Business Class вспоминает транспортные проекты, которые остались на бумаге, а в некоторых случаях – совсем не сдвинулись дальше идеи.
14 километров под землей
Строительство метрополитена в Перми предполагалось с 70-х годов. Вплоть до 1991 года составлялось технико-экономическое обоснование и велось проектирование. Была подготовлена рабочая документация, пишет в своей книге «Шестьдесят три года на стройках Перми» заслуженный строитель России Михаил Плеханов, много лет работавший главным инженером Управления капитального строительства Пермского горисполкома.
Метро протяженностью более 14 километров должно было проходить от микрорайона Паркового до здания ЦУМа в центре Перми и далее до проходных Моторостроительного завода им. Свердлова (сейчас – ОДК «Пермские моторы»). В качестве перспективных рассматривались ветки до железнодорожной станции Бахаревка и Сада им. Свердлова («Райского сада») в Мотовилихе, а также – в Кировский район.
Что еще не построили из проектов времен СССР
Помимо метрополитена в числе проектов, которые по разным причинам не были реализованы, несмотря на наличие рабочей документации, Михаил Плеханов называет еще несколько:
Автодорожный мост через Каму в Мотовилихе;
Новый аэропорт «Софроны», способный принимать в том числе «тяжелые» воздушные суда;
24-этажная гостиница на 1000 мест в Ленинском районе.
В ряде интервью Михаил Плеханов связывал отказ от начала строительства «подземки» в Перми с вмешательством Бориса Ельцина, который лоббировал на высшем государственном уровне, чтобы такой крупный инфраструктурный проект реализовали в Свердловске (после 1991 года – Екатеринбург), а не в Перми.
В Прикамье в последующие годы о метрополитене разве что говорили, но никаких движений в сторону его создания не было и нет. Однако не раз возникали идеи, в которых фигурировали разные вариации на тему метро.
Над землей и с ларьками
В 2015 году предприниматель из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин обращался к пермским властям с идеей о строительстве частного надземного метро. Речь шла о разновидности эстакадного транспорта, проходящего вторым ярусом над дорожной сетью. Конкретикой автор проекта не делился, были только картинки с якобы предполагаемыми линиями. И довольно расплывчатое описание схемы финансирования через создание публичного акционерного общества. Причем предполагалось, что проезд на метро будет бесплатным, а окупаться проект станет за счет коммерческой торговли на остановочных станциях.
Схема: сайт «Новое метро Перми»
Его предложение в администрации Перми отвергли, ссылаясь на отсутствие данного вида транспорта в Генплане Перми, а также отсутствие должного экономического обоснования проекта. Неофициальная причина отказа была иной. Власти догадались, что в проекте г-на Бичурина не строительство метро на первом месте, а получение земельных участков в центре города, чтобы строить ларьки и магазины.
Позже Ринат Бичурин предложил пермякам пожертвовать деньги на метро через социальную сеть «ВКонтакте». Тогда корреспондент Business Class был добавлен в «черный список» сообщества после вопроса о том, на что пойдут эти деньги.
Последнюю заметную попытку продвинуть свою идею инициатор строительства частного наземного метро сделал в 2019 году. Он заявил, что обратился к Президенту Владимиру Путину и попросил разрешить реализовать свой проект в ряде крупных городов. Надо ли говорить, что никакого прогресса в этом вопросе не было не только в Перми?
Воздушное метро по канатам
В 2020 году Центр экономического роста (ЦЭР.РФ) презентовал руководству региона проект линий воздушного метро на основе городских канатных дорог. В предлагаемой концепции было заложено строительство шести станций канатной дороги. От ул. Борцов Революции – через Каму на ул. Монастырскую, затем вдоль набережной, оттуда на ул. Крупской, ул. Степана Разина и до КДЦ «Мотовилиха» на ул. Уральской.
Тогда инициаторы называли возможные параметры концессионного соглашения, предполагаемые расходы на строительство (1,3 млрд рублей), возможный срок окупаемости, пассажиропоток и другие цифры. Но дальше презентации дело на пошло.
«Одиночные» канатные дороги
Были и другие предложения о строительстве в Перми «канатки». В частности, от группы пермяков, которые участвовали в программе «100 городских лидеров» Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ). Их замысел был в том, чтобы связать два берега Камы и разгрузить Коммунальный мост. Отправную точку канатной дороги активисты видели в районе планетария около Северной дамбы, а конечным пунктом – улицу Борцов Революции в левобережной части города.
Проект получил высокую оценку АСИ, однако опрошенные Business Class эксперты отмечали, что на загрузку моста «канатка» не повлияет, и в целом не верили в проект. Как оказалось, не зря.
Французская компания Poma выходила к властям Пермского края с инициативой о строительстве пассажирской подвесной канатной дороги. Предлагалось соединить железнодорожный вокзал Пермь II и ТРК «СпешиLove» на правом берегу Камы.
Фуникулер появился в эскизе культурного кластера, который объединит пространства вокзала «Пермь I», завода Шпагина, микрорайона Разгуляй и долины реки Егошихи. Культурный кластер в Перми развивают, но фуникулер в действующую концепцию не включен.
Недавно канатная дорога была упомянута в сообщении пресс-службы Пермской городской Думы по итогам совещания в администрации Индустриального района. В числе приоритетных проектов отмечено создание нового парка «Патриот» с интерактивными площадками для детей и станцией канатной дороги.
Business Class выяснил, что идея заключается в развитии Парка Победы вблизи строящегося зоопарка, но других подробностей узнать не удалось. В районной администрации не уточнили, есть ли в концепции пассажирская канатная дорога и куда она может вести, либо речь идет о каком-то варианте детских развлечений. В пресс-службе ответили только, что проект находится в проработке.
Трамвай вместо электрички
В заключение вспомним проект, который имел поддержку властей при губернаторе Максиме Решетникове, но с его уходом с поста губернатора Пермского края остался нереализованным. Масштабный замысел заключался в том, чтобы заменить железнодорожное сообщение на участке от Перми II до Мотовилихи трамвайным. Был закрыт перегон Пермь II – Пермь I, велось проектирование трамвайной линии. Кроме того, был приобретен трехсекционный вагон «Лев» с двумя кабинами, который смог бы курсировать вдоль набережной без разворотного кольца. Длинный трамвай – практически все, что ощутимого осталось от проекта.
P.S. С приходом на пост главы региона Дмитрия Махонина движение электричек не только возобновили на закрытом участке, но и стали развивать по модели наземного метро. Открыто четыре беспересадочных маршрута по так называемым диаметрам и один кольцевой. В планах – запуск электрички в Закамск и строительство новых остановок.
В схеме Пермских диаметров, которая была представлена жителям накануне запуска проекта в качестве перспективных остановок обозначались пункты также в Индустриальном районе. Это «Ул. Самолетная» и «Ул. Советской Армии» – между остановкой 1436 км в микрорайоне Светлый и станцией Бахаревка. После Бахаревки в ряду возможных мест для новых остановок приводили «Ул. Хлебозаводская» и «Технологический институт» в районе ул. Чкалова. В этой части проект напоминает советский план развития метро, но подземного. Впрочем, и в наземном исполнении эту ветку делать пассажирской пока не собираются. По информации «РЖД», в ближайшей и среднесрочной перспективе строить остановки в районе Технологического института не планируется.