Ко Дню города Business Class публикует отрывки из лекции доцента НИУ ВШЭ Александра Глушкова о Перми 100-летней давности. Упор сделан на градостроительный аспект и урбанизацию в 20-х годах прошлого века. Именно в это время очерчиваются контуры современного города, каким мы его знаем сегодня.
Пермь теряет и находит
В 1923 году Пермь переживает внутреннюю трагедию – она теряет статус региональной столицы после того, как город включают в состав Уральской республики с центром в Екатеринбурге. Статус «обычного» города Пермь после ликвидации губерний сохранит до 1938 года, когда появится Пермская область.
В 1922-1923 годах власти начинают активно работать над определением новой городской черты: изучены 18 пригородных деревень и поселков, проведена топографическая съемка Перми и окрестностей. Все эти пригороды, а также заводской поселок Мотовилиха, по мнению властей, были «территориально, исторически и экономически тесно связаны с городом». Еще одной причиной расширения границ стал жилищный вопрос. Темпы жилищного строительства не успевали за приростом населения.
К 1924 году общий квартирный фонд Перми составлял 427,5 тыс. кв. метров. По санитарно-техническим нормам жилья на взрослого должно было приходиться 10 кв. метров, в то время как Перми, по грубым подсчетам, этот показатель составлял лишь 5-6 кв. метров в 1924 году. Однако даже эту цифру можно считать несколько преувеличенной из-за не вошедших в расчеты непригодных квартир.
В первую очередь город рос в западном и южном направлениях, на севере ограничиваясь Камой (если не считать Пролетарскую (Закамскую) слободу и обе Курьи), а на востоке – долиной реки Егошихи, за которой находилось довольно обширное незастроенное пространство между Пермью и Мотовилихинским заводом. По мере присоединения новых пригородных территорий, состоящих по большей части из деревянных строений, город даже статистически приобретал все более сельский вид.
Новые соседи
Первым присоединили к городу поселок лесопильного завода «Пермолес» (будущий «Красный Октябрь»). До революции завод принадлежал одной из богатейших семей Российской империи – Балашовым, поэтому в документах 20-х годов эта территория по старой памяти именуется «Балашихой». После крупного пожара в 1922 году включение в городскую черту, по замыслу властей, должно было спасти поселок от полной деградации и маргинализации.
Берег Камы у лесозавода «Красный Октябрь» в г. Перми. Вид на плоты и Камский железнодорожный мост, 1920-е гг. / ГАПК.Вторая и более мощная волна расширения Перми нахлынула в середине 20-х годов. Для подъездных путей к новым территориям город «исправлял» пригороды, ремонтируя дороги и строя новые мосты. Была отремонтирована часть Сибирского тракта, а саму дорогу соединили с современным Комсомольским проспектом, привели в порядок въезд в город по второму главнейшему тракту – Казанскому, частично совпадавшему с современным шоссе Космонавтов). В городе спешно ремонтировались и строились новые мосты: через реку Данилиху напротив Ключевой улицы (район современной школы №42); через Егошиху, ведший к деревне Суханки (часть современного микрорайона Городские горки) и т. д.
Городские Горки. Автобус маршрута 1, 1928-29 гг.Итоговый список вошедших в этот период в городскую черту деревень и поселков достаточно внушителен, и далеко не все из них сохранились в современной топонимике города: Верхние Горки, Суханки, старые Мошки, Большая Ива, старые и новые Гарюшки, Данилиха, Загарье, Курочкин поселок, Демидовские печи, Екатерининский поселок, Заболото, Шпальный, Скандаловка, Заостровка, Пролетарская слобода и Нижняя Курья. Последние два были наиболее оторваны от города из-за своего расположения на другом берегу Камы.
После включения указанных поселков и деревень в состав Перми был поставлен вопрос о дальнейшем использовании территорий, особенно участков, отводимых под застройку. Эксперты предостерегали власти от «слободизации» земель, но все же в основном новые территории застраивались частными домами. В течение 20-х годов индивидуальное строительство лишь набирало обороты.
В период 1923-1928 годов наиболее активно застраивались Пролетарская слобода (здесь было «нарезано» 448 участков под усадьбы, что объяснялось, в том числе, переселением жителей на незатапливаемые места), Егошиха (300 участков), поселки Светлый (148 участков) и Шпальный (114 участков). Всего к 1928 году рабочим и служащим Перми выделили 1055 участков под индивидуальное строительство.
Серьезной проблемой стало регулярное подтопление части вновь присоединенных территорий. Прежде всего это касалось поселка Шпальный (часть будущего микрорайона Парковый) и Пролетарской слободы. Людей приходилось переселять, но это касалось только тех территорий, где официально выделялись участки под строительство. Существовала и проблема стихийной застройки: в 30-е годы вокруг города вырастали целые нелегальные поселки на болоте, например, на территории Новой Заимки современного Дзержинского района.
Присоединение Мотовилихи
Активная фаза проработки давно назревшего вопроса объединения Перми и заводского поселка Мотовилихи наступила в 1926 году, весь процесс завершился в 1927-м. Под Мотовилихой понимался заводской поселок, входивший в состав обширного Мотовилихинского района. Последний состоял из 10 сельсоветов, в которых проживали в общей сложности порядка 60 тыс. человек. Жилая площадь района оценивалась в 25 тыс. кв. метров.
Панорама Мотовилихинского машиностроительного завода, г. Молотово Пермский округ Уральской области 1931-1932 гг. ГАПК.
Вопрос объединения стал главным в городской повестке. Один из членов пермского Горсовета назвал Пермь «богатой невестой» для «авторитетного жениха», под которым понималась Мотовилиха. Всячески подчеркивалось, что в отдельности и Пермь и Мотовилиха – «незначительные города», и «до тех пор, пока они не объединятся, не оформят свое экономическое лицо, не докажут, что они – крупный промышленный центр, ни о каком коммунальном благоустройстве говорить не приходится».
План города Перми, 1929 г. / ГАПК.Единственным камнем преткновения оставался вопрос о том, какие именно земли обширного района, помимо самой Мотовилихи, необходимо включить в состав объединенного города. Слияние было невозможно без включения в городскую черту части земель, не относившихся ни к Перми, ни к Мотовилихе. Основной «очаг сопротивления» переменам находился в деревне Малые горы. Жители поселения считали себя крестьянами, а не горожанами. Деревня Малые горы была одним из ближайших к Перми загородных населенных пунктов, расположенных по Соликамскому тракту, здесь числилось 18 домохозяйств. С восточной стороны к Малым горам примыкали земли Заиво-Костаревского земельного общества, с южной и северо-восточной – городская черта Перми, с юго-западной – городская черта завода Мотовилихи.
Объединение территорий не состоялось бы без строительства Егошихинского перехода – крупнейшего инфраструктурного проекта того времени. Это официальное название участка дороги через Егошиху, которая сегодня более известна как Северная дамба. Первые автобусы здесь запустили в 1926 году.
В 1927 году началось строительство социалистического городка на «нейтральной» территории между Пермью и Мотовилихой. Поселок должен был решить проблему с жильем и инфраструктурой для расширяющихся Мотовилихинских заводов. Отдаленность поселка от городской застройки позволила предложить новаторскую для того времени планировку с учетом расположения квартир по сторонам света.
Вид на барачный поселок при строительстве соцгорода Рабочего поселка, г. Молотово (Мотовилиха) 26 июля 1932 г. ГАПК.После объединения Перми с Мотовилихой, по предварительным подсчетам, городская черта должна была увеличиться на 14,6 тыс. га, из которых под застройку отдавалось 672 га. В перспективе это должно было увеличить среднюю обеспеченность жильем до 9 кв. метров на человека.
Аппетит приходит во время еды
На присоединении Мотовилихи процесс расширения городской черты не закончился. В первую очередь, это должно было коснуться земель в районе деревни Данилиха и Новой Деревни на юге и «до возвышенности между Егошихой и Ивой» на юго-востоке. Со стороны Мотовилихи расширение признавалось возможным в восточном и северном направлениях за счет земель крестьянских земельных обществ. В состав города планировали включить земли суперфосфатного завода (современный АО «Камтэкс-Химпром»), однако этот вопрос вызвал дискуссию. Помимо этого, признавалось целесообразным включить в городскую черту совхоз «Липовая гора» Агрономического факультета Пермского университета. По сути дела, обсуждение необходимости присоединения этих территорий предвосхитило дискуссии 1930-х о создании «большой Перми», с той лишь разницей, что вопрос присоединения обширных земель на правом берегу Камы пока не стоял на повестке дня. Было известно, что часть правого берега, кроме Нижней и Верхней Курьи, фактически являлась непригодной для застройки по причине затопления разливами Камы и, как следствие, заболоченности местности.
Демонстрация племенного скота в учебном хозяйстве на Липовой горе, г. Пермь 1920-е гг. ГАПК.В том же 1927 году в связи с включением в городскую черту территории, расположенной между р. Егошихой и ул. Верхотурской (современная ул. Николая Островского), возник вопрос как о названии самого поселка, так и о наименовании его улиц. За основу был взят проект, разработанный до революции Пермской городской управой. Так в городе появилось более 20 новых улиц, в том числе Тихая, Народовольческая, Фонтанная и Рабоче-Крестьянская. Сам поселок и площадь при нем незатейливо назвали Егошихинским (Ягошихинским), совсем как первое поселение при медеплавильном заводе в XVIII веке.
В городскую черту Перми был включен участок площадью 500 га по Казанскому тракту в районе р. Мулянки, участок такого же размера – по Сибирскому тракту в районе совхоза им. Решетникова, а также дополнительно 1000 га в Мотовилихе, где необходимые для городской застройки земли определялись уже вплоть до железнодорожной станции Балмошная. Кроме того, формально городским становился «весь район Левшино от поселка (станции) Балмошная до реки Чусовой».
Строительство рабочего посёлка. ныне КамГЭС 1937 г. ГАПК.В 1928 году снова обсуждался вопрос о включении в состав городской черты земель суперфосфатного завода. Рабочий поселок вокруг завода, который тогда еще назывался сернокислотным, начал складываться в начале 1920-х годов. Активное частное строительство вокруг завода в этот период приводит к появлению поселка Камский. В 1926-1927 годах на горе напротив завода началось строительство двухэтажных деревянных домов, в которые рабочих активно переселяли из расположенных прямо на территории завода бараков. Так начал складываться новый поселок, получивший официальное название «Дзержинский».
В 1930 году был составлен проект расширения земель Перми, включавший Кислотный поселок. В середине 1930-х в нем проживало около 13 тыс. человек. Построенные на скорую руку переполненные бараки требовали капитального ремонта и утепления. Лишь после войны началось строительство микрорайона Кислотные дачи, куда впоследствии переселяли жителей Дзержинского и других окрестных поселков.
На фото на главной: Панорама города Перми в районе микрорайона Разгуляй, начало XX в. / ГАПК. Фото: Государственный архив Пермского края.