Культура
  1. Культура
 29 июня 2024, 09:00  

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля
Вспоминаем, как в Перми возрождали имя Сергея Дягилева и с чего начинался знаменитый Дягилевский фестиваль
Автор:

В Перми завершается Дягилевский фестиваль – один из самых масштабных и наиболее престижных фестивалей России. Выдающийся импресарио и пропагандист русской культуры Сергей Павлович Дягилев открыл миру десятки новых имен: гениальных композиторов, художников, режиссеров, балетмейстеров и танцовщиков, определивших пути развития искусства XX века. Но имя самого Дягилева и его заслуги в стране долгое время замалчивали. Его возрождение началось в Перми.

Впервые широко о роли Дягилева заговорили в 1987 году, когда Пермская художественная галерея совместно с искусствоведом из Екатеринбурга Сергеем Голынцом организовали Первые Дягилевские чтения. Но и до этого, уже в 1970-80-х годах, когда имена Дягилева, Стравинского, Нижинского упоминались только в специальной литературе, над темой «Дягилевы и Пермь» работали заведующая научной библиотекой Пермской галереи Евгения Егорова, заведующий музеем Пермского театра оперы и балета Юрий Силин и другие.

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля
Фото из архива Пермской галереи


Первые Дягилевские торжества были приурочены к 115-летию со дня рождения Сергея Павловича и включали в себя несколько событий, организованных Пермской художественной галереей. Наиболее важные из них – первая в России выставка и научная конференция, посвященные Дягилеву. Выставка «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX вв.» сопровождалась научной конференцией и вызвала очень высокий интерес. Приехали ведущие искусствоведы – Стернин, Сарабьянов, Герчук, Кантор, Гаевский…

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Открылся «Дом Дягилева», от учебных классов освободили гостиную, которая в дальнейшем стала площадкой для проведения «Чтений», а в школе №11 (в 1992-м она станет Дягилевской гимназией) начал формироваться музей Дягилева.


Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Надежда Беляева, президент Пермской государственной художественной галереи:

«Выставка 1987 года была первой в России, где на афише стояло имя Сергея Дягилева. Мы представляли живопись, станковую графику и книжную иллюстрацию. Экспозицию открывал раздел «Пермь – Петербург – Париж…». Нам хотелось показать путь Дягилева от Перми, где прошли его детские и юношеские годы, в Петербург, где сформировались его зрелые взгляды и интересы, и Париж с его «Русскими сезонами».

Научным руководителем мы пригласили Сергея Васильевича Голынца, декана искусствоведческого факультета Уральского государственного университета. Помню, мы беседовали о Дягилеве, и я сказала: «Давайте сделаем выставку». На что он спросил: «А вы рискнете?». И это не только не заставило усомниться в идее, а наоборот – послужило стимулом для дальнейших действий.

Начали ездить по музеям, собирать материал. Где-то нам отказывали. Но тем не менее были собраны экспонаты из 32 государственных и частных собраний Советского Союза. В основном это были вещи, которые ранее никогда не показывались публике. В том числе экспонаты из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи.

Один из знаковых современных композиторов Леонид Десятников доверил нам партитуру одного своего произведения, посвященного Дягилеву. Но тогда для подготовки к ее исполнению времени было недостаточно. Оперная труппа на тот момент исполняла только классический репертуар, и перейти к новым формам в столь сжатый срок оказалось нереально. Но это было только начало, и музыкальные открытия еще ждали впереди.

Самое главное на старте – у нас была команда людей, очень увлеченных, бесстрашных, которые верили в то, что нам всё по плечу. Успех был оглушительный! Все солидные издания – начиная от «Правды» и «Юности» – освещали это событие. Откликнулись и зарубежные СМИ, и эксперты. Приехала американский исследователь и историк балета Линн Гарафола – автор первой монографии о Дягилеве».


В дни первых «Чтений» на фасаде дома Дягилевых была открыта мемориальная доска авторства Николая Хромова. Идея пришла поздно, и скульптор сделал работу за две недели – во временном, как тогда задумывалось, исполнении. Она до сих пор сохранилась на торце здания.

Первые Дягилевские торжества в Перми дали толчок процессу реабилитации имени Дягилева в России.

«Вокруг были хорошие люди, понимающие, что Дягилева нужно вывести из-под запрета, из безмолвия, незнания обществом, неправильного понимания. Вернуть смыслы, которые несет это имя, и значение, которого заслуживает этот человек», – говорит Надежда Беляева.

1989 год

Вторые Дягилевские торжества были посвящены 80-летию «Русских сезонов». Пермская галерея показала театральные эскизы художников, которые работали с Дягилевым.

Тогда же прошел первый Всероссийский фестиваль одноактных балетов и премьера документального фильма «Несравненный Дягилев» (СССР – Франция), поводом для которого послужила первая выставка. Во время съемок фильма команда галереи и авторы-документалисты вместе путешествовали по Перми, ездили в село Бикбарда, где находилось родовое имени Дягилевых, а также посетили Петербург. Там съемочную группу познакомили с родственниками выдающегося импресарио.

Вечер «Памяти Дягилева» транслировался по каналам телемоста «Пермь – Париж».

Ширилась программа, росло число участников мероприятий. Литературовед Владимир Абашев взял на себя организацию литературной секции конференции, и это обогатило программу. Галерея издала библиографический сборник сотрудника музея Олега Брезгина, в котором собраны все публикации о Дягилеве. Книга практически сразу стала библиографической редкостью, так как впервые была создана источниковедческая база о Дягилеве.

1993 год

Третьи Дягилевские торжества включали художественные выставки «Символизм и модерн» и «Артисты Императорского балета», а также музыкальные концерты в Пермской галерее и доме Дягилевых.

В работе Дягилевских чтений приняли участие зарубежные исследователи из Англии, Голландии и США.

2000 год

В программе четвертых Дягилевских чтений было уже более 70 докладов. На конференции представили альбом-каталог «Сергей Дягилев: Пермь – Петербург – Париж». Он был издан по материалам первой выставки, которая прошла в Пермской галерее в 1987 году.

2003 год

С этого года Дягилевские торжества в Перми поднимаются на новый уровень. Проводится первый Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Его инициатором выступил Пермский академический театр оперы и балета в лице его художественного руководителя Георгия Исаакяна, директором фестиваля стал Олег Левенков.

В Пермской галерее были открыты сразу три выставки – «Наследие Серебряного века», «Борис Анисфельд» и «Русский авангард». Дягилевские чтения прошли с участием специалистов из России, США, Франции, Англии и Германии. Впервые в России состоялся конкурс продюсерских проектов.

В разнообразную программу Дягилевского фестиваля вошли несколько спектаклей из репертуара «Русского балета» в исполнении солистов балета Пермского театра, Парижской Национальной оперы и Мариинского театра, мировая премьера оперы «Лолита» Родиона Щедрина, вечер хореографии Дж. Баланчина. Подробнее об этом рассказал Георгий Исаакян.


Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Георгий Исаакян, президент Ассоциации Музыкальных театров, художественный руководитель МГАДМТ им. Н. Сац, профессор, народный артист России:

«На первом фестивале каждый день у нас был расписан буквально поминутно: утром начиналась международная конференция, днем открывалась выставка Русского авангарда в Пермской галерее, потом был концерт современной музыки в Филармонии, а вечером – премьера в Театре оперы и балета. И так на протяжении 10 дней.

Мы придумали, что фестиваль будет в мае: самое красивое время в Перми – уже тепло, начало белых ночей.

К нам прилетели все. У нас в гостях был японский современный женский балет, американцы, швейцарцы, немцы, к нам приезжали звезды балета Парижской оперы, у нас был Мариинский театр с баланчинскими шедеврами. Каждый день ты сходил с ума, что не успеваешь на все попасть. И, конечно, одной из главных «фишек» фестиваля было то, что мы сразу договорились: в рамках фестиваля обязательно должна быть мировая премьера. Потому что именно это делал Дягилев: каждый год в Париже он на своих «Русских сезонах» потрясал мир тем, что показывал что-то, чего никто никогда не видел. То, что писалось, создавалось и исполнялось специально по его заказу людьми его круга.

Одним из таких событий Дягилевского фестиваля стала мировая премьеры оперы Родиона Щедрина «Лолита», и, наверное, это был один из самых великих дней в истории Пермского театра оперы и балета, когда на открытии фестиваля на сцене сидели сразу три великих артиста, Народных артиста Советского Союза: Майя Плисецкая, Родион Щедрин и Екатерина Максимова. А рядом с ними – один из солистов Балета Сержа Лифаря, знаменитый танцовщик Милорад Мискович, который в то время был Президентом Международного совета по танцу при ЮНЕСКО. Вот такой это было фестиваль».

Полный рассказ о первом фестивале от первого лица – по ссылке.


С 2003 года фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» под руководством Георгия Исаакяна проводился в формате биеннале. С 2011 года фестиваль из формата биеннале перешел в ежегодный формат.

2012 год

В этом году наступает новый этап. Фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» переименован в Дягилевский фестиваль, его художественным руководителем стал дирижер Теодор Курентзис.

Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Фото: Гюнай Мусаева. Предоставлено пресс-службой оркестра musicAeterna

«За последнее десятилетие Пермь увидела множество концертов, премьер, исполнителей мирового уровня, в рамках фестиваля появились образовательные программы и фестивальный клуб. Фестиваль изменился, вырос, стал событием мирового уровня. Но по-прежнему он продолжает традиции, заложенные гражданином мира Сергеем Дягилевым, и объединяет людей вокруг искусства и культуры. Следует принципу, который отличает подход Дягилева: основываясь на классике, двигаться в новом времени, открывать новые ритмы и смыслы», – отмечают в Пермской галерее.

Все новости компаний