Противостояние вокруг аэропорта
В феврале состоялся отбор предложений по строительству нового аэровокзального комплекса пермского аэропорта Большое Савино. Победителем было признано ОАО «Кольцово Инвест», подконтрольное «Ренове» Виктора Вексельберга. Компания обещала построить пассажирский терминал площадью 25 тыс. кв. метров с возможностью расширения до 30 тыс. кв. метров. Сумма инвестиций до 2015 года была оценена в 3,7 млрд рублей. Но цифры не впечатлили, как и принадлежность к бизнесу г-на Вексельберга.
Вспоминает депутат Законодательного Собрания края Юрий Борисовец: «Губернатор считал, что инвестором строительства и собственником должна стать екатеринбургская компания, которая управляет аэропортом Кольцово. Но мы понимали, что это невозможно. Пермь просто теряла бы Большое Савино. Какой собственник будет строить полноценный аэропорт на дистанции 300 км подлета от Екатеринбурга? Пермь как регион стала бы придатком Екатеринбурга в этой сфере с последствиями, которые распространялись бы на все отрасли. Мы бы на маленьких самолетиках летали в Кольцово, а потом уже дальше. С этим депутаты не могли согласиться».
Депутатов поддержало и УФАС по Пермскому краю. И.о. руководителя Антон Удальев заявил, что непонятно, каким законодательством регулируется прошедший конкурс. «Нет такой процедуры – отбор предложений для заключения инвестиционного меморандума и законодательства, которое бы это регулировало. Если краевые власти будут отчуждать акции или имущество, то это должно происходить на основании конкурса. А пока прошедшая процедура выглядит просто как рассмотрение собственником имущества предложений на рынке», – пояснил Антон Удальев. Вдобавок в федеральную и региональную ФАС поступили прямые жалобы на конкурс. В сентябре ФАС России возбудила дело по признакам нарушения губернатором Пермского края Виктором Басаргиным двух статей Федерального закона «О защите конкуренции». Губернатору ничего не оставалось, как отменить результаты конкурсного отбора.
В результате новый терминал, который заработал в 2017 году, построил «Новапорт» Романа Троценко.
Экономический кризис
После марта 2014 года в России разразился экономический кризис, наиболее симптоматичным было движение рубля, когда на волне паники он упал до цифры 100 за один евро. В этом же русле двигалась инфляция, превзойдя в Пермском крае двузначный показатель и составив 10,4%. Наибольший рост цен наблюдался в сфере продуктов питания – 27,8%. По данным Пермьстата, цены на некоторые овощи, такие как капуста и помидоры, выросли более чем вдвое. Также значительно подорожали фрукты (21,2%), молочные продукты (12,4%) и сахар (35,4%).
Ленин вместо красного человечка
Антропоморфные деревянные скульптуры, созданные художником из Санкт-Петербурга Андреем Люблинским, появились в Перми около здания Органного зала и КДЦ в 2010 году. Они сразу стали символом «пермской культурной революции», но также сразу и предметом атак со стороны противников современного искусства. Их несколько раз атаковали вандалы, часть была перенесена, но один, самый стойкий, продержался аж до 2014 года. Но тогда не устоял и он. Холодным мартовским вечером исчез и красный человек, и Iconman, расположившийся по соседству. Замминистра культуры Ирина Ясырева сообщила, что человечки демонтированы временно. Якобы их отправят в некий парк современного искусства. Правда, никакого парка тогда не было, и арт-объекты просто убрали с глаз долой. Человечки позднее объявились возле здания музея PERMM по бульвару Гагарина, 24. А на месте красной атропоморфной фигурки в центре Перми через полгода появился знак «Ордена Ленина».
Пиво – всё!
25 марта 2014 года пивоваренный холдинг SUN Inbev уведомил Правительство Пермского края о закрытии своего филиала в регионе. Представители компании объяснили закрытие завода двумя основными причинами: рост пивных акцизов, что негативно сказалось на рентабельности производства; а также увеличение затрат на маркетинг и продвижение. Вместо пермской площадки SUN Inbev решил сосредоточить производство пива на других своих заводах в России. 16 октября 2014 года предприятие было выставлено на продажу вместе со всем оборудованием. Закрытие завода стало неприятным сюрпризом не только для сотрудников предприятия, но и для всего региона. Ведь завод был одним из крупнейших налогоплательщиков в Пермском крае и обеспечивал работой сотни людей. Стоит отметить, что SUN Inbev был не единственной пивоваренной компанией, столкнувшейся с трудностями, в 2014-2015 годах несколько заводов в России приостановили работу из-за аналогичных проблем.
По полям, по лесам
Виктор Басаргин, придя на пост губернатора, с видимым удовольствием оспаривал идеи предшественника. Постепенно дошла очередь и до зоопарка. Не очень разбираясь в географии Перми, окружение Басаргина решило, что улица Братская – это очень далеко, и зоосад туда переносить нельзя. Никакие доводы, в том числе факт бюджетных трат на этот проект, роли не играли. Новым местом стал Черняевский лес. Горожанам рассказывали, что проект предусматривает сохранение более 80% естественной среды лесопарка: из 24 га под застройку уйдет только 3,9 га. Плюс животным в лесу будет особенно хорошо. А вокруг будет не менее хорошо и людям, им создадут 9-гектарную «буферную зону» для пеших и лыжных прогулок. В данном случае обычная неспешность бюрократии принесла пользу. Зоопарк сюда так и не переехал.
Строительством второй очереди зоопарка в Перми займется местная компания04 августа 2024, 15:59Южный ураган
В августе жители южных районов Пермского края пережили настоящее стихийное бедствие. Ураган привел к значительным разрушениям. На Прикамье обрушились шквальный ветер скоростью до 20 м/сек., проливной дождь и град. Стихия повредила опоры линий электропередачи, ломала железобетонные столбы. В результате без электричества остались около 15 тысяч человек в Чайковском и Еловском районах. Поваленные деревья перекрыли автодорогу и железнодорожный перегон Ижевск–Сайгатка, 70 пассажиров пришлось эвакуировать. В результате падения дерева в Чайковском погибла журналистка и писательница Наталья Столярова.
Пермь-36
Музей «Пермь-36» очень долго оставался одной из самых свободных и либеральных институций в регионе. Здесь проходило множество неординарных событий, а имена гостей фестивалей и открытых дискуссий сегодня даже произносить страшно. СМИ писали, что музейное правление готовилось оформить лагерный комплекс как памятник мирового значения и уже договорилось об этом с ЮНЕСКО. Но и здесь 2014 год стал рубежным. Именно тогда администрация губернатора Басаргина предложила создать на базе «Перми-36» государственный музей вместо действовавшего тогда АНО. Представители последнего, включая Татьяну Курсину, были против. Компромисс вроде был найден, когда г-жа Курсина стала исполнительным директором созданного госмузея, однако спустя несколько месяцев она была уволена. И хотя до конца года противостояние продолжалось, было понятно, что силы неравны. Многочисленные проверки в отношении АНО, серия митингов и сюжетов по центральным телеканалам, а самое главное, фактическое отстранение команды Виктора Шмырова и Татьяны Курсиной сделали свое дело. С 2014 года у «Перми-36» – новая история.