Уровень дефицита кадров достиг максимальных значений, власти называют дефицит кадров главным внутренним источником рисков для экономики. Как вы оцениваете ситуацию с кадрами в авиаотрасли? Насколько остро ощущается нехватка персонала?
– Ситуация с кадрами в авиации критична так же, как и в других отраслях. И причин тому несколько. Во-первых, мы летаем на Ил-76. Это большой советский самолет, где экипаж состоит из нескольких человек. К сожалению, в последние 20 лет в РФ готовили экипажи для иностранных воздушных судов, когда нет ни бортрадиста, ни штурмана, ни бортинженера. Поэтому система подготовки авиационного персонала не располагает к решению вопроса кадрового резерва. Прибавьте еще и высокий запрос на специалистов в военной авиации. С вертолетчиками ситуация иная. Их подготовка основывалась на использовании западной техники, поддержание летной годности которой для государственных учреждений практически невозможно. Результат – курсантам-вертолетчикам не на чем летать.
Необходимо перестраивать систему первичной подготовки, а точнее – возвращаться к истокам, заложенным в Советском Союзе. И это мы не говорим про инженерные специальности. Усугубляет ситуацию то, что у юношества модными являются профессии из числа развлекательных: блогеры, дизайнеры, СММ-щики. Нельзя не учитывать и то, что в последние десятилетия система профориентации была ориентирована на выпуск экономистов и юристов, а не инженеров и техников.
В чем вы видите решение кадрового кризиса? Нуждаются ли предприятия в глобальных решениях государства? Например, изменении курса на популяризацию технических специальностей. Какой политики по привлечению кадров придерживаетесь вы и ваша компания?
– Необходимо внесение изменений в программы подготовки пилотов. Кроме самолета Diamond, позволяющего первоначально отработать основные навыки пилотирования, нужно предусмотреть в учебной подготовке использование самолета, позволяющего отрабатывать отказы и аварийные случаи. Важно увеличить количество часов практических занятий. Эти изменения позволили бы поднять уровень практических навыков пилотов. Выпускники вузов заканчивают учебные заведения «сырыми». Ранее профессиональная подготовка пилотов была поэтапной. В том числе была классность пилота и воздушного судна. Необходимо было налетать определенное количество часов, чтобы пилотировать тот или иной тип самолета. Необходимы изменения и нормативной базы, регламентирующей, в том числе, и подготовку пилотов. Нет общих подходов, сформулированных на федеральном уровне, по первоначальной подготовке, вводу в строй.
В федеральных авиационных правилах идет упор на иностранную технику с экипажем, состоящим из двух пилотов. Необходимы изменения, соответствующие реалиям в РФ, и тенденциям на возрождение отечественной техники (Ил-76, Ту-204).
Отдельно затронем проект GELIXclass, который реализует ваша компания для популяризации среди школьников профессий в авиаотрасли. Сам проект реализуется с 2021 года. Есть ли уже какие-то промежуточные результаты этого профориентационного проекта? Как родилась идея его создания?
– Идея проекта моя. Она возникла, когда я вернулся в Пермь, свой родной город, после 35-летнего перерыва. Я жил и работал в Москве. Вернулся в качестве директора авиакомпании «Геликс». Поскольку я хотел сделать из этой региональной компании крупнейшего игрока на рынке авиаперевозок, то и вопрос кадрового потенциала я вижу через системную работу со школьниками и студентами. Проект имеет федеральный формат, поскольку реализуется в наших регионах присутствия, Перми и Ульяновске. Каков итог? Наверное, самое главное, что мы начинаем формировать сообщество школ и образовательный авиационный кластер, подтягиваем и других работодателей: в Ульяновске к проекту присоединилась авиакомпания «Волга-Днепр» и «УЗГА-Инжиниринг»; в Перми – «Редуктор-ПМ», «Аэронавигация», лесопожарный центр.
Дефицит кадров и пути его разрешения – один из аспектов программы устойчивого развития, который за последние несколько лет выделился в одну из наиболее актуальных проблем. Как компания GELIX реализует программу социальной ответственности?
– Компания использует разные способы решения вопроса дефицита кадров. Помимо проекта со школьниками, это переподготовка специалистов. В этом году переучили семь сотрудников на пилотов, бортрадистов и борт-инженеров Ил-76. Это особенно важно и потому, что мы не забираем персонал военной авиации, а вкладываемся в своих сотрудников путем переподготовки. Иначе это было бы непатриотично.
Решение кадрового кризиса мы видим в том, что для таких самолетов, как Ил-76, нужно строить современный тренажер, который бы соответствовал необходимым требованиям. Наша авиакомпания готова в партнерстве с государством выступить оператором такой подготовки персонала.