На минувшей неделе в Орджоникидзевском и Мотовилихинском районах состоялись публичные слушания по вопросу смены зонирования земельных участков, которые будут задействованы при строительстве Северного железнодорожного обхода Перми. Инициатором изменений выступила Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД».
Двенадцать земельных участков предложено включить в территориальную зону транспортных сооружений (С-3). Площадки находятся в границах Верхне-Курьинского участкового лесничества. Размер участков варьируется от нескольких квадратных метров до 11,7 га. Самый большой находится в районе станции Кабельной и протянулся вдоль железнодорожных путей со стороны реки Гайва (на схеме он выделен желтым).
Еще один крупный участок (0,75 га) расположен между железнодорожными путями и зоной промышленной застройки по ул. Ново-Гайвинской, 102.
Еще несколько участков, смену зонирования которых инициировали РЖД, находятся вдоль дороги Дружбы – в месте, где к ней подходят железнодорожные пути. На рисунке ниже участки обозначены номерами 180, 181, 182, 183, 187. Их площадь от 2 тыс. до 4,2 тыс. кв. метров.
Для строительства железнодорожного обхода Перми обхода выбран вариант прохождения трассы в районе станций Балмошной (на левом берегу реки Камы) и Кабельной (на правом). Общая длина участка – 4,65 км, в том числе мостового перехода – 2,4 км.
В предложении РЖД о смене зонирования указано, что планируемый обход пропускной способностью 53 пары поездов в сутки – объект федерального значения.
В декабре РЖД и Пермский край подписали соглашение о сотрудничестве на 2023-2025 годы. В частности, оно закрепляет намерения реализовать инвестиционные проекты, в числе которых строительство Северного железнодорожного обхода Перми с мостом через реку Каму, создание транспортно-пересадочного узла на базе станции Пермь II, модернизация Березниковско-Соликамского узла.
Ранее сообщалось, что основные работы по возведению Северного обхода запланированы на 2023-2024 годы. Ориентировочный объем публично называли в конце 2021 года – 35 млрд рублей.
В конце 2022 года Business Class направлял в РЖД вопросы о сроке начала строительных работ по обходу Пермского железнодорожного узла и их стоимости, а также о планах по реализации других крупных проектов (ТПУ «Пермь II», Детская железная дорога, новые остановки на маршрутах наземного метро). Этих данных в госкомпании не предоставили, заявив, что сведения о деталях (стадиях реализации проектов) и плановых инвестициях носят служебный характер.
При этом в пресс-службе отметили, что работа над перечисленными проектами ведется в плановом порядке. В феврале РЖД опубликовали релиз об инвестициях в развитие Свердловской железной дороги, в том числе Пермского региона (подробнее см. справку). Северный обход в сообщении не упомянут.
Без судов не обойтись.
В Орджоникидзевском районном суде рассматривается несколько исков ОАО «РЖД» об изъятии земельных участков для государственных нужд. Так, организация требует изъять земельный участок по ул. Соликамской для строительства Северного железнодорожного обхода и назначить выкупную стоимость в размере 62,28 млн рублей. По этому делу производство приостановлено в связи с назначением судом экспертизы.
Одно решение по аналогичному спору вступило в силу в прошлом году. Суд постановил изъять участок площадью 122 кв. метра путем выкупа для государственных нужд по цене 1,243 млн рублей. Ответчиком выступал Василий Завьялов. В процессе рассмотрения находится еще один иск РЖД к этому же лицу, по делу назначена судебная экспертиза, заседание запланировано на 9 марта. Дважды исковые требования компания предъявила и Владимиру Никифорову. Предварительные заседания пройдут в конце марта.
Проектируют железно.
По информации РЖД, инвестиции в развитие Свердловской магистрали в 2023 году составят 45,1 млрд рублей (+15% к 2022 году). Среди мероприятий, запланированных в Пермском регионе СвЖД, отмечены:
развитие инфраструктуры на направлении Пермь – Соликамск (завершение реконструкции станции Парма, продолжение проектирования тяговых подстанций Няр и Ярино);
проектирование соединительных путей на участке Пермь II – Блочная в рамках организации кольцевого движения электропоездов в Пермской городской агломерации;
разработка проектов реконструкции вокзального комплекса Пермь II, платформы переменной высоты на станции Пермь I, проекта строительства высокой платформы на остановочном пункте на ул. Попова.
Изображения в тексте: публичная кадастровая карта, материалы публичных слушаний.