В 2023 году на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 6,514 млрд рублей, доходная часть составила 5,162 млрд рублей*. По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию – в разрезе отдельных маршрутов. Мы проанализировали ее и сравнили с аналогичными данными 2022 года.
Самые убыточные маршруты
Маршрут | Показатели 2023 года | Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) | ||
доходы | расходы | 2023 | 2022 | |
20 | 149 616 835 | 266 910 276 | -117 293 441 | -123 625 535 |
77 | 240 887 849 | 343 374 194 | -102 486 345 | -101 731 023 |
32 | 87 711 965 | 177 657 726 | -89 945 761 | -85 711 185 |
ТМ 11 | 87 146 576 | 160 056 140 | -72 909 563 | -33 578 604 |
53 | 117 529 520 | 185 030 106 | -67 500 586 | -64 601 388 |
15 | 135 421 913 | 198 250 497 | -62 828 584 | -64 866 106 |
80 | 80 053 508 | 140 137 993 | -60 084 485 | -56 179 435 |
ТМ 7 | 91 189 114 | 140 259 611 | -49 070 497 | -41 290 266 |
ТМ 5 | 128 807 521 | 177 154 430 | -48 346 909 | -16 658 222 |
64 | 105 890 918 | 152 028 275 | -46 137 357 | -46 488 454 |
ТОП-10 маршрутов, которые обошлись бюджету дороже всего, за год не претерпел значительных изменений. Его по-прежнему возглавляет автобус № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок» с финансовым результатом -117,3 млн рублей. При этом разрыв между доходами от его функционирования и затратами на оплату транспортной работы сократился на 6,3 млн рублей. Произошло это за счет увеличения выручки (+10,2%) на фоне менее значительного роста расходов (+2,9%).
Второе и третье места в рейтинге сохранили другие длинные маршруты – № 77 «ул. Памирская – ул. Мильчакова» и № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок». Убыток по этим направлениям за год несколько увеличился – на 755 тыс. рублей (до 102,5 млн рублей) и на 4,2 млн рублей (до 89,9 млн рублей) соответственно.
В Перми на год закроют движение по путепроводу через железную дорогу по ул. Карпинского14 февраля 2024, 16:12На четвертом месте оказался трамвайный маршрут № 11, который в 2022 году не входил в десятку самых дотационных. Финансовый результат ухудшился более чем вдвое: с -33,6 млн рублей до -72,9 млн рублей. Еще более выраженная тенденция с экономическим показателем трамвая № 5 (-16,6 млн рублей в 2022 году и -48,3 млн рублей – в 2023-м). Кроме того, в ТОП-10 также оказался трамвай № 7, несмотря на один из самых высоких показателей роста пассажиропотока (+31,9%).
Изменения в экономике трамвайных маршрутов связаны с их корректировкой на период реконструкции путей – изменением пассажиропотока и пробега вагонов. Так, трамвай № 11 ходил из микрорайона Висим до Перми II во время перекрытия ул. Карпинского, а сейчас путь его следования укорочен до депо Балатово из-за ремонта путей на ул. Мира. Аналогично во время работ на ул. Куйбышева трамвай № 5 следовал в объезд, по ул. Сибирская. «При этом несмотря на ограничения пассажиропоток трамвайных маршрутов превысил допандемийные значения», – отметили в департаменте транспорта администрации Перми.
В основном в ТОП-10 убыточных представлены маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов. Они характеризуются большей дальностью поездки пассажира. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других расходов.
Самые прибыльные маршруты
Маршрут | Показатели 2023 года | Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) | ||
доходы | расходы | 2023 | 2022 | |
27 | 228 809 129 | 194 265 724 | 34 543 405 | 38 652 387 |
68 | 78 714 856 | 62 203 277 | 16 511 579 | 1 610 264 |
1 | 188 151 899 | 175 433 319 | 12 718 580 | 7 278 771 |
37 | 39 741 538 | 31 621 025 | 8 120 513 | новый маршрут |
55 | 133 486 522 | 127 335 033 | 6 151 488 | -3 716 453 |
8 | 39 298 447 | 33 426 596 | 5 871 851 | 2 392 264 |
56 | 50 132 568 | 44 345 683 | 5 786 885 | -4 113 109 |
17 | 34 153 171 | 31 927 988 | 2 225 183 | -698 870 |
40 | 49 796 858 | 47 635 932 | 2 160 926 | 2 853 571 |
13 | 79 417 880 | 78 559 188 | 858 692 | -18 493 515 |
57 | 30 771 998 | 30 315 787 | 456 211 | -223 903 |
Лидер по прибыли, как и в 2022 году, – маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». Он отличается высокой сменяемостью пассажиров и относительно короткой средней дальностью поездки. Второе место занял автобус № 68 «Пермь II – микрорайон Садовый», прибыль от работы которого за год выросла в десять раз. Данные свидетельствуют о сокращении расходов на транспортную работу. В 2022 году они составляли 73,9 млн рублей, в 2023-м – 62,2 млн рублей, то есть на 15,8% меньше. Динамика доходов скромнее – они выросли на 4,2%. Рост прибыли на маршруте № 68 обусловлен пересмотром графиков движения для более эффективного использования подвижного состава в условиях дефицита водителей», – пояснили в дептрансе.
Замыкает тройку наиболее финасово эффективных маршрут № 1, также связывающий станцию Пермь II и Садовый. Как и в прошлом году, он – третий в рейтинге.
Отметим автобусные направления № 13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» и № 55 «ТРЦ «Планета» – Архиерейка». Они сгенерировали убыток в 2022 году, а в 2023-м доходы от их работы превысили расходы. На маршруте № 13 значительно вырос пассажиропоток (+47% по сравнению с 2022 годом), с 1 декабря 2023-го на этой линии увеличили выпуск транспортных средств.
Из отрицательной в положительную зону по итогам прошлого года перешли финансовые результаты автобусных маршрутов № 56 «Пермь II – микрорайон Крохалева» и № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед», которые проходят через крупные промышленные предприятия. На маршруте № 57 с увеличили количество транспортных средств в будние дни с 1 апреля 2023 года.
Обратная ситуация с маршрутами № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд», № 26 «Центральная Усадьба – микрорайон Крольчатник» и № 35 «Пермский академический Театр-Театр – ПЭМЗ» – они перешли из числа прибыльных в разряд дотационных.
«Рост прибыли на маршрутах № 13, № 55 и № 56 может быть связан с перераспределением пассажиропотока в Индустриальном районе в связи с временным закрытием трамвайного сообщения. С реконструкцией трамвайных путей также связан переход маршрута № 35 в разряд дотационных. Он был продлен до остановки «Мясокомбинат» для компенсации временно закрытого трамвая № 3. В случае с автобусами № 16 и № 26 может объясняться запуском маршрута № 37, который дублирует эти маршруты на значительной части пути», – рассуждают в департаменте.
Новые связи
Отдельно остановимся на показателях маршрутов, открытых в 2023 году. Прибыльным оказалось направление № 37 «Микрорайон Висим – ул. Ушинского», доходы от его работы составили 39,7 млн рублей, расходы – 31,6 млн рублей. Отметим и финансовую эффективность автобуса № 17 из микрорайона Висим, путь следования которого был продлен до площади Дружбы в 2022 году. Здесь стоит упомянуть, что оба направления обслуживаются транспортом малого класса, и это снижает затраты на транспортную работу по сравнению с перевозками средними и большими автобусами.
В тоже время другой новый маршрут с малыми автобусами – № 66 «ул. Светлогорская –микрорайон Налимиха», прибыли бюджету не принес. При затратах в 2 млн рублей выручка составила 695 тыс. рублей. Уже упомянутый выше маршрут № 71 «Пермь I – ул. Анвара Гатауллина» «заработал» 36,8 млн рублей при оплате транспортной работы в размере 37,6 млн рублей. Затраты на перевозки первым в Перми электробусным маршрутом № 81, который открыли в конце ноября, составили 11,3 млн рублей. Доходы от его функционирования сложились в размере 6,5 млн рублей.
Пермь сохранила лидерство в рейтинге качества общественного транспорта07 февраля 2024, 15:42Нашли баланс
Пассажиропоток общественного транспорта Перми в 2023 году достиг 233,8 млн поездок, – на 13,8% превысив показатель предыдущего периода. В департаменте транспорта администрации Перми выделяют два ключевых фактора роста. Первая – увеличение экономической активности. В значительной мере под этим подразумевается работа промышленных предприятий, которые перешли на трехсменный режим. Второй момент – пассажиры, покупающие проездные, начинают активнее пользоваться общественным транспортом. Эти поездки обеспечивают большую часть роста пассажиропотока, пояснял ранее начальник дептранса Анатолий Путин.
ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока | |||
маршрут | пассажиропоток | ||
2023 | 2022 | рост | |
17 | 1 461 339 | 457 853 | 219,2% |
13 | 3 413 430 | 2 322 613 | 47,0% |
24 | 1 609 622 | 1 155 024 | 39,4% |
48 | 517 592 | 378 586 | 36,7% |
ТМ 4 | 4 580 592 | 3 386 155 | 35,3% |
62 | 2 228 329 | 1 661 829 | 34,1% |
10 | 4 534 937 | 3 421 221 | 32,6% |
ТМ 7 | 4 316 556 | 3 272 082 | 31,9% |
25 | 503 335 | 383 207 | 31,3% |
22 | 692 729 | 554 018 | 25,0% |
ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока | |||
маршрут | пассажиропоток | ||
2023 | 2022 | снижение | |
ТМ 2 | 1 002 741 | 1 390 833 | -27,9% |
5 | 620 871 | 833 431 | -25,5% |
ТМ 12 | 3 872 052 | 4 582 326 | -15,5% |
8 | 1 593 005 | 1 856 872 | -14,2% |
63 | 1 292 807 | 1 482 639 | -12,8% |
49 | 796 571 | 879 592 | -9,4% |
16 | 3 617 605 | 3 994 238 | -9,4% |
ТМ 11 | 4 293 785 | 4 626 769 | -7,2% |
21 | 331 927 | 354 062 | -6,3% |
38 | 432 506 | 454 773 | -4,9% |
Общий финансовый результат транспортной отрасли Перми по итогам 2023 года улучшился. Дотация из бюджета города сократилась на 90 млн рублей благодаря росту доходов и составила 1,352 млрд рублей. Расходы тоже увеличились – это связано с удорожанием топлива и комплектующих, а также запуском новых маршрутов. Затраты на транспортную отрасль Перми обеспечиваются за счет доходов от продажи билетов примерно на 80 %, и около 20 % приходится на бюджетные дотации. По оценке профильного департамента, это оптимальное соотношение, позволяющее сохранять ценовую доступность транспорта для пассажиров благодаря долгосрочным проездным.
*В эту сумму входит выручка от продажи билетов, за реализацию которых отвечает муниципалитет, а также субсидия за перевозку краевых и федеральных льготников – 375,9 млн рублей.