За последний год в Перми и крае появилось большое количество разнообразных экскурсий. Обзорные и тематические, платные и бесплатные, пешком, на автобусе или электричке, а также с использованием различных приложений и гаджетов. Эксперты отмечают, что популярность экскурсионных услуг в регионе растет, в том числе среди местных жителей, но никто не отменял сезонность рынка.
Генеральный директор фирмы «Валида» Елена Шперкина связывает рост спроса на экскурсии с обилием событий и юбилейных мероприятий, проходящих в Перми в этом году. Они дали дополнительный поток людей, которые приезжали в город с разными целями.
«С одной стороны, на рынок повлияли действия властей Перми по благоустройству городской среды, а с другой стороны есть общий тренд на глокализацию – сохранение и усиление региональных отличий. Хочется получить нишевый индивидуальный продукт и видеть экскурсовода как личность. Еще один аспект – цифровизация и предпринимательская активность гидов, так как многие регистрируются как самозанятые и активно продвигают себя на официальных агрегаторах», – поясняет Анастасия Фирсова, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма ПГНИУ и заведующая музейным комплексом «Дом Пастернака».
Аттестация и разнообразие
В Пермском крае, как и по всей стране, проходит аттестация экскурсоводов, которая станет обязательной с 1 июля 2024 года. Происходит персонализация турпродукта, и в поле экскурсионной работы вошли очень разные люди, объясняет Анастасия Фирсова. «Хоть государство и вводит нам стандарты, но жестких требований к специалистам-гидам нет. Разнообразие – это здорово. Потребители услуги сами выбирают тех, кто им больше нравится. У нас есть положение при аттестации гидов и экскурсоводов Пермского края, разработанное в соответствии с федеральными стандартами. В профессию могут войти и геолог, и врач, и филолог, и географ, и даже человек с техническим образованием, но он должен быть начитанным, коммуникабельным и эрудированным. Каждый вносит в профессию свою изюминку», – рассказывает г-жа Фирсова.
Гид-экскурсовод по Перми и Пермскому краю Татьяна Майорова (Шакирова) рассказала, что благодаря аттестации в регионе появилось как минимум 150 лицензированных специалистов. «Да, не все из них работают, тем не менее данная система помогла организовать сообщество гидов-экскурсоводов. По заявкам видно, что туристический поток в регион увеличился. Занятость у многих хороших гидов говорит о том, что мы движемся в правильном направлении. Ты не имеешь право работать без лицензии. Есть еще блогеры, но они больше отвечают за информационную привлекательность края. Выросла популярность внутреннего туризма, но Прикамье остается регионом второго эшелона, к нам едут люди уже после того, как побывали в Крыму, Карелии, Алтае и Дагестане. Раньше о Перми вообще никто не слышал, но сейчас о городе узнали, в том числе, благодаря «сарафанному радио». Гости приезжают и говорят, что в Екатеринбурге нет столько турпродуктов, сколько у нас. В сезон часто приходится стоять в очереди у памятника пермскому медведю. С одной стороны, это раздражает, но с другой – я радуюсь, потому что за одну обзорную экскурсию вижу, как минимум три-четыре группы туристов, гуляющих по городу».
Эксперты отметили, что в регионе нет единого интернет-ресурса, где была бы размещена вся информации про экскурсии и гидов. Их люди ищут через сайты-агрегаторы и турагентства.
«Мы сотрудничаем с определенным пулом аккредитованных экскурсоводов, имеющих большой опыт, правильно говорящих и владеющих материалом. Они не числятся в штате, а работают по договору. У нашей компании есть свое видение, каким должен быть экскурсовод. Заявки на экскурсии поступают как от корпоративных заказчиков, так и от туроператоров из Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска и других городов. Так как фирме «Валида» достаточно много лет, то у многих пермяков и туроператоров из других регионов есть положительный опыт сотрудничества с нами, поэтому они обращаются вновь. По краю сейчас представлены различные направления туризма: и культурно-познавательный, и гастрономический, сельский, промышленный, также много авторских специальных экскурсионных программ с разной тематикой – например, литературной, театральной или архитектурной», – поделилась Елена Шперкина.
Молодежь в стороне
В Перми стоимость часа работы гида за городскую экскурсию составляет не менее 1 тысячи рублей, а длится она в среднем около 2,5 часа. Если в группе 20 человек, то сумма делится на всех туристов. Индивидуальные прогулки, в которых по 10-12 человек, могут стоить по 500 рублей с каждого. За однодневную загородную поездку экскурсоводы берут от 4 тысяч рублей, но, по словам Анастасии Фирсовой, есть и те, кто демпингует. Затишье экскурсионной деятельности, как правило, приходится на февраль и период со второй половины октября до середины декабря.
«На рынке Перми экскурсоводы существуют по-разному. Комфортнее всего пенсионерам, которые имеют стабильную пенсию. Они работают как самозанятые или с туроператорами, получают дополнительный доход, сочетая отдых и нагрузку. Второй вариант – это люди среднего возраста, для которых экскурсионная деятельность является основным заработком. Они оформляются как самозанятые и, как правило, активно продвигают себя в соцсетях. Некоторые это делают интуитивно, а другие профессионально и выбирают себе тот или иной образ: эрудит, ученый, красавица. Формируют свою клиентскую базу: через год такой активной работы у некоторых нет выходных. Профессия дает человеку внутреннюю свободу, но есть сложности и форс-мажоры. Экскурсоводы – это люди, которые дарят другим праздник», – пояснила Анастасия Фирсова.
По ее словам, молодежь не хочет входить в профессию, потому что там нет стабильности, работать приходится в некомфортных условиях, а туристы бывают разные. Но нужно быть все время в коммуникации с людьми. Студентов, как правило, отпугивает необходимость запоминать большой объем информации.
Эксперты не смогли назвать точное число экскурсий, проводимых в городе и крае: «Экскурсия – это творческий процесс, она может начинаться за любым углом. Например, на портале EasyTravel размещено около 130 аудиогидов о регионе. Когда мы писали стратегию развития туризма в Пермском крае, то остановилась на шестидисяти протоптанных маршрутов. Сегодня многие экскурсии находятся на грани образовательной и развлекательной услуги. Молодые экскурсоводы применяют всякие онлайн-опросники и викторины. Многие стараются добавить гастрономические моменты, потому что еда приносит людям огромное удовольствие, но тут уже можно говорить о комбинированном туристическом продукте, не только экскурсионном», – подытожила Анастасия Фирсова.
На колесах и по рельсам
В начале мая в Перми запущен автобусный экскурсионный маршрут №300Т. Он работает регулярно четыре раза в день, кроме понедельника. Автобусы отправляются со станции Пермь I в 10.00, 12.00, 14.30, 16.30. Цена взрослого билета составляет 300 рублей, детского – 200 рублей. Инициатор проекта, руководитель ООО «Автобик» Денис Миронов отметил, что за лето по маршруту перевезли 6873 пассажира.
«Из-за большого трафика автотранспорта на дорогах последний рейс по пятницам не едет. Пассажирам в пути рассказывается об истории Перми с основания города до наших дней. Автобус следует как по историческим, так и по новым улицам города. В салоне звучит аудиогид, над текстами экскурсий работали ученые Пермского госуниверситета и журналисты. В пути на экранах демонстрируются архивные фотографии, таким образом у пассажиров есть возможность сравнить, как было раньше и как стало, посмотрев в окно. Даже жители Перми отмечают, что узнали много нового о городе. Планируется, что маршрут будет работать пять лет, возможны корректировки расписания в зависимости от сезонного пассажиропотока», – рассказал г-н Миронов.
Еще один вариант узнать больше об истории города – проехать по кольцевому маршруту наземного метро. За восемь месяцев 2023 года «Пермская пригородная компания» организовала в «Ласточках» 140 мероприятий, которые посетили 5,9 тыс. человек. «Проводятся как экскурсии с гидом, где рассказывается об истории города и железной дороги, так и развлекательные мероприятия из цикла «Губернская Ласточка», приуроченные к разным событиям года: Масленица, дороги Победы, театральное путешествие, история пароходства и другие. Кроме того, мы предоставляем возможность отметить День рождения в «Ласточке». Стоимость проезда на человека составляет всего 34 рубля. Услугой воспользовались 760 человек. Все мероприятия пользуются спросом среди жителей и гостей города. Они отмечают, что это необычный и приятный формат времяпрепровождения как индивидуально, так и в кругу семьи, друзей, близких, коллег. Мероприятия планируется проводить на ежегодной основе», – прокомментировали в пресс-службе «Пермской пригородной компании».