Политика
  1. Политика
 01 апреля 2024, 07:00  

Сами с мечтами. Большое интервью с бывшим вице-губернатором Олегом Ощепковым

Сами с мечтами. Большое интервью с бывшим вице-губернатором Олегом Ощепковым
Олег Ощепков, предприниматель и бывший вице-губернатор Пермского края, – о культурном драйвере, нетривиальности Чиркунова, привлечении миллиардеров в регион и знаковых ресторанах нулевых.
Автор:

Олег Евгеньевич, вы ведете активную деятельность в Пермском крае на протяжении нескольких десятков лет, в том числе был опыт работы на госслужбе. В одном из первых интервью после назначения на пост вице-губернатора в 2005 году вы говорили, что регион должен стать территорией успеха для жителей. На ваш взгляд, удалось ли этого достичь к сегодняшнему дню?

Сами с мечтами. Большое интервью с бывшим вице-губернатором Олегом Ощепковым

– На официальную статистику не претендую, но как человек, который все это время жил в Перми, убежден: так и есть. Город точно стал более комфортным, начиная с транспортной системы и заканчивая внешним видом улиц и домов. Улучшилось качество дорог и услуг, в том числе и информационных. Все это позитивно сказалось на развитии малого предпринимательства. Например, если говорить о ресторанном бизнесе, который я представляю сегодня, – думаю, край в первой десятке среди регионов по качеству и по количеству гастрономических проектов. Мы сильно выросли в этом направлении за последние 5-10 лет.

Наблюдались ли какие-то пиковые точки бурного развития, или край менялся постепенно?

– Особая активность пришлась на период «культурной революции» в 2008-2011 годах. И, совершенно точно, наблюдается последние лет пять. Связано это, в том числе, и с концентрацией усилий и ресурсов при подготовке к празднованию 300-летия Перми.

Вы, пожалуй, стали первым вице-губернатором в Пермском крае, перед которым поставили задачу по созданию и продвижению имиджа региона. Как велась работа в этом направлении?

– Начнем с того, что губернатор той поры Олег Чиркунов стал главной медийной фигурой. Помню его фразу: «У города должна быть мечта». Это действительно важно как в плане развития территории, так и сообщества людей. И весь его подход был нетривиальным: он лично рассказывал о проектах, вызывая интерес у других. Так в регион попал российский миллиардер Сергей Гордеев, который позже стал сенатором от Пермского края в Совете Федерации. Он прочитал программную статью Чиркунова в «Ведомостях» и в тот же день позвонил и заявил о готовности помогать региону. Вот так это работало.

Тогда же мы подготовили письмо от имени губернатора в адрес владельцев топовых компаний. В нем Олег Чиркунов объяснял, что регион готов развернуться к бизнесу и почему той или иной компании следует перенести штаб-квартиру в Пермь. Акция получилась неформальной и даже личной, но прицельной: доводы в пользу региона у нас были конкретные. В результате получили колоссальное количество откликов, зачастую просто эмоциональных – складывалось впечатление, что и для бизнеса такое взаимодействие в новинку. В дальнейшем, как мне кажется, экономический блок оказался не так успешен в продвижении проектов. Имею в виду то, что госуправленцам не всегда хватает маркетингового подхода и диалога с жителями или бизнесом, для которых они работают.

Сами с мечтами. Большое интервью с бывшим вице-губернатором Олегом Ощепковым

Вы сталкивались с такими ситуациями будучи предпринимателем?

– Приведу один пример, когда мы пришли в городскую администрацию с проектом главного пешеходного маршрута Зеленая линия. Для того чтобы проект состоялся, потребовалось взаимодействие нескольких департаментов города и семь-восемь месяцев упорной работы, по мнению городских чиновников. На наше счастье, у вице-мэра Надежды Кочуровой были иные планы. Она настояла на более сжатых сроках в полтора месяца и лично курировала проект, чтобы это получилось. В итоге через полтора месяца в городе появились «линии». А мы получили краевую премию в области культуры за успешную реализацию креативного проекта.

Получается, очень многое зависит от человека, принимающего окончательное решение?

– Вне всякого сомнения. В разное время приходилось продвигать проекты, и я всегда понимал, что важная задача найти такого человека высокого уровня, который заинтересуется идеей. Кроме того, он должен понимать необходимость изучения предпочтений тех, для кого проект реализуется. Если мы говорим о благоустройстве сквера или набережной, то чиновники не могут одновременно находиться в роли мамы с коляской, старушки и физкультурника. Поэтому всегда нужны исследования тех аудиторий, для которых мы и производим обновления. А город должен развиваться не только экономически, но и инфраструктурно – с точки зрения запросов от горожан.

Какие проекты для продвижения Пермского края в начале нулевых, к которым вы причастны, считаете знаковыми?

– Среди таких точно первые промышленно-экономические форумы. Изначально они проходили в Демидково. Это было большое событие с участием знаковых персон, экспертов, которые задавали тренды, в результате становившиеся основой для принятия судьбоносных решений.

Другой проект в области культуры мы начинали как часть акции федерального округа «Культурная столица Поволжья». Реализовали более 150 мероприятий – настоящий «котел» из идей и проектов. В итоге инициатива переросла в проект «Пермский край – территория культуры». Населенные пункты – от малого села до районного центра – могли получить грант порядка 12 млн рублей. Для муниципалитетов это были значительные суммы на развитие проектов в культуре. Муниципалитеты во главе с главами презентовали проекты на конкурсной основе. Мы создали не только возможность для развития территории, но и повышали эффективность муниципальных сотрудников. Приятно, что проект живет и развивается до сих пор.

Не пропустите:​Сокращение на карте. Каким был первый год в истории Пермского края? 29 марта 2024, 07:00

Как воспринимались новые проекты в пермском сообществе?

– По-разному. Скажу так: не ошибается тот, кто ничего не делает. Я очень хорошо помню первую реакцию на идеи Парка пермского периода (парк развлечений, который хотели объединить в мегакомплекс с зоопарком, аквапарком – прим. ред.) Когда меня спросили, сколько он будет стоить, я назвал сумму по аналогии с примерами в Европе. На следующий день прочитал в газетах: «Вице-губернатор Ощепков планирует построить развлекательный парк за 14 миллиардов бюджетных средств». Я, конечно же, не имел в виду бюджетные деньги, а предполагал привлечь частного инвестора. Эта история научила меня общению с журналистами с использованием более точных и однозначных формулировок по ключевым вопросам.

Почему Парк пермского периода так и не появился, как считаете?

– По сути, дальше идеи проект не пошел. Мы не получили какой-то конкретной инициативы от потенциальных инвесторов. Возможно, сегодня он мог бы воплотиться уже в совершенно новой форме – 3D-инсталляции или типа того. Для меня очевидно, что культура может стать для региона одним из драйверов развития. Считаю, что наша активность в период с 2005-го по 2008-й в некотором смысле подготовила почву для успешного старта «культурной революции».

«Культурную революцию» в Перми воспринимали неоднозначно – от пламенных восторгов до язвительной критики. Как вы оцениваете этот феномен и его проекты?

– Двояко. С одной стороны, безусловные символы того периода – новые арт-объекты стали местами «паломничества» горожан и туристов. Людям интересны небанальные объекты, с ними фотографируются, выкладывают снимки в соцсети. Убежден, что такие символы как часть современного культурного кода города свидетельствуют об интеллекте города и городских элит. Плюс к этому мы, как городское сообщество, получили колоссальный заряд огромного числа творческих людей, в первую очередь молодежи. Создали активную живую городскую среду с громадным количеством мероприятий – в городе было не скучно большому числу людей. Эта новая жизнь стала предметом активного обсуждения в России и мире и создавала условия для принципиального увеличения туристического потока.

И безусловно, важным итогом культурной революции стало создание Музея современного искусства.

Что не получилось у проектной команды? На мой взгляд, не получилось вовлечь большую часть горожан в проекты преобразования города и не удалось подружить этот проект с элитами. Чтобы случилось взаимообогащение между ключевыми участниками процесса, а культурная революция превратилась в культурную эволюцию, попросту не хватило времени и, возможно, желания у тех, кто это придумал. Почти как в песне: «Весь мир мы разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим...». Как следствие, смена руководства региона привела к почти полной ликвидации проекта.

По фестивалю «Белые ночи» пермяки скучают, как показало исследование социологического агентства «СВОИ». Несмотря на это, многие проекты культурной революции вызывали критику.

– С людьми надо работать в системе. Весь мой опыт работы с проектами показывает: нужно набраться терпения и максимально последовательно общаться с теми, с кем ты хочешь подружить этот проект, объяснять идеи, находить отклик.

В ресторанный бизнес вы зашли относительно недавно. Но, наверное, были активным посетителем заведений в начале 2000-х. Какие из них были знаковыми?

– С моим пребыванием во власти совпал расцвет французского ресторана Les Marches, его создатели установили высокую планку для последующих заведений в сегменте высокой кухни. Тогда ресторан специализировался на эльзасской кухне, первое время приглашенным шефом выступал повар со звездой Мишлен из Франции. Здесь практически еженедельно мы принимали настоящих звезд России – Олега Янковского, Инну Чурикову, Святослава Бэлзу, Эдварда Радзинского и многих других. Еще одним местом моего паломничества были ресторан «Живаго» и кафе Pasternak, на площадке которых проходили самые разные концерты.

Не пропустите:​В 2005 году был образован Пермский край. В чем заключается уникальность региона? 31 марта 2024, 09:00

На какие годы пришлось «золотое время» для ресторанного рынка в Перми?

– Это время сейчас. Несмотря на сложности и санкции и на потерю части продуктов. Только посмотрите, сколько новых и качественных проектов запускается. Конкуренция кратно выше, что заставляет владельцев открывать заведения лучше по интерьерам, лучше по кухне, лучше по атмосфере. Ну а самые сложные времена, конечно же, пришлись на пандемию коронавируса, когда мы все вынуждены были закрыться.

Были ли ресторанные проекты в Перми, о закрытии которых вы жалеете?

– Пожалуй, нет, как предприниматель я понимаю, что у каждого проекта своя история и свой путь и этот путь конечен... У всякого концепта есть свое время и своя аудитория. Я понимаю неизбежность закрытия «Живаго» и почему Les Marches уже не тот, что 20 лет назад. Меняются команды, амбиции, очень трудно на протяжении десятков лет оставаться прежним, поскольку меняются время и люди.

В начале интервью вы процитировали слова Олега Чиркунова: «У города должна быть мечта». Как вам кажется, сейчас у Перми она есть?

– Хороший вопрос. Его следует задать очень разным людям. Если говорить обо мне, то я люблю Пермь – для меня Пермь компактный город с хорошей динамикой, без того значительного стресса, которым пронизана жизнь, к примеру, Москвы. Я ощущаю себя востребованным, здесь мои друзья и близкие, комфортные условия, которые я сам себе создаю. Наверное, я мечтаю, чтобы как можно больше людей в городе думали и хотели примерно того же. В юности в финале одной из философских повестей Вольтера я прочитал сакраментальное: «Нужно возделывать свой сад». Как бы пафосно сейчас это ни звучало, нам всем нужно «возделывать свой сад» стараться создавать комфортное пространство вокруг себя, вокруг своей семьи, своей компании, своего города со-масштабно вашим амбициям, и тогда необустроенных территорий просто не останется, ведь у твоего соседа ровно такая же миссия.

Все новости компаний