Чуть больше месяца назад пресса много писала об успехе фильма «Фрау» (18+) на фестивале актуального российского кино «Маяк». Критики не скупились на яркие отзывы, называя ленту самой актуальной драмой отечественного кинематографа, а режиссерскую работу сравнивали с почерком Уэса Андерсена. Картина получила две награды: за сценарий и лучшую женскую роль (Лиза Янковская). Вот и первый аргумент в пользу выбора фильма для открытия: созвучность посылу «Пермской синематеки» – как умное, актуальное авторское кино. Во-вторых, съемки проходили в Перми.
«Нужна «сталинка» в Перми из двух-трех комнат, с балконом или лоджией…», – так начинались поиски локаций для фильма более года назад. Это вторая режиссерская работа Любови Мульменко. Первая – «Дунай» – стала объяснением в любви к Сербии. Вторая снята в Перми, родном городе Любы, где она работала журналистом в пермском бизнес-издании.
– «Фрау» сюжетно не привязана к Перми, зато к Перми эмоционально привязана я, – признается Любовь Мульменко, – поэтому мне захотелось поселить героев именно здесь. Мне кажется, что взгляд на город через камеру у нас получился очень нежный. Мне удобно писать сценарий, представляя себе конкретную среду в картинках. И приятно, если эти картинки радуют мой внутренний глаз. Новое кино я, правда, пишу под Петербург, к которому отношусь непросто. Но там саму историю диктует Питер.
В фильме пермяки узнают самые разные локации: дворы с палисадниками и металлическими качелями, не облагороженные еще задворки набережной, университетские коридоры и сцену оперного. Съемочная группа тепло отзывается о пермской массовке, которая тоже ждет фильм: «Пермская массовка – энергичная и вовлеченная, с ней весело было работать. Особенно мощно она выступила в сценах свадьбы, второй план получился очень разнообразный и достоверный».
Это именно тот фильм, которым мы хотели бы открыться
В-третьих, «Фрау» снята по фантазийному, ироничному сценарию, какого можно ждать именно от Любы Мульменко, одного из самых востребованных кинодраматургов российского авторского кино последнего десятилетия. А получить возможность предпоказа за три месяца до официальной премьеры – настоящий подарок для пермского зрителя.
Когда в творческой команде «синематеки» обсуждалась программа, которой откроется новая площадка, рассматривались разные варианты. Среди них: ретроспективный показ, новинки последнего Каннского фестиваля.
– Как только стало известно, что работа над фильмом Мульменко завершена, лента начинает свою фестивальную историю, мы сразу же приняли решение: это именно тот фильм, которым мы хотели бы открыться, – рассказывает руководитель PR-службы «Пермской синематеки» Александра Букрина. – И как-то все сложилось в единую историю: прекрасный режиссёр, очень близкий «Пермской синематеке» и нашему городу. Плюс съёмки фильма были в Перми; исполнитель главной роли, лидер группы OQJAV Вадик Королев тоже из Перми. Мы все очень рады, что на фестивале «Маяк» фильм завоевал признание. Ждем официальной премьеры в марте, когда у всех появится возможность посмотреть «Фрау». Мы благодарны дистрибьюторам и самой Любе за то, что они согласились приехать на открытие и представить картину.
Сама Любовь Мульменко тепло вспоминает свою дружбу с «Пермской синематекой»:
– Когда я училась в ПГУ, Анна Сидякина вела у нас историю кино и водила в «Премьер» смотреть разную классику. Там я впервые увидела «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова в озвучке Cinematic Orchestra. Это было довольно волшебно, я пришла домой, скачала саундтрек и долго потом слушала на репите. Я очень рада представить вместе с синематекой предпоказ «Фрау».
Мне нравится, когда люди в зале смеются
Герой фильма работает в магазине «Охотник и рыболов», хранит тетрадку с мемуарами в морозильнике, воображает себя героем средневековых легенд и мечтает найти свою «фрау», как называет всех женщин. Ваня знакомится с Кристиной, балериной Пермского театра оперы и балета, и начинает за ней ухаживать на свой оригинальный манер. Так Кристина становится дамой сердца.
Для того чтобы убедительно сыграть балерину, Лиза Янковская несколько месяцев брала уроки хореографии в Москве. После этого у неё была всего одна репетиция с труппой Пермского театра оперы и балета, на сцене которого и снимали «Фрау». Лиза смогла самостоятельно исполнить все необходимые элементы, в монтаже использован только один кадр с дублершей.
Со сравнением с работами Уэса Андерсена Любовь Мульменко не соглашается. Как и с теми, кто в рецензиях пишет о «грустной сказке».
– Сравнение возникло из-за нарядно и симметрично выстроенных статичных кадров, но «Фрау» состоит не только из них, и драматургически это совсем не уэсовское кино. И я не согласна, когда фильм называют грустной сказкой. Это не только грустная сказка, но и смешная. Первая половина фильма – вообще почти комедия, и я рада. Мне нравится, когда люди в зале смеются.
Любовь Мульменко в 2014 году дебютировала как сценарист с тремя фильмами – «Комбинат «Надежда» (конкурс Роттердамского кинофестиваля), «Еще один год» (победитель конкурса Big Screen на Роттердамском кинофестивале) и «Как меня зовут» (конкурс New Direсtors на кинофестивале в Сан-Себастьяне). Выпустила книгу «Веселые истории о панике», номинированную на премию «Национальный бестселлер». Продолжила сценарную карьеру картинами «Верность» (конкурс Роттердамского кинофестиваля), «Купе No 6» и «Разжимая кулаки» (оба завоевали призы в Каннах).
В 2021 году по собственному сценарию сняла фильм «Дунай», отмеченный премией «Белый слон» как лучший режиссерский дебют.
Фото предоставлено Пермской синематекой