего. Оркестр взмывает вверх, ни на минуту не прекращая звучание космической симфонической мелодии, а из подсценичного пространства поднимается территория мистического леса с его необычными обитателями с забеленными лицами и фантазийными вулканическими прическами.
Метафорческие декорации в виде корней деревьев как будто оплетают все пространство сцены, а персонажи призраков Сонной лощины распространяются по всему залу – у ног зрителей извиваются ведьмы Сибил и Сандра, между рядами неспешно прогуливается учитель Икабод, а на опорах, которые держат на высоте двух метров оркестр, качаются юные представители мира мертвых.
В это темное царство призраков накануне Дня всех святых попадает после своей смерти Катрина, мама Мии, и вызывает переполох в Сонной лощине. Жители таинственного мира усопших мечтают снять проклятие, которое Катрина наложила на них 13 лет назад, и все они умерли. А Катрина надеется встретиться со своим возлюбленным Икабодом и рассказать ему о плоде их любви – дочери Мии.
Актеры в мюзикле «Сонная лощина» (12+) – это полный состав четвертого года обучения курса «Артист музыкального театра», который был набран в 2019 году Пермским академическим Театром-Театром совместно с Московским институтом современного искусства. Мастер курса – Борис Мильграм. И мюзикл «Сонная лощина» (12+) наглядно отражает всю сложность актерской профессии.
Постановщики спектакля – режиссер и хореограф Ксения Малинина, музыкальный руководитель Евгения Прозорова, дирижер-постановщик Кирилл Бузмаков, педагог по английскому языку Анна Шестакова и многие другие – не щадят студентов актерского курса. Главная героиня Катрина (Анастасия Демьянец) большую часть спектакля ходит на цыпочках, а когда поет трогательную песню про птицу-козодоя – символ влюбленных, идет по лианам над пропастью. Отец Эйбл (Александр Харченко) словно парит над прихожанами, передвигаясь по сцене на гироскутере, а его демонический глаз без зрачка подчеркивает приверженность злым силам. А мать Катрины – Лизбет (Евгения Сазонова) вынуждена весь первый акт молчать, обладая при этом великолепным вокалом, и поддерживать за подбородок своего супруга Балтуса (Сергей Белов), иначе его голова безвольно свисает вниз, предвещая ее существование без тела.
Молодые артисты выполняют акробатические трюки, танцуют, поют и разговаривают на английском языке, ползают у ног зрителей и внутри мешковины, которой покрыты кресла в зрительном зале, падают в «пропасть». Их ноги покрыты синяками и ссадинами, но глаза горят, а голоса звенят от эмоционального подъема. И публика чувствует это «сияние в сердце актера».
Постановщики мюзикла обращают внимание на важность всех таких дополнительных элементов воздействия на зрителя – движений, звуков, технических решений, подробных легенд всех героев мюзикла, прописанных в либретто. Это необходимо молодым артистам для глубокого понимания роли, ее корней. А для зрителей насыщенное событиями и перевоплощениями действие создает очень яркий зрелищный эффект проникновения в суть увиденного, желание после просмотра доосознать историю, рассказанную в мюзикле.
И даже несмотря на то, что второй акт заметно слабее первой части, история «Сонной лощины» (12+) в интерпретации Театра-Театра заслуживает высокой оценки. Лирическая тема во втором акте не вызывает эмоционального отклика во многом потому, что актеры ведут диалоги на английском языке, который большая часть зрителей на слух не воспринимает. Хотя применение иносказательного инструмента в мюзикле вполне объяснимо: в центре повествования – два мира и два языка, один – понятный и родной, второй – таинственный и едва уловимый по смыслу. И в песнях это прекрасно работает – они запоминаются, их хочется подпевать.
Мистический мюзикл «Сонная лощина» (12+) полон секретов, скрытых смыслов и тематических ответвлений, которые интересно исследовать. Версий прочтения этих загадок может быть десятки и не одна из них не напоминает основу – произведение Вашингтона Ирвинга «Легенды Сонной лощины». Это совершенно другая история, особый взгляд на ее прочтение Пермского Театра-Театра, его художественного руководителя Бориса Мильграма, педагогов и студентов Московского института современного искусства. Новый оригинальный театральный эксперимент, который будет интересен для зрителей любого возраста 12+.
В развлекательном жанре мюзикла Театру-Театру под руководством Бориса Мильграма удалось добиться не только профессионального признания и престижных премий «Золотая Маска», но и большой любви зрителей. И новая постановка «Сонная лощина» (12+) наверняка завоюет сердца пермской публики. После окончания спектакля зрители, делясь впечатлениями, подчеркивали: «Какая «Владимирская площадь»?! «Сонная лощина» – вот новый шедевр! Такое забыть невозможно!».
Фото: Андрей Чунтомов // предоставлены Театром-Театром