Экономика
  1. Экономика
 29 мая 2023, 07:00  

Мал должник, да вреден. Что происходит с собираемостью коммунальных платежей в Пермском крае

Мал должник, да вреден. Что происходит с собираемостью коммунальных платежей в Пермском крае
Ресурсоснабжающие компании региона сообщают о высоких показателях собираемости коммунальных платежей в Прикамье по итогам 2022 года. В то же время представители поставщиков вели постоянную работу с задолжавшими абонентами. Несмотря на стремления разрешать ситуации без возбуждения исполнительных производств, в течение года приходилось прибегать и к крайним мерам.
Автор:

По итогам 2022 года собираемость коммунальных платежей в Пермском крае находится на относительно высоком уровне. Специалисты «КРЦ-Прикамье» сообщили Business Class, что в зависимости от конкретного случая показатель варьируется от 48 до 99%.

«Процент собираемости зависит от многих факторов: социально-экономического благополучия территории, типа оказания услуг, объектов оказания услуг и так далее», – рассказали в КРЦ.

В целом в прошлом году сотрудниками организации отмечается положительная динамика относительно собираемости по ряду коммунальных платежей. Жители Прикамья стали более дисциплинированными плательщиками и, несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию в стране, реже допускали просрочки за водоснабжение и услуги управляющих компаний. Однако, подчеркнули в КРЦ, сумма задолженности населения перед поставщиками все же увеличилась. Но виновниками здесь в основном являются злостные неплательщики, которые намеренно игнорируют требования об оплате потребленных ресурсов.

«Максимальная сумма задолженности у физического лица на сегодняшний день составляет 861,9 тыс. рублей. Важно помнить, что любая просроченная задолженность ведет к негативным последствиям для потребителя коммунальных ресурсов. В отношении злостных неплательщиков ведется работа по взысканию долгов, что может привести к аресту имущества и запрету на выезд из страны», – предупреждают в Комплексном расчетном центре.

Еще один тренд – все большая популяризация оплаты «коммуналки» через онлайн-сервисы. Опираясь на это, в 2023 году КРЦ намерено расширить пул способов оплаты, после чего у населения появится возможность вносить платежи посредством СБП на сайте центра и в мобильном приложении.

Опираясь на данные КРЦ, Business Class опросил поставщиков тепла, воды и электричества. Ни одна организация не отчиталась об уровне собираемости ниже 90%. Но состав должников разнится от случая к случаю.

Без воды и тепла – никуда-никуда.

Не пропустите:​Жителям Пермского края вернули более 14 млн рублей за переплату коммунальных услуг12 апреля 2023, 12:04

Для ООО «Новогор-Прикамье» показатель собираемости остается стабильно высоким, чуть скорректировавшись вверх. Сумма поступивших платежей в 2022 году достигла 5,5 млрд рублей, что составило 98,9%. При этом поступления от физлиц – а 2,7 млрд рублей (около 1,5 млрд рублей от бытовых абонентов и 1,2 млрд рублей от ТСЖ, ЖСК и УК), что на 0,76% больше прошлогоднего показателя. Юридические лица оплатили чуть больше 2,2 млрд рублей. Примечательно, что собираемость по юридическим лицам превышает 100% (за счет сбора просроченной задолженности). В 2021 году совокупный объем по оплате водоснабжения равняется 5,1 млрд рублей, что соответствует 98,6% собираемости.

Что касается должников, то их количество уменьшилось в обеих категориях. На 1 января 2023 года число должников среди населения составило 61841 человек, а годом ранее их было 63242 человека. Общая дебиторская задолженность физлиц снизилась с 669,5 тыс. рублей до 567,9 тыс. рублей, в то время как просроченная дебиторка, наоборот, ушла вверх – с 487,2 тыс. рублей до 523,8 тыс. рублей. Средняя сумма задолженности на одного должника тоже увеличилась – с 7,7 тыс. рублей до 8,5 тыс. рублей. Специалисты «Новогор-Прикамье» поделились и статистикой о максимальных суммах просроченной дебиторской задолженности среди населения. Самая «популярная» сумма долга среди злостных должников варьируется от 100 тыс. рублей до 200 тыс. рублей – 379 человек столько должны за воду. В промежутке между 200 тыс. рублей и 300 тыс. рублей находятся 17 должников. Только один человек задолжал «Новогору» более 300 тыс. рублей.

В компании сетуют на злостных неплательщиков среди физлиц. Несмотря на то, что поставщик с готовностью идет на досудебные соглашения, такие потребители не отвечают взаимностью. В 2022 году должники вносили оплату за услуги водоснабжения и водоотведения, но уходили эти деньги на погашение старых долгов, которые компании пришлось взыскивать через суд.

«Текущие начисления данная группа абонентов практически не оплачивает, соответственно, вновь сформированный объем продаж переходит в дебиторскую задолженность с темпом роста начисления», – объяснили представители «Новогор-Прикамье».

Как по общей задолженности, так и по просроченной дебиторской, количество должников среди юридических лиц снизилось – с 7,1 тыс. до 6,7 тыс. и с 2,4 тыс. до 1,4 тыс. соответственно. По состоянию на 1 января 2023 года общая дебиторская задолженность уменьшилась за год на 150,2 млн рублей – до 577,1 млн рублей, а просроченная на 166,1 млн рублей – до 379,1 млн рублей. Наибольшая сумма просрочки, зафиксированная сотрудниками «Новогор-Прикамье», составила почти 44,2 млн рублей. Средние показатели по общей и просроченной дебиторской задолженности остановилась на показателях 85,5 тыс. рублей и 264,7 тыс. рублей соответственно.

Не пропустите:5 вопросов о завершении отопительного сезона21 апреля 2023, 12:00

В 2022 году по искам компании судебные приставы возбудили исполнительные производства в отношении 508 юридических лиц и 19,5 тыс. физлиц. Но, как уточнили представители организации, к крайним мерам поставщик старается прибегать только в случае, если все способы досудебного урегулирования – звонки, уведомления по почте и sms, требования о погашении задолженности исчерпаны. Однако, добавили в «Новогор-Прикамье», в ушедшем году компания вернулась еще к одному способу влияния на должников – отключению водоотведения. В целом же динамику по сбору дебиторской задолженности в компании оценивают как положительную.

Отдельно, для стимулирования своевременной оплаты абонентов, в конце 2022 года состоялось несколько акций, в ходе которых осознанные плательщики могли получить на свои лицевые счета средства для оплаты услуг.

Относительно структуры платежей по способу оплаты статистика «Новогор-Прикамье» свидетельствует в пользу онлайна. Все больше потребителей пользуются личными кабинетами (как физлица, так и юрлица). Увеличение показателя со стороны населения обусловлено еще и по-прежнему протекающим процессом перехода на прямые расчеты . Всего физлица за 2022 год перечислили через личный кабинет 106,2 млн рублей (в 2021 году 98,4 млн рублей), а юрлица – 8,7 млн рублей (годом ранее – 5,1 млн рублей).

Раньше договоры об обеспечении многоквартирных домов коммунальными услугами заключались исключительно через посредника, который управлял домом – УК, ТСЖ, ЖЭУ, ЖЭК. Из-за этого ответственность за своевременную оплату также лежала на организациях – так возникла проблема накопления долгов управляющих контор и невозможность точечного воздействия на злостных неплательщиков. Несколько лет назад от этой системы решили отойти, в качестве альтернативы избрав прямые договоры между поставщиками коммунальных услуг и конечными потребителями.

По итогам I квартала 2023 года показатель собираемости за услуги водоснабжения и водоотведения составил 94,2% (92,2% по физлицам; 95,2% по юрлицам), что составляет 1,3 млрд рублей. В I квартале 2022 года показатель находился на отметке 96,1%, что в денежном выражении составляло 1,2 млрд рублей. Дебиторская задолженность снизилась с 1,26 млрд рублей до 1,16 млрд рублей.

В пермском филиале «Т Плюс» «bc» рассказали, что показатель собираемости за услуги отопления и горячего водоснабжения в регионе остановился на отметке в 95,97%. В 2021 году он составлял 98,99%.

Объем долга физлиц в 2022 году вырос на 15% в сравнении с итогами 2021 года, что составило чуть больше 3,9 млрд рублей (против 3,4 млрд рублей годом ранее). А среди юридических лиц сумма снизилась на 8,5% к тому же периоду – до 3,4 млрд рублей (против 3,7 млрд рублей годом ранее).

«Поставленный ресурс должен быть оплачен, так как каждый рубль вкладывается в развитие инфраструктуры и повышение качества теплоснабжения и горячего водоснабжения. При этом отмечается общее снижение платежной дисциплины физических лиц. Для исправления ситуации необходимо повышение сознательности каждого жителя Перми, Березников, Лысьвы, Краснокамска и Чайковского. Важно осознавать свой вклад в безопасное и стабильное теплоснабжение», – поделились мнением представители «Т Плюс».

Как и коллеги, представители «Т Плюс» активно используют меры по досудебному урегулированию задолженности, но если от потребителя наблюдается целенаправленный отказ идти на сотрудничество – дело уходит в суд, после чего приставам или кредитным организациям. В 2022 году компания направила в региональное ГУ ФССП 64 тыс. исполнительных документов на общую сумму 1,27 млрд рублей.

«Что касается юридических лиц-должников, то в их отношении проводится комплекс мер по отключению от тепла и горячей воды. В 2022 году несколько десятков отдельно стоящих зданий, принадлежащих юрлицам-неплательщикам, было отключено от услуг отопления. Учреждения, относящиеся к категории «Прочих», отключались от горячей воды», – рассказали в компании.

Поэтому всех должников в Пермском филиале АО «ЭнергосбыТ Плюс» призывают своевременно проверять квитанции и предпринимать шаги по погашению долга. «А также в дальнейшем вносить платежи своевременно», – подытожили представители поставщика.

Да будет свет.

В 2022 году «Пермэнергосбыт» достиг собираемости платежей по всем группам клиентов в 99,66% от объема годовых начислений, что равняется 49,64 млрд рублей в денежном выражении.

«Это выше показателя сбора 2021 года на 0,46%. Собираемость выросла почти по всем группам клиентов, включая население (на 1,14%, до 99,25%) и предприятий ЖКХ (на 0,83%, до 97,62%)», – пояснили в компании.

Объем дебиторской задолженности при этом вырос, но незначительно – до 5,47 млрд рублей, что на 0,6% выше показателя 2021 года. Физические лица задолжали больше на 4,2% – 1,67 млрд рублей (1,6 млрд рублей в 2021 году). Но, отмечают в «Пермэнергосбыте», это скорее позитивный тренд.

«Потребление электроэнергии населением выросло в 2022 году на 4,35%, а среднегодовая отпускная цена электроэнергии – на 6,7%. Поэтому платежную дисциплину этой категории клиентов можно считать достаточно высокой. Отметим, что в 2021 году рост «дебиторки» по этой группе был куда более существенным – 11%, с 1,44 млрд рублей до 1,6 млрд рублей», – пояснили представители ресурсоснабжающей организации.

Задолженность электросетевых организаций за потери на электросетях в 2022 году сократилась, и заметно – на 22,5%. В 2021 году сумма составляла 1,48 млрд рублей, а по итогам 2022 года упала до 1,15 млрд рублей.

Среди самых крупных должников в компании указывают на несколько организаций. По состоянию на 1 января 2023 года 182 млн рублей должно МУП «Ключи 2015» (водоканал Кизела). Вторая строчка за МУМ «Гортеплоэнерго» – 110 млн рублей. В «Пермэнергосбыте» отмечают, что тенденция роста задолженности среди предприятий, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сохраняется.

Среди физлиц максимальные суммы варьируются от 150 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Такие долги взыскиваются компанией в судебном порядке.

Относительно инструментов борьбы со злостными неплательщиками среди населения, как ни печально, «Пермэнергосбыт» отмечает особенную эффективность отключения электроэнергии. Но в большинстве случаев до этого не доходит – все решается с помощью уведомлений и напоминаний о долге.

«Что же касается клиентов-юрлиц, то в 2022 году на исполнение в службу судебных приставов подан 661 исполнительный документ, общая сумма на взыскание – более 473 млн рублей», – поведали представители «Пермэнергосбыта».

Платят за электроэнергию потребители все чаще при помощи интернет-сервисов компании – личного кабинета, сайта и приложения для смартфонов. За два года количество таких плательщиков выросло с 12% до 23,5%. За тот же период обычай платить на почте или в отделениях компании сократилось с 9,15% до 5,5% и с 18,5% до 14,5% соответственно.

«Главные причины такого роста – отсутствие комиссии при платеже, простота использования, универсальность, ведь доступна масса других операций помимо оплаты», – считают в «Пермэнергосбыте».

На сегодняшний день компания поставила себе задачу увеличить функционал существующих онлайн-сервисов. К примеру, для населения станет доступна функция настройки автоплатежа. Выставив лимит, со счета плательщика всегда будет списываться фиксированная сумма, даже если в квитанции она больше.

Специалисты «Пермэнергосбыта» также поделились первыми результатами деятельности в I квартале 2023 года. Объем полезного отпуска электроэнергии удалось увеличить до 3 млрд кВт*ч (в I квартале 2022 года – 2,9 млрд кВт*ч). При этом население стало потреблять на 6% электроэнергии больше – 771 млн кВт*ч (в I квартале 2022 года 729 млн кВт*ч). Электросетевые компании, наоборот, значительно снизили потребление – на 4%, до 449 млн кВт*ч (в I квартале 2021 года – 469 млн кВт*ч). В компании пояснили, что два этих показателя имеют обратную связь – чем больше потребляет население, тем меньше электросети. Из-за несовершенства систем учета ранее происходили значительные потери на сетях. Потребители свое получали в полном объеме, но полностью это зафиксировать не удавалось. «Сегодня благодаря масштабной работе по совершенствованию учета, в первую очередь при поставке ресурса населению, такие потери на сетях закономерно «перетекают» в расход конечных потребителей», – объяснили энергетики.

Собираемость платежей в I квартале 2023 года в сравнении с аналогичным показателем прошлого года немного снизилась – с 99,29% до 99,04%. Дебиторская задолженность выросла на 2,35%, до 5,59 млрд рублей.

«Чуть быстрее растут долги населения – на 13% против 7,5% в I квартале 2022 года. В то же время, например, задолженность промпредприятий сократилась на 8,35% – до 382 млн рублей. Но первый квартал редко определяет тенденцию года в целом, поэтому делать какие-то далеко идущие выводы было бы преждевременно», – резюмируют представители «Пермэнергосбыта».

Газ на все сто.

В «Газпром межрегионгаз Пермь» второй год подряд собираемость платежей за услуги газоснабжения на уровне 100%. Не изменилось и количество абонентов-должников среди населения Прикамья – оно не превышает 10% от общего количества потребителей, сообщили в компании.

«Сумма просроченной задолженности населения уменьшилась, как и средний долг одного абонента. Максимальная сумма задолженности за газ у отдельных абонентов в Пермском крае может достигать нескольких сот тысяч рублей», – рассказали в «Газпром межрегионгаз Пермь».

Для работы с неплательщиками компания также использует классический набор мероприятий – переговоры, уведомления посредством бумажных и электронных писем, sms-рассылки, автодозвон. Кроме того, поставщик предоставляет своим клиентам рассрочки, дабы гасить свои обязательства без потери доступа к газу. Принудительное отключение газа – это законное, но последнее средство борьбы с неплательщиками, отметили в компании. По состоянию на 1 января 2023 года на принудительном исполнении судебных приставов находилось 20,9 тыс. дел.

Тенденцию использования онлайн-сервисов для оплаты коммунальных услуг в «Газпром межрегионгаз Пермь» также подтверждают. «Сейчас 35% абонентов компании в Пермском крае используют сервис «Личный кабинет», где можно произвести оплату газа без комиссии. Остальные платежи проходят через банки, отделения Почты России и прочих платежных агентов», – рассказали в ресурсоснабжающей организации. Поэтому дальнейшее развитие личного кабинета абонента компания оценила как приоритетное направление деятельности.

Почему это важно.

Жилищно-коммунальное хозяйство на сегодняшний день является одной из основных отраслей экономики РФ. Согласно данным исследования экспертов Института экономики города Ирины Генцлер и Татьяны Лыковой, даже в кризисные времена собираемость платежей по всей стране оставалась стабильно высокой. На ее снижение, прежде всего, способно было бы уменьшение доходов населения.

Из предоставленных ресурсными организациями данных, можно сделать вывод об относительной финансовой стабильности населения Пермского края. Собираемость коммунальных платежей в экономике региона – важный маркер, который способен сигнализировать о доступности населению базовых коммунальных удобств. Высокий его показатель свидетельствует, что бюджета у большой части домохозяйств Прикамья достаточно на обеспечение жилья теплом, электричеством, водой и газом.

Не пропустите:Пермские ТСЖ оспорили тариф на вывоз мусора в Пермском крае26 марта 2023, 20:05
Все новости компаний