Прежде чем начать говорить о грядущем, отметим, что в январе официально завершилось строительство двух крупных объектов – получены разрешения на ввод в эксплуатацию новой сцены Театра юного зрителя и краевой инфекционной больницы в Индустриальном районе. Дебютное представление на малой сцене ТЮЗа состоится 1 февраля, а медицинскому учреждению перед приемом пациентов еще предстоит оснащение оборудованием и лицензирование.
Культурные и спортивные стройки…
Следующим стоит ожидать окончания реконструкции стадиона «Энергия». На итоговую проверку компания-генподрядчик намерена выйти в феврале, а запуск комплекса планируется до конца первого квартала. «Энергия» – крупнейший из спортивных объектов в Пермском крае, которые строились за последние несколько лет.
К лету подойдет установленный контрактом срок сдачи нового здания Пермской художественной галереи. Ожидается, что к концу мая объект и будет построен. Первую экспозицию в музее на площадке «Завода Шпагина», как ранее сообщалось, планируется открыть к сентябрю. Всего в новом здании разместят 15 экспозиций. Самые большие пространства займут деревянная скульптура, русское искусство, в том числе ХХ века. Античные древности, египетские мумии, искусство Востока, светская скульп-тура, 11 тыс. произведений графики, нумизматика, огромная коллекция декоративно-прикладного искусства, ювелирного, церковного – все это войдет в постоянные экспозиции.
Отметим и ожидания относительно нового зоопарка. На площадке в микрорайоне Нагорном достраивают здания (к концу прошлого года сообщалось о готовности практически половины объектов). Ведутся работы по благоустройству, а в теплый период планируется завершить тематизацию (имитацию естественной среды обитания и художественное оформление вольеров).
… и гостиницы
В 2024 году планируется завершить строительство пятизвездочной гостиницы в составе многофункционального центра «Эспланада» и открыть ее под брендом Radisson. На конец 2024 года намечена сдача здания четырехзвездочного отеля на площадке бывшего ДК «Телта» (ул. Окулова, 14). На этой территории помимо апартаментов и гостиницы планируется возвести также административно-деловой центр. Проект готов и прошел экспертизу, недавно выдано разрешение на строительство.
Кроме того, положительное заключение экспертизы получил проект создания отеля в здании бывшего ВКИУ (ул. Окулова, 4). Сейчас застройщик готовит документацию для размещения процедуры выбора генерального подрядчика. В прошлом году на объекте завершились работы подготовительного этапа: обустроена строительная площадка, произведен частичный демонтаж конструкций внутри здания.
Дороги
Осенью должно завершиться возведение дополнительного выезда из промышленного узла «Осенцы», в 2024 году также ожидается завершение работ по строительству первого этапа трассы ТР-53 – продление ул. Уинской с мостом через реку Иву (срок сдачи объекта по контракту – ноябрь). Этот же месяц указан в контрактах еще по нескольким важным объектам: первому этапу продления ул. Крисанова (он подразумевает возведение двухуровневой развязки на шоссе Космонавтов) и по строительству тоннелей под Транссибом в створе улиц Угле-уральской и Вишерской. Эти развязки будут обеспечивать выезд на магистральную ул. Строителей, третий этап которой по контракту должен быть сдан в следующем году, но темп работ позволяет ожидать досрочного завершения строительства на участке от ул. Папанинцев до площади Гайдара уже в 2024-м.
Будут продолжаться работы по второму этапу ул. Крисанова (строи-тельство нового участка дороги с мостом через Данилиху). На очереди – реконструкция ул. Карпинского с расширением до шести полос моста над железнодорожными путями. Контракт с подрядчиком заключен еще в марте 2023 года. Ожидается, что в этом году работы на участке от шоссе Космонавтов до ул. Мира будут развернуты. Их синхронизируют с реконструкцией трамвайной инфраструктуры – путей на ул. Мира и депо «Балатово».
На перспективу будут разрабатывать проекты реконструкции дорожных развязок ул. Чкалова – ул. Куйбышева, ул. Чкалова – ул. Героев Хасана и ул. Макаренко – бульвар Гагарина. На всех трех пересечениях предусмотрят строительство тоннелей.
Транспорт
Реконструкция инфраструктуры электротранспорта идет в рамках концессионного соглашения. Кроме вышеназванных мероприятий на 2024 год приходится большой объем работ по ремонту путей в центральной части города. Это участки улиц Сибирской, Ленина, Борчанинова, Белинского.
В части автобусных перевозок масштабных изменений в текущем году не ожидается. Корректировки маршрутной сети на текущем, «постреформенном» этапе носят локальный характер. Из ранее обсуждаемых вопросов можно отметить увеличение количества транспорта на наиболее загруженных маршрутах и усиление связи с быстрорастущими микрорайонами (например, ЖК «Погода»), запуск маршрута в Красные Казармы (реализация этого плана зависит от итогов судебных разбирательств с застройщиком ЖК «Арсенал»).
В Перми сейчас создана рабочая группа по развитию маршрутной сети. Для дальнейшего рассмотрения на этой площадке департамент транспорта администрации собирает мнения и предложения жителей о работе общественного транспорта – пермякам предлагают принять участие в опросе.
Один из факторов, от которых будет зависеть ситуация в транспортной отрасли, – дефицит кадров. Недостаток водителей, пожалуй, главный ограничитель для увеличения количества рейсов. Хотя, конечно, объем транспортной работы должен быть обеспечен и финансово. В свете ситуации с кадрами можно отметить недавнее снятие запрета на работу мигрантов в сфере перевозок пассажиров в Пермском крае.
Облик города
Продолжается реализация проекта по благоустройству долин малых рек «Зеленое кольцо». Так, в рамках первого этапа работ в долине Егошихи смонтированы все свайные основания для пешеходных троп и смотровых площадок, завершается монтаж каркаса тропы и перил, монтируются настил и система освещения. До конца года на этом участке предстоит оборудовать лестничный подъем на старый трамвайный мост в Разгуляе и возвести визит-центр.
С проектом «Зеленое кольцо» тесно связаны планы по продлению набережной от ТЦ «Речник» до «Мотовилихинских заводов». Запроектированы спуск с улицы Крупской, променад, велодорожка, павильон с кафе, трек для катания с пунктом проката коньков, детская площадка и озеленение территории. Для выполнения работ по благоустройству, а также берегоукреплению выбирают подрядчиков. По плану уже в марте они должны выйти на объект.
Еще один крупный объект, реновация которого стоит на повестке, – ул. Мира. О комплексном преобразовании облика главной артерии Индустриального района по типу того, как это сделано на Комсомольском проспекте, улицах Ленина и Сибирской, подробности пока неизвестны. Сообщалось, что ул. Мира должна быть отремонтирована по принципу «от фасада до фасада». Сейчас администрация Перми проводит опрос жителей о благоустройстве этой территории. Предлагается выбрать предпочтительный вид тротуарного покрытия, конструкцию лавок, а также ответить на вопросы о том, необходимы или нет ремонт фасадов домов, архитектурная подсветка зданий и посадка новых деревьев.
Центр управления регионом провел социологическое исследование и выяснил, что основным позитивным изменением респонденты назвали благоустройство центральных улиц – на него указали 46% опрошенных. Ремонт и строительство дорог отметили 23% респондентов, реконструкцию набережной Камы – 18%. Эти пункты также вошли в число наиболее популярных ответов. Кардинальное преображение центра города позади, и теперь властям предстоит сконцентрироваться на поддержании обновленных пространств в должном состоянии.