Цена диктует спрос
По данным аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», по итогам лета 2024 года средняя стоимость поездки на такси в Пермском крае составила 487 рублей, что на 12% выше уровня прошлого года.
Эксперты «Чек Индекса» отмечают, что увеличение расходов на такси влияют не только алгоритмы балансирования спроса и предложения агрегаторов, но и издержки владельцев и операторов такси на обслуживание, лизинг автомобилей, расходные материалы и топливо.
Данные продаж показывают, что из-за сложившейся ценовой обстановки в такси граждане все чаще отдают предпочтение альтернативным способам передвижения – помимо общественного транспорта пользуются сервисами каршеринга, прокатом велосипедов.
«Спрос на такси напрямую связан со стоимостью услуги и может снизиться, если поездки станут дорогими. Все ежегодные опросы показывают, что пассажиры, прежде всего, ориентируются на стоимость поездки при выборе услуг, а не на цвет автомобиля, его класс или квалификацию водителя», – отмечает руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева.
Больше желающих не осталось
По данным агрегатора Яндекс GO, к концу 2024 года в России прогнозируется нехватка около 130 тысяч водителей такси. Дефицит кадров растет, в том числе вследствие ужесточения миграционной политики и регулирования в такси – водители переходят в другие сферы с сопоставимыми доходами, но меньшим количеством требований и расходов.
В краевом Минтрансе напомнили о новых федеральных требованиях к страхованию таксистов20 сентября 2024, 18:05«Чем острее дефицит водителей, тем быстрее растут цены на такси, особенно в конце года, когда спрос кратно повышается. Чтобы восстановить приток водителей, компания обсуждает с регуляторами экспериментальный правовой режим, который позволит оцифровать и упростить часть требований, внедряет разные модели перевозок, в том числе, для водителей в формате подработки и для межгородских поездок, и постоянно наращивает субсидии партнерам и водителям», – рассказали в пресс-службе агрегатора.
Согласно результатам опроса, проведенного Общественным Советом по развитию такси, таксопарки Перми столкнулись с острой нехваткой водителей. Кадровый дефицит составляет около 20-30%. По словам Екатерины Киселевой, руководителя пресс-службы Совета, основными причинами ухода водителей из сферы такси являются ужесточившиеся требования, экономические факторы и трудности в выполнении ряда норм законодательства в сфере пассажирских перевозок.
«Водителей не хватает уже несколько лет. В последнее время проблема ощущается все более остро. Не все готовы стать самозанятыми, не все готовы оформлять разрешения для работы в такси на личные автомобили. Поэтому уходить водители будут, и чем сильнее агрегатор и власти будут на них давить, тем сильнее будет отток. Мы используем все возможные инструменты для привлечения сотрудников: онлайн-рекрутинг, реклама. Но, как показывает практика, этого недостаточно. Все, кто хотел работать в такси, уже давным-давно работают», – рассказал Business Class директор одного из пермских таксопарков.
Министерство транспорта РФ для решения проблемы нехватки водителей предложило упростить процедуру технического осмотра автомобилей такси. В рамках инициативы Минтранса РФ предлагается разрешить водителям самостоятельно проводить техосмотр при условии, что они имеют стаж работы не менее года, а также удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
Сам себе техосмотр
На сегодняшний день, чтобы получить отметку в путевом листе, водителям необходимо заключать договор с третьей стороной и проходить технический осмотр перед каждой сменой у специальной организации, которая может оказаться закрытой в ночное время.
Если предложенный проект будет одобрен, водители смогут самостоятельно проводить предрейсовый осмотр своих автомобилей после прохождения специального обучения, доступного в том числе в дистанционном формате. Это исключит необходимость обращаться к сторонним организациям для проверки транспортного средства перед выходом на линию. Водитель сможет самостоятельно оценивать состояние автомобиля, проводя визуальный осмотр, проверяя наличие посторонних шумов или запахов. При обнаружении неисправности ему потребуется обратиться в специализированный сервисный центр для проведения более тщательной технической диагностики.
«Мы считаем, что данная норма упростит соблюдение требований законодательства и привлечет в отрасль дополнительных перевозчиков, для которых ранее предрейсовый технический осмотр представлял собой неразрешимую проблему», – отметили в Общественном Совете по развитию такси.
Зарплата с комиссией
Согласно исследованию Авито Работа, Пермь является лидером по уровню средних предлагаемых зарплат для водителей такси в Приволжском федеральном округе.
Летом 2024 года в Перми существенно возросли средние зарплатные предложения для водителей такси и работников пассажирских перевозок – рост составил 49%. Если в летний период 2023 года работодатели предлагали новичкам около 106 тыс. рублей в месяц, то в этом году число возросло до 158 тыс. рублей при условии полной занятости.
Однако, по словам представителей бизнеса, номинальные значения заработной платы зачастую не согласуются с реальными доходами таксистов.
«На данный момент ситуация складывается следующим образом: агрегатор заявляет, что заработок в Яндекс.Такси составляет 200 тысяч рублей. Давайте посчитаем: чтобы получить эту сумму, водитель должен работать ежедневно, то есть 30 дней в месяц. Из этих 200 тысяч рублей примерно 17-18% составляют комиссии агрегатора, а если использовать дополнительные опции выбора заказов, такие как «Мой район» или «По делам», эта сумма может увеличиться еще на 9%. В итоге водитель теряет около четверти первоначальной суммы», – делится директор одного из пермских таксопарков.
Далее он приводит следующий расчет: оставшиеся 150 тысяч рублей должны покрыть расходы на топливо (30 тысяч рублей в месяц), поддержание чистоты машины (15 тысяч рублей в месяц, если заезжать на автомойку ежедневно), аренду автомобиля (например, Haval Jolion обойдется примерно в 3200 рублей в день и 96 тысяч рублей в месяц).
«В итоге у водителя остаются копейки. Хороший заработок – это всегда сумасшедшая переработка – свыше 12 часов в день. На мой взгляд, поменять ситуацию может отмена путевых листов, разрешений на перевозку и взимание процентов с агрегатора, а не с таксиста как с самозанятого», – рассуждает представитель таксопарка на условиях анонимности.Тариф на проезд в общественном транспорте Перми рассчитали в размере 40 рублей21 сентября 2024, 13:46