В Пермь поступили 44 новых трамвая – все, предусмотренные концессионным соглашением о комплексной модернизации трамвайной инфраструктуры. Последние шесть «Львят» прибыли в город в конце июля. Алексей Вячеславович, какие шаги предстоят перед запуском этих составов на линии?
– Мы считаем большим достижением, что удалось профинансировать и завершить поставку раньше срока – изначально это должно было случиться в следующем году. Обкатка трамваев уже проведена, после завершения процедур по их постановке на баланс муниципалитета и страхованию новый транспорт начнет работать на маршрутах. Ранее для движения открыта современная трамвайная линия на ул. Куйбышева, не так давно реконструированы пути на ул. Борчанинова. Сейчас там завершают те работы, которые можно выполнять без остановки движения. Уже можно почувствовать разницу между тем, как новый трамвай идет по старому пути и по обновленному. Именно поэтому модернизация ведется комплексно.
Общий объем инвестиций в обновление трамвайной инфраструктуры в Перми в рамках концессионного соглашения с компанией «Мовиста» превышает 16 млрд рублей. Проект включает реконструкцию 35 км трамвайных путей, депо «Балатово» и тяговых подстанций, а также обновление подвижного состава.
Как новая инфраструктура и трамвайный парк влияют на эффективность работы городского транспорта?
– Когда новый подвижной состав ходит по новому пути, обслуживается в новом депо, затраты на его содержание, обслуживание и ремонт сокращаются. Важный показатель эффективности – коэффициент выхода на линию, и у нового подвижного состава он выше. Взять, например, проект в Верхней Пышме (компания построила трамвайную линию Екатеринбург – Верхняя Пышма и запустила по ней «Львят» – прим. «bc») – там точность выполнения расписания выхода на линию – 99,6 %. Высочайшее! Нигде такого нет. Это означает, что каждый трамвай выходит на линию, не простаивает и не опаздывает. Как только пассажир видит прогнозируемость движения транспорта, когда он твердо уверен, что его трамвай придет к определенному времени, и более того, он видит это в своем смартфоне, привлекательность транспорта повышается. Соответственно, растет пассажиропоток.
Еще одна предпосылка – это увеличение скорости движения, не только за счет обновления инфраструктуры, но и благодаря приоритетному проезду трамваев через перекрестки. Планируем, что эта система будет реализована в Перми после завершения всех других этапов работ.
А какой процент выполнения расписания у трамваев в Перми?
Юрий Кириакиди: Порядка 94 %, и это очень хороший показатель, с учетом того, что какая-то часть подвижного состав всегда находится на техническом обслуживании, в ремонте – это предусмотрено нормативами.
Обратимся к участкам реконструкции трамвайных путей. Какая специфика работы сложилась в Перми?
Юрий Кириакиди: Мы работаем в сложившейся городской застройке, в большом миллионном городе, в его центре. И понимаем необходимость бережно относиться к среде. Особенно отметил бы комплексность. Например, на ул. Куйбышева параллельно с реконструкцией путей был проведен капитальный ремонт улицы. Тротуары, улично-дорожная сеть, остановки, светофоры, освещение и связь – все работы, у которых разные заказчики и подрядчики, удалось синхронизировать.
С улицей Мира, судя по всему, должна быть аналогичная история – в планах властей ее благоустройство «от фасада до фасада».
Юрий Кириакиди: Да, и наши проектные решения тесно увязаны с теми решениями, которые предусматривает реконструкция улицы Мира. Это действительно будет очень большой проект. Мы с работами в части трамвайных путей стартовали первыми, и чтобы потом не заниматься переделкой, сразу учитываем и дальнейшие планы по преобразованию улицы. С прошлого года уложили пути на участке от ул. Свиязева до депо «Балатово», а после закрытия депо и моста по ул. Карпинского приступили ко второй части путей на ул. Мира. Там сейчас укладывают рельсошпальную решетку. Будет проведена обкатка путей, укладка плит, сделано обособление путей гранитным ограждением – такое же, как выполнено на улицах Борчанинова и Дзержинского. Планируется, что работы по «трамвайной» части на ул. Мира завершатся в этом году. Реконструкция самой дороги, скорее всего, будет уже в следующем.
Кстати, комплексность характерна и для проекта ул. Борчанинова – она тоже в планах на капитальный ремонт.
На ул. Мира старые трамвайные пути демонтированы на 82 % от всей протяженности объекта реконструкции, на 60 % уложена новая рельсошпальная решетка. На первом участке (4,7 км) произведена обкатка, выправка пути, ведутся работы по благоустройству и укладке покрытия. На ул. Борчанинова новые пути уложены на всем участке (1,48 км), ведутся работы по благоустройству. На ул. Дзержинского длина реконструированного пути составила 3,5 км. Согласовывается с представителями ресурсоснабжающих организаций размещение опор контактной сети на всех трех объектах.
Расскажите подробнее про дальнейшие планы по реконструкции путей в центре города. Участки ул. Ленина, Сибирской, Белинского, Чернышевского – работы на них изначально планировалось начать весной 2024-го и завершить в ноябре.
– Наша команда в постоянном режиме обсуждает дальнейшие этапы работ с департаментом транспорта. Вместе мы ищем решения, которые позволяют максимально сохранить действующие маршруты, чтобы минимизировать неудобства для пассажиров. Есть определенная последовательность, по которой коллеги из МКУ «Гортранс» могут исключать участки путей из движения и перенаправлять транспорт. Кроме того, трамвай «привязан» к депо, к разворотным кольцам – это все надо учитывать.
Юрий Кириакиди: На ул. Борчанинова мы завершим работы и после этого последовательно, по согласованию с коллегами, пойдем дальше. Например, ул. Сибирскую нельзя исключить из движения до момента выполнения полного комплекса работ на предыдущем этапе. У нас в планах начать работы на улицах Сибирской, Чернышевского, Белинского в этом году, но все будет зависеть от возможности соблюсти комфорт жителей города. Если говорить про ул. Ленина – подготовка к работам здесь требует огромных, титанических усилий. Это важная транспортная связь между центром и Мотовилихинским районом.
По этапу, включающему реконструкцию путей на улицах ул. Сибирской от ул. Революции до ул. Белинского, далее по ул. Белинского до ул. Куйбышева и на участке по ул. Чернышевского от ул. Белинского до пересечения с ул. Героев Хасана, выполняются мероприятия по прохождению экспертного контроля проектной документации, после чего будет разработана исходно-разрешительная документация, и станет возможным начать работы.
Участки реконструкции ул. Ленина от ул. Куйбышева до ул. Парковой и ул. Петропавловской от ул. Куйбышева до ул. Борчанинова – в стадии разработки проектно-сметной документации.
Есть ли механизмы, позволяющие корректировать сроки соглашения, исходя из изменяющихся условий?
– Такая возможность есть, но пока мы ей не пользуемся. Если говорить о стоимости работ, то конечная сумма определяется после прохождения госэкспертизы и тоже может меняться. Концессионные соглашения – это живой механизм, корректировать можно практически все. Но, конечно, в разумных пределах.
Центробежная сила. Общественный транспорт в Пермском крае собираются «омолодить»08 августа 2024, 13:00Расскажите о планах по реконструкции трамвайного депо «Балатово».
– На данный момент сформировано полноценное техническое задание на реконструкцию. В Перми депо – это большой объект, рассчитанный на 140 трамваев. Есть пожелание властей на площадке «Балатово» разместить все службы «Пермгорлектротранса», которые разбросаны по городу, чтобы обеспечить непрерывный технологический цикл и повысить эффективность в рамках предприятия. Объекты транспортной инфраструктуры должны обеспечивать максимальные показатели эффективности. Мы в этой части долго обсуждали, достигли определенного консенсуса, в том числе в вопросе обслуживания подвижного состава разных типов. У новых моделей низкопольных трамваев основное электрооборудование вынесено наверх, а у вагонов с высоким полом оно находится внизу. Соответственно, обслуживать надо либо находясь снизу вагона, либо сверху, и для каждого случая нужна своя инфраструктура.
Депо – это не только место, где отстаивается и обслуживается подвижной состав. В современном депо реализованы большие диспетчерские центры, системы управления движением, контроля за пассажиропотоком и безбилетниками.
На какой стадии сейчас находятся работы над проектом депо?
– Первый шаг – это согласование концепции. Второй – это техническое задание от того, кто будет объект эксплуатировать. Третий этап – сбор исходных данных. Так как мы строим депо на месте действующего, нужно учитывать, например, обеспеченность электричеством, водой, канализацией. Нужны очистные сооружения. Это все должно проектироваться с привязкой к существующим сетям. Далее – детальное проектирование, разработка и определение строительных материалов.
Начали работу над проектом. Надеемся, что в ближайшее время будут понятны сроки реализации.
Когда начнутся непосредственно строительно-монтажные работы?
– Строительно-монтажные работы начинаются уже на этапе подготовки территории. Рельсошпальную решетку нельзя положить на старую, ее нужно снять, убрать грунт. Такие подготовительные работы начнутся уже в этом году. Что касается зданий, сооружений – это следующий, более поздний этап. Мы исходим из того, что даже если на это требуется немало времени, лучше как можно больше нюансов проработать на старте и качественно выполнить подготовительные работы, чтобы в дальнейшем было меньше неудобств во время реконструкции.
Вы упомянули интеллектуальные системы, в том числе связанные с контролем над безбилетниками. Какие разработки апробированы в проектах холдинга?
– Среди наших партнеров – компания, которая разрабатывает решения такого типа. Первое направление аналитики – подсчет количества пассажиров, зашедших в транспортное средство, и числа оплативших проезд. Второе – так называемая «тепловая карта безбилетников». Система собирает данные о том, в какой день и час, на какой точке маршрута едут безбилетники, затем обрабатывает их и строит прогноз, на основании которого контролеры могут выходить на маршруты именно на тех остановках и в те часы, где высока концентрация безбилетников. Это решение комплексное – не только для трамваев, а для всего общественного транспорта.
«Группа Мовиста» реализует проекты по концессии в нескольких городах помимо Перми – в Курске, Липецке, Ярославле. Как выглядит наш город в сравнении с другими по темпам работ и уже достигнутым результатам?
– Мы придерживаемся одинаковых базовых подходов к реализации, хотя, конечно, в принципах организации маршрутной сети, системах информирования пассажиров, оплаты проезда у каждого есть индивидуальность, которую учитываем. Примерно на одной стадии реализации находятся проекты в Перми и Липецке, дальше продвинулся Курск, так как там и стартовали раньше.
По результатам поставки 44 трамваев в Перми теперь 70 единиц подвижного состава не старше 2020 года производства (до заключения концессии было 24 «Львенка» и один «Лев»). В городе сейчас половина подвижного состава не старше четырех лет. Это колоссальный результат не только для «миллионника», но и для столичного уровня.
Трамвай как основа. Рассказываем о планах развития маршрутной сети в Перми16 мая 2024, 09:00Фото предоставлены компанией «Мовиста».