Корректировки документации по планировке территории для строительства Северного железнодорожного обхода Перми касаются установления публичных сервитутов в отношении земельных участков. Публичный сервитут применяется в целях обеспечения государственных нужд без изъятия земельных участков. Такое обременение не лишает правообладателя возможности продать участок или иным образом им распоряжаться, но дает право третьим лицам использовать территорию в общественных целях. Например, для прохода, проезда, проведения коммуникаций, временного размещения строительной техники.
В проекте планировки территории актуализирована информация об устанавливаемых публичных сервитутах с учетом того, что со времени утверждения прошлой редакции в августе 2021 года вносились изменения в Единый государственный реестр недвижимости и ставились на учет новые земельные участки.
Изменения утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор). Они касаются строительства моста через Каму недалеко от плотины Камской ГЭС, а также примыканий новых участков путей к станциям Левшино и Кабельная. Кроме того, для возведения Северного обхода необходимо выполнить переустройство инженерных коммуникаций – воздушных линий электропередачи, канализации, газопровода, водопровода, кабельных линий, часть из которых принадлежит ОАО «РЖД», а другая – сторонним собственникам.
В распоряжении Росжелдора приведен перечень из 29 земельных участков, в отношении которых предполагается установить обременение в виде публичного сервитута. Среди площадок в частном владении – ул. Ново-Гайвинская, 81 (по этому адресу работает фабрика «Гайвамебель» и ул. Ново-Гайвинская, 91 (здесь находится техцентр «Дизель-Моторс» и компания по продаже комбикормов). Участки будут затронуты частично – 134 кв. м и 234 кв. м при общей площади 18,5 тыс. кв. м и 1,8 тыс. кв. м соответственно.
В списке несколько участков с общим адресом по ул. Соликамской, 307 (в районе Камской нефтебазы). Обременение планируется установить на небольшой их части. В перечне присутствует и территория «Камтэкс-Химпром» по ул. Соликамской, 293. Ранее Business Class писал, что частично РЖД ее выкупит для строительства Северного обхода в рамках процедуры изъятия. На других площадях предприятия объект может расположиться на условиях публичного сервитута.
Общие границы строительства и реконструкции в результате принятых корректировок не изменяются. Мост планируют построить на расстоянии 1,7-1,9 км, новые участки железнодорожного пути примкнут к существующему перегону Блочная – Кабельная на правом берегу Камы и перегоне Балмошная – Левшино – на левом берегу. Схема того, как пройдет Северный обход Перми представлена в первоначальной документации по планировке территории.
Схема: проект планировки территории
В июне этого года совет директоров ОАО «РЖД» одобрил выделение 1,2 млрд рублей на строительство железнодорожного обхода Перми. Эти средства предназначены для подготовки рабочей документации и развертывания работ на объекте «Северный железнодорожный обход Перми».
«Проект строительства Северного железнодорожного обхода Перми – один из наиболее масштабных проектов, реализуемых ОАО «РЖД». Ввод его в эксплуатацию позволит организовать пассажирское движение, а также пропуск грузовых поездов Углеуральского и Чусовского направлений в обход плотины Камской ГЭС», – отмечают в пресс-службе Свердловской железной дороги. После подтверждения финансирования сроки начала стройки в «РЖД» не назвали, на запросы «bc» не ответили.
В обосновывающих материалах двухлетней давности говорится: «В рамках подготовки к 300-летию Перми принято решение демонтировать Горнозаводскую железную дорогу, создать на ее месте современное городское пространство, а движение поездов пустить по правому берегу Камы по участку вновь сооружаемого Северного железнодорожного обхода Перми». Со сменой руководства региона от закрытия Горнозаводской ветки отказались и, напротив, стали развивать пригородные железнодорожные перевозки по модели наземного метро. Но планы по строительству Северного обхода остались в силе. Ранее сообщалось, что основные работы по его возведению запланированы на 2023-2024 годы.
Остановите электричку тут
Краевые власти и РЖД продолжают предпринимать шаги к развитию так называемого Пермского наземного метро. Росжелдор утвердил проекты планировки и межевания территории для строительства высокой пассажирской платформы на остановочном пункте «Ул. Попова». Она расположится между путями на перегоне Пермь II – Пермь I. Для этого пространство между ними потребуется увеличить – разобрать четный путь и уложить новый участок рельсов.
Проектом предусмотрено сооружение нового остановочного пункта, включающего высокую островную пассажирскую платформу с навесом, скамейками, лестнично-лифтовым спуском и блоком технологических помещений.
Резервирования и изъятия земельных участков для государственных нужд не потребуется. Однако предполагается установление публичных сервитутов для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры в отношении двух участков. Один относится к дорожной сети и включает отрезок улицы Окулова от ул. Монастырской до ул. Попова. Второй находится по ул. Окулова, 14 – здесь на площадке бывшего ДК «Телта» строится гостиничный комплекс с апартаментами.
Схема: публичная кадастровая картаВ конце апреля краевым Минтрансом утвержден перечень мероприятий по обустройству объектов инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта. В документе затраты на обустройство платформы на остановке «Ул. Попова» указаны в размере 341,5 млн рублей. Второе мероприятие – реконструкция посадочной площадки на Перми I оценочной стоимостью 440,8 млн рублей. Пермский край и «РЖД» договорились профинансировать строительство совместно.
В региональном бюджете на эти цели предусмотрено 293 млн рублей. Сейчас в финансовый документ предложено внести поправки и перенести средства с 2023-го на 2024-й год. «Поскольку заключение государственной экспертизы на проектную документацию ожидается в августе 2023 года, строительно-монтажные работы предполагаются в 2024 году», – говорится в пояснительной записке. Подготовку проекта ведет «РЖД».