Председатель Законодательного Собрания Валерий Сухих – о том, как менялась региональная система управления в течение последних 20 лет и в чем Пермский край стал пионером, а также о любви к неизведанным местам Прикамья и применимости программно-целевого метода к повседневной жизни.
Валерий Александрович, как вы оцениваете прошедшие двадцать лет для Пермского края? На ваш взгляд, в чем регион добился успехов, а в каких направлениях, наоборот, результат мог бы быть и лучше?
– Стоит начать с того, что за последние 20 лет Пермский край возглавляли четыре губернатора. Не каждый регион может похвастаться столь завидной активностью сменяемости главы региона. И это не только про то, что у каждого «своя игра – свои правила». Эти правила диктовало само время. В период руководства каждого из губернаторов мир подкидывал свои вызовы, на которые нужно было отвечать. Оперативно и эффективно.
Важно, что региону удалось сохранить преемственность общего курса по главным направлениям: социальная политика, экономика, развитие инфраструктуры. Мы не стали дотационной территорией, не растеряли бизнес, продолжаем вкладываться в человеческий ресурс, в инновационные технологии. Кино продолжаем снимать, развиваем внутренний туризм. Строим школы, детские сады, больницы, дороги – и не только в краевой столице. Самое главное, инфраструктура развивается в территориях края. Это хорошо видно по расходным статьям бюджета, они последовательно растут, следуя логике региональной политики. Нам, депутатам, это особенно заметно.
За 20 лет регион дважды провел муниципальную реформу. Следуя федеральным тенденциям, мы сначала раздробили систему местного управления на несколько уровней. Пожили так и осознали сложность управленческой модели, в первую очередь для самих жителей: человек был вынужден скитаться по кабинетам разных этажей, чтобы решить даже элементарный вопрос. Время показало неэффективность многоуровневой системы. И как только федеральный законодатель дал «зеленый свет», Прикамье в числе первых реализовало «новую» муниципальную реформу. Нам удалось укрупнить муниципалитеты, но не просто географически, а финансово и ресурсно. Главное, получилось сократить бюрократические издержки и перейти на систему «одного окна». Теперь жители знают, с кого спрашивать.
В целом эти 20 лет региональная система управления становилась все более ориентированной на человека. Это логично и естественно. В конце 90-х, в начале нулевых нужно было решить первоочередные задачи: обеспечить исполнение минимальных соцобязательств, помочь предприятиям встать на ноги, наладить систему налоговых поступлений в бюджет и так далее. Как бы это грубо ни звучало, но не было возможности думать, например, о том, доходят ли льготы до конечного потребителя. Выделили деньги – и слава богу. Сегодня же по всем направлениям регион работает максимально адресно и точечно.
То же и в инфраструктуре. Сегодня ремонт и строительство местных дорог в качестве отдельной расходной статьи – норма жизни. А раньше региональный бюджет рассчитывался только на крупные проекты для региона и объекты в краевой столице.
Когда стало хватать денег на развитие территорий, благоустройство общественных пространств, на решение, в хорошем смысле, «местечковых» вопросов, встала задача приоритетности. Как определить, что важнее? Ввели механизмы участия граждан – пусть жители сами решают, что им важнее. Появились механизмы инициативного бюджетирования. Опять же, у первых в стране. Сейчас уже второй год действует программа «Комфортный край» по реализации комплексных планов развития территорий. Их составили сами муниципалитеты на основе пожеланий жителей этих территорий.
Вы уже сказали об инициативном бюджетировании и муниципальной реформе. А можете вспомнить, в каких еще вопросах регион стал первопроходцем, когда региональный опыт тиражировался в масштабах всей страны?
– Быть пионером всегда непросто, но риск – дело благородное. Вообще считаю, что новаторство – одна из главных составляющих законодательной традиции нашего региона. В нашей региональной законодательной базе можно найти немало прорывных решений. Не случайно же в 1994 году первым законом краевого парламента Прикамья стал закон о налогообложении. Депутаты Прикамья, предоставив налоговые послабления бизнесу, одними из первых в стране пошли навстречу предприятиям в очень непростое время. Но это решение оправдало себя уже через полгода – в бюджет пошли стабильные отчисления от окрепших промышленников.
Более хронологически близкий пример – 2015 год, когда в регионе были заключены первые специальные инвестиционные контракты. Мы первыми в стране разработали нормативную базу по государственной поддержке инвесторов. СПИК как один из инструментов обеспечивает гарантию на налоговые преференции нашим потенциальным инвесторам. Еще один пример – поддержка бизнеса в период пандемии. Да, такие меры вводились в разных регионах страны, но в Прикамье они сразу же были закреплены законодательно. Мы сохранили не только бизнес, но и рабочие места. Тогда правительство региона и депутатский корпус очень оперативно и слаженно сработали. В такой же конфигурации мы работаем и сейчас, в период санкционного давления. У нас есть законы, которые мы совершенствуем в зависимости от того, какие отрасли несут наибольшие издержки. Адресность – наше всё, как я уже сказал.
Примеры есть не только в экономике, но и в системе регионального управления. В свое время в Пермской области был разработан Устав. Депутаты первого созыва четко решили – нужен Устав, своего рода Конституция в масштабах региона. Сделали настолько хорошо, что его потом за основу брали другие регионы.
В 2007 году Пермская область объединяется с Коми-Пермяцким автономным округом – Пермский край становится новым субъектом. Впервые в новой России два субъекта прошли процедуру объединения. Всё по-новому, в переходный период два парламента проводят совместные заседания, кто бы мог подумать? Заново разрабатывают нормативную базу нового субъекта, принимают новый Устав. Говорю же, новаторство у нас в крови. И таких примеров еще много!
Вы один из тяжеловесов пермской политики, работали как в законодательной (на разных уровнях), так и в исполнительной власти. В чем отличия, особенности, сложности деятельности в одной ветви власти и в другой?
– Законодательное Собрание – коллегиальный орган, ответственность за принимаемые решения общая. Но в то же время ты всегда должен помнить, что мандат депутата тебе дан избирателями. Они же дают тебе наказы и ждут, что ты их исполнишь. В этом смысле персональная ответственность колоссальна.
Так или иначе, точка зрения определяется местом сидения. У правительства свои задачи, у депутатов – свои. Важно, чтобы была общая цель, тогда будет желание найти компромисс и договориться. К этому регион тоже долго шел, были разные взаимоотношения двух ветвей власти, разный градус накала. За тридцать лет пережили всякое.
На сегодняшний день я вижу очень высокий уровень взаимопонимания и готовности идти навстречу. Сейчас взаимодействие, пожалуй, на самой максимальной исторической отметке – как в регионе, так и в стране. В сегодняшних непростых условиях невозможно без консолидации. Внешняя агрессивная обстановка способствует тому, что общество консолидируется, то же происходит и во властных структурах. Политические амбиции ушли на второй план, в приоритете – здравый смысл.
Будучи председателем правительства, вы были одним из идеологов программно-целевой модели управления регионом. Что ее отличало? Не хотелось бы к ней вернуться?
– Возвращаться – плохая примета (смеется). Тогда была главная цель – повышение эффективности работы правительства. Губернатор Олег Анатольевич Чиркунов предложил выстроить модель управления таким образом, чтобы деятельность по каждому из направлений была максимально прозрачной и результативной. Исполнительная власть – исполняет бюджет. Важно было перевести каждый рубль бюджета в конкретный результат. Что изменится, если мы его потратим? Для этого был разработан единый кодификатор целей, определены показатели работы.
Множество проектов, которые на тот момент работали, были вписаны в единую систему по шести управленческим блокам: развитие человеческого потенциала, экономическое развитие, управление ресурсами, развитие инфраструктуры и так далее. Для достижения результата были определены промежуточные контрольные точки. Мы даже внедрили специальные цифровые сервисы, которые позволяли расписать задачи «до мышей», а весь процесс контролировать на разных уровнях вплоть до губернатора. Мы смогли реализовать абсолютно проектный подход в государственном масштабе на уровне региона. Кстати, это не громогласное заявление. Исполнение национальных проектов контролируется по такому же принципу. Получается, опять мы первые? (улыбается)
Система управления, реализованная в краевом правительстве, позже действительно переросла на уровень всего региона. Позже примут первые региональные программы и стратегию социально-экономического развития долгосрочного характера. Они объединили в себе все инструменты программно-целевого управления.
В жизни, а не только в работе, вы тоже мыслите такими системными категориями?
– Отчасти да. Семья, работа, хобби – всё это большие управленческие блоки в жизни каждого человека. Ребенок, новая должность, выезд на природу – более локальные проекты. Можно сформулировать показатели эффективности по каждому из них – и ты живешь по программно-целевому методу (смеется). Только это скучно, в жизни должно быть место импровизации!
У вас прекрасное чувство юмора. Оно помогает в работе? Можете вспомнить случай, когда разрешить непростую ситуацию помогла именно шутка?
– Каждое заседание спасаем (смеется).
«Это закон политического долголетия – никогда не задавай вопрос, на который ты не знаешь ответа»*
«Бюджетный процесс – равномерное распределение разочарований. Но в любом случае наличие бюджета лучше, чем его отсутствие»*
«Много что меняется в жизни. Но не в нашей»*
* Цитаты Валерия Сухих с пленарных заседаний Законодательного Собрания разных лет
Под вашим руководством была основана кафедра государственного и муниципального управления Пермского университета. Не скучаете по общению со студентами, постоянному нахождению в университетской среде?
– Я не столько учил, сколько преподавал. Общение со студентами порой захватывает больше, чем политика. Молодые люди не боялись говорить, рассуждать, ведь для них нет неприкасаемых авторитетов, они готовы спорить, отстаивать свою позицию. А вместе с ними и ты смотришь на привычное под новым углом зрения, открываешь для себя что-то новое, делишься с ними. Такой взаимообмен полезен обеим сторонам. Кстати, я стараюсь каждый год участвовать в государственной экзаменационной комиссии.
Я так понимаю, что молодежь вы уважаете? Например, в Пермском крае расширены возможности для участия Молодежного парламента в региональной политике – дали-таки молодежи право законодательной инициативы. А ведь сколько было споров вокруг этого…
– Молодежь стала полноправным субъектом в жизни региона: с ней общаются на равных, обязательно включают в большинство совещательных органов, созданы и работают отдельные госпрограммы по молодежной политике на федеральном и региональном уровнях.
Как субъект законодательной инициативы, Молодежный парламент Пермского края теперь стоит в одном ряду с депутатами, институтами уполномоченных и даже губернатором. И в этом вопросе мы не единственные такие. Хотя стоит сказать, что в свое время молодежные парламенты задумывались как школа для будущих управленцев. И его выпускников вы прекрасно знаете. Например, двое из них возглавляют местные парламенты: Михаил Петров в Кудымкарском округе, Константин Поролло – в Губахинском. Есть и главы территорий – Анна Батагова возглавляет Чердынский округ, Никита Федосеев руководит Лысьвенским округом. Десятки молодых парламентариев уходят не только в депутаты, но и на СВО. И мы всегда ждем их живыми и невредимыми домой.
В крае заработало молодежное инициативное бюджетирование. Молодые люди предлагают и реализуют свои проекты, которые реально меняют территорию под их запросы. Время, когда мы не знали, чем занять нашу молодежь, давно прошло, теперь мы с ней на равных принимаем решения, как будет жить и развиваться наш регион. И это очень важно, ведь в их руках – наше будущее.
При вас в Законодательном Собрании случилась цифровая перезагрузка, в частности, заработал виртуальный кабинет депутата. Какие изменения еще произошли, и как цифровизация сказалась на эффективности краевого парламента?
– В 2013 году мы переоборудовали наш зал заседаний, развернув его на 90 градусов и оснастив современным программным комплексом. Региональный парламент по уровню функциональности поднялся до уровня Государственной Думы и Совета Федерации. Тогда мы понимали, что цифровизация законотворческого процесса – это не роскошь и даже не вопрос комфорта, а необходимость. Переход в цифру позволил совместить оперативность принятия решения без потери качества проработки каждого нормативного акта.
Показательным стал период пандемии. С началом действия ограничительных мер парламент не остановил свою работу ни на один день. Всё, что требовалось, – внести изменения в регламент, чтобы дистанционный формат работы депутатов стал легитимен. В остальном уровень технического обеспечения позволял нам это с легкостью сделать. Благодаря этому были своевременно приняты жизненно необходимые на тот момент меры соцподдержки населения и поддержки пострадавших отраслей экономики. Более того, опыт регионального парламента был использован муниципальными коллегами. Специалисты аппарата Законодательного Собрания в короткие сроки обеспечили техническую и юридическую помощь местным думам.
Не менее важно, что цифровизация обеспечивает открытость и прозрачность работы парламентариев. Благодаря приложению «Кабинет депутата» любой житель Пермского края, да и любого другого региона страны может получить доступ ко всем документам, которые сопровождают тот или иной законопроект. А это огромный объем информации. Для понимания: депутатам первых созывов, до перехода на электронный документооборот, к каждому заседанию сотрудники аппарата собирали до 150 папок бумаг.
В Прикамье активно развивается сфера туризма. Законодательное Собрание уже много лет проводит конкурс «Путешествие по Пермскому краю». А какие места в регионе для вас самые любимые? Куда ездите чаще всего?
– Да, справедливости ради нужно сказать, что идея этого проекта родилась во время «Парламентского урока» с учениками одной из Бардымских школ.
А вообще я люблю неизведанные места, нашу неповторимую природу. Это же, как говорят, место силы. У нас, кстати, совершенно особенный регион – здесь соединяются 59 широта, 59 долгота, и номер нашего региона тоже 59. Есть какая-то сакральность, как и во всем в Пермском крае.
Кстати, за время существования проекта «Путешествия по Пермскому краю» не было ни одного года, чтобы я не удивлялся чему-то новому. Да и не только я – буквально на днях этот проект покорил международный конкурс «Диво мира». Впереди еще столько интересного.