В 2024 году в Перми планируют заключить новые контракты на обслуживание семи маршрутов

В 2024 году в Перми планируют заключить новые контракты на обслуживание семи маршрутов
В 2025 году предстоит пройти масштабный виток торгов и заново распределить между перевозчиками более 60% объемов работы. Власти уже сейчас начали обсуждать с бизнесом условия новых контрактов.
Автор:

Приближается время новых конкурсных процедур на обслуживание автобусных маршрутов в Перми, в ходе которых может произойти перераспределение сил на рынке. Сейчас в городе работают 13 транспортных предприятий. Они выпускают на линию от девяти до 180 автобусов.

Контракты по 27 автобусным маршрутам, на которые приходится 62% объема транспортной работы, истекают в 2025 году. Они были заключены в 2020 году на пять лет. Тогда сменился перевозчик на закамском направлении, вышла на пермский рынок московская компания «РТ Лайн», разыгран самый прибыльный маршрут №27. Еще 40% автобусных направлений, на которые приходится 34% объема работы, законтрактовано до 2027-2028 годов. Кроме того, есть ряд маршрутов, в том числе новых, по которым планируется заключить соглашения на 2024 год.

Подрядчикам нужен запас времени, чтобы подготовиться и при необходимости купить автобусы, а власти – формируют расходы на новый бюджетный цикл. Поэтому обсуждение условий новых долгосрочных контрактов с перевозчиками, по которым предстоит начать работать в 2024-2025 годах, началось уже сейчас. Встреча представителей власти и бизнеса состоялась на площадке Пермской торгово-промышленной палаты.

Вместо маршруток и трамваев

В следующем году по новым контрактам начнут работать семь маршрутов, из них пять будут обслуживаться машинами малого класса. На новый период заключат контракты по направлениям из микрорайона Висим (№17 и №37). Появится маршрут №66 «Налимиха – Светлогорская», который обеспечит транспортную доступность отдаленных территорий частного сектора.

В сентябре 2024 года истечет срок действия свидетельства о праве работы на «маршрутках» №4т и №11т в Свердловском районе и №5т и №11т в Кировском районе. В начале года планируется провести аукционы и определить перевозчика на маршруты, которые заменят «тэшки» и будут работать по регулируемому тарифу.

К апрелю следующего года заключат новый контракт по маршруту №71, который был открыт в качестве компенсационного на время ремонта трамвайных путей на ул. Куйбышева. Его решено сохранить на постоянной основе, сейчас заключен контракт на полгода, далее последует новый. После окончания ремонта путей маршрут продлят до Перми I. Кроме того, ориентировочно в конце этого – начале следующего года запустят автобусный маршрут №72 «ул. Милиционера Власова – ЦУМ» для компенсации отсутствия трамваев на ул. Мира на время ремонта путей.

Большой и очень большой класс

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин рассказал, какие факторы влияют на будущие контракты 2025 года. Во-первых, это дефицит водителей. Нехватка персонала составляет 15%, или около 300 человек. «И перевозчикам необходимо усилить работу по привлечению водителей, и нам учитывать это при планировании маршрутной сети. В частности, потребность может снизить использование автобусов особо большого класса», – отметил он. Еще один аспект для обоюдной работы –«обеление» заработной платы.

Желание использовать автобусы особо большого класса (с «гармошкой») связано и с наличием маршрутов, где «обычные» большие автобусы не справляются с пассажиропотоком даже при интервале движения в пять минут. Кроме того, власти рассматривают возможность отказа от использования на загруженных магистральных маршрутах транспорта так называемого «короткого» большого класса – автобусов длиной 10 метров, а не более 12 метров как «полноценных» моделей.

При определении объемов транспортной работы необходимо учесть перспективы развития железнодорожных и трамвайных перевозок в городе. «Есть план по запуску электричек в Закамск. Его реализация однозначно повлияет на количество автобусов, которое необходимо для обслуживания этого микрорайона», – рассказал Анатолий Путин.

Кроме того, в Перми началась модернизации трамвайной инфраструктуры. «Пока речь идет о реконструкции существующих путей, но на федеральном уровне готовится новая программа по развитию электротранспорта. Если Пермь в нее войдет, это также затронет те или иные автобусные направления. На данный момент наиболее реальный проект – строительство трамвайной ветки в микрорайоне Парковом», – отметил начальник департамента. Он добавил, что в целом наличие или отсутствие федеральной поддержки – тоже важный фактор при формировании условий новых контрактов.

Три сценария

Сформулированы три возможных подхода к требованиям, которые будут предъявлены к подвижному составу на маршрутах, по которым новые контракты начнут действовать в 2025 году.

Первый – наименее затратный для бюджета. Предстоит заключение контрактов на два-три года и использование имеющейся техники, без массового обновления. Сейчас автобусам в среднем около трех лет, и при таком сценарии они доработают до семилетнего возраста.

Самый дорогой вариант – повторное массовое обновление автобусов и подписание контрактов на пять-семь лет. Реализовать такой сценарий возможно при наличии федеральной поддержки и ресурсов городского бюджета.

Третий сценарий – комбинированный, он предполагает поэтапную замену техники на новую в течение пятилетнего контракта. При этом предельный срок эксплуатации может выйти за пределы семи лет. Это позволяет федеральный социальный стандарт, в соответствии с которым верхняя планка – десять лет. Такой сценарий включает введение в контрактах критерия «средний возраст автопарка».

Вопрос цены

По оценке директора пермского филиала «Автомиг» Игоря Сасунова, к 2025 году автобусы подорожают вдвое по сравнению с 2020 годом. Он также отметил необходимость конкурентной заработной платы для водителей. «Усиливается переток сотрудников в сферу грузоперевозок, где доход – 140-150 тысяч рублей. Для водителей автобусов в Перми – максимум, который я видел в вакансиях, – 75-80 тысяч», – рассказал он. Перевозчик также отметил удорожание дизельного топлива. На фоне роста расходов возникает вопрос, насколько власти готовы увеличивать стоимость транспортной работы.

Предприниматель Александр Стерлягов привел данные из последнего заключенного МКУ «Гортранс» контракта – по маршруту №71 на август 2023-го – март 2024 года. При определении начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в соответствии с приказом Минтранса РФ стоимость автокилометра (единицы транспортной работы) посчитана в размере 206 рублей на 2023 год и 221 рубль – на 2024 год. «По факту (с учетом бюджетных лимитов) НМЦК установлена в размере 105 рублей и 109 рублей соответственно. То есть отрасль недофинансирована наполовину», – заключил он. Перевозчик добавил, что подрядчик для работы на маршруте тем не менее нашелся.

Спикер связал это с минимальными требованиями к подвижному составу и с тем, что покупки автобусов в данном случае не потребовалось. «При НМЦК, соответствующей нормативу и субсидируемой ставке лизинга, – не проблема полностью обновить подвижной состав, нужно только технику заказывать сильно заранее. Но мы не питаем иллюзий насчет того, что денег на отрасль будет существенно больше. Поэтому говорим в первую очередь о том, чтобы требования к контракту были соразмерными финансированию», – резюмировал Александр Стерлягов.

Если будет выбран сценарий, при котором потребуется покупка новой техники, то провести торги среди перевозчиков в департаменте транспорта хотели бы в третьем квартале 2024 года. При выборе самого экономичного варианта ориентировочный срок конкурсных процедур – конец 2024-го – начало 2025 года. Не исключено, что подход в итоге окажется дифференцированным в зависимости от маршрутов. Например, будут отличаться сроки и условия для направлений с особо большим классом автобусов в случае его появления.

Пока руководству отрасли предстоит согласовать концепцию внутри городской администрации, а также обсудить с коллегами в краевом правительстве.

Все новости компаний