Сегодня в нашей летописи новейшей истории Пермского края год 2016-й. Писать про него – одно удовольствие. С высоты сегодняшних дней можно уверенно говорить, что 2016-й был последним ярким медиагодом. Политическая борьба, развернувшаяся тогда, была действительно борьбой, да и в целом событий хватало. Пишем и ностальгируем.
Выборы по всем фронтам
Главным политическим событием года были выборы – в Госдуму, в Законодательное Собрание Пермского края, в органы местного самоуправления. Победу одержала «Единая Россия», но для этого ей пришлось изрядно попотеть. «Эти выборы проходили в жесточайшей конкурентной борьбе. Три парламентских партии были объединены под одним флагом и активно работали против «Единой России», – скажет лидер регионального отделения «ЕР» Николай Дёмкин. В официальных комментариях все старательно обходили имя человека, взявшего в руки этот флаг. В СМИ активно писали о роли Дмитрия Скриванова, он от всего открещивался. Еще один комментарий г-на Дёмкина, это цитата из его ответа на вопрос о роли г-на Скриванова: «Один человек – член нашей партии, сумел объединить эти партии (ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ – прим. ред.) и организовать работу не во благо «Единой России». У здоровой части нашей партии есть претензии к отдельным ее членам».
Предвыборная кампания в 2016 году была похожа на предвыборную кампанию. Издания холдинга «АктивМедиа» (неофициально все продолжали настаивать, что его контролировал Дмитрий Скриванов) рассказывали о сборе подписей за отставку Игоря Сапко, другого кандидата в депутаты Госдумы, и критиковали ситуацию в Перми, как могли. Апогеем атаки на позиции губернатора Виктора Басаргина стала попытка срыва выборов в десятке округов Законодательного Собрания через снятие кандидатов, не являющихся «единороссами». Если бы это произошло, то по краевой власти был бы нанесен колоссальный удар. Кризис все-таки разрешили, пострадал лишь округ Владимира Данилина, который в итоге остался без мандата. И в целом партия власти одержала уверенную победу, сохранив контроль над парламентами всех уровней.
Самым любопытным было наблюдать за игрой под девизом «Он все отрицает». Дмитрий Скриванов отрицал, что имеет отношение к финансированию других партий и может влиять на редакционную политику «АктивМедиа». Партии – что имеют отношение к Дмитрию Скриванову. Илья Шулькин оставался членом фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании, но избирался в парламент от «Справедливой России». Сергей Ильин являлся одним из учредителей проекта г-на Шулькина «Реальное ЖКХ», но шел в Думу от партии ЛДПР. Все смешалось, но только деньги закончились. Закончились до такой степени, что к части «гринплазовских» (в БЦ Green Plaza базировался «АктивМедиа») кандидатов в депутаты «гринплазовским» боссом потом были направлены судебные иски на различные суммы.
Прямым следствием той кампании выглядит отставка Виктора Басаргина с поста губернатора в начале 2017 года. Размах политической борьбы и своеволие отдельных игроков в 2016-м ему не простили.
Надо было брать!
Цены на квартиры на вторичном рынке в Перми достигли в 2016 году пятилетнего минимума. Зачастую, чтобы продать объект, приходилось снижать цену еще сильнее: дисконт доходил до 15 %. Причиной падения цен стало избыточное предложение, особенно в сегменте малогабаритных квартир. Несмотря на снижение цен, спрос на вторичное жилье оставался умеренным. Как и сейчас, свою роль играли высокие ставки по ипотеке. Плюс несколько случаев задержки строительства жилых комплексов заставили людей тщательнее подходить к сделкам, удлиняя сроки принятия решений. А ведь средняя стоимость квадратного метра «вторички» составляла 48 тыс. рублей – в два раза ниже, чем сейчас.
Управление в Перми
В Перми вступили в силу новые положения Устава города. Ушел дуумвират «глава города (и одновременно председатель Думы) + сити-менеджер». Теперь исполнительную власть снова возглавил глава города, но вот утверждали его кандидатуру члены специальной комиссии, составленной из представителей губернатора и гордумы. В октябре действующий сити-менеджер Дмитрий Самойлов стал мэром, а Юрий Уткин – председателем гордумы. Прежний глава Перми Игорь Сапко избрался в Госдуму, где получил пост зампреда комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Театральный конфликт
Летом 2016 года разгорелся скандал вокруг Театра-Театра. Фактически он был отголоском культурной революции. В 2013 году Игорь Гладнев возглавил Министерство культуры Пермского края и медленно, но верно искоренял наследие команды Олега Чиркунова, постепенно добравшись и до одного из ее фронтменов Бориса Мильграма. 15 июля г-н Гладнев уволил художественного руководителя Театра-Театра – г-на Мильграма, мотивировав это тем, что режиссер якобы не справляется со своей работой. Чиновник заявил, что «заявленные руководителем принципы не соответствуют пониманию функций возглавляемого им театра, не соответствуют задачам, которые были закреплены за государственными учреждениями концепцией государственной культурной политики, утвержденной Президентом России».
Борис Мильграм объяснил увольнение личной неприязнью со стороны министра культуры. Против отставки выступили актеры Театра-Театра, российские театральные режиссеры и критики, была создана петиция в поддержку худрука. Губернатор Виктор Басаргин поручил создать специальную комиссию, которая должна оценить решение министра об отставке и изучить финансово-хозяйственную деятельность Театра-Театра.
Ситуация разрешилась неожиданно. Публичный резонанс был столь громким, а общий фон 2016 года столь непростым, что Виктор Басаргин предпочел не добавлять скандалов и погасить конфликт, отстранив от должности министра культуры Игоря Гладнева. Сейчас Борис Мильграм остается худруком театра, а Игорь Гладнев возглавляет комиссию Общественной палаты Пермского края по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Мировой ритейл
В 2016 году в Перми открылись сразу несколько магазинов долгожданных брендов, но ни одного крупного торгово-развлекательного комплекса. Год начался с бурного обсуждения планов по строительству торгового центра «МЕГА» с ритейлером IKEA в микрорайоне Ива-1. Мнения пермяков о планах шведской компании оказались диаметрально противоположными: одни (в основном, дольщики строящихся домов и местные жители) выступили резко против строительства ТЦ, другие радовались возможному появлению оператора в городе.
Несмотря на смену зонирования площадки, IKEA все же отказалась от планов по ее освоению. По данным Business Class, это произошло после проведения юридической экспертизы и с протестами жителей никак не связано. Затем было объявлено, что площадкой заинтересовался французский девелопер «Иммошан» (входит в группу «АШАН»). Но сразу дело не сдвинулось, а потом как-то все вокруг изменилось.
Весной 2016-го в Перми начал работу первый магазин марки H&M в ТРК «СпешиLove». Бренд долгое время оставался в списке самых ожидаемых пермяками, и открытие магазина вызвало ажиотаж. Несмотря на то, что оно проходило в будний день, люди выстроились в длинную очередь, чтобы просто попасть в отдел шведской марки.
Чуть позже в Перми появились три бренда испанского ритейлера Inditexgroup в ТРК «Семья» – Zara Home, Pull&Bear и Massimo Dutti. Потом – хобби-гипермаркет «Леонардо». Ну и холдинг «РосЕвроДевелопмент» объявил, что начнет строительство торгово-развлекательного комплекса «Планета» на месте ипподрома в 2017 году.
Платные парковки
С 15 августа 2016 года в Перми появились платные парковки, сначала – только в центре города. Поскольку за проект отвечал начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис, лучший, на взгляд Business Class, муниципальный чиновник, то внедрение новации прошло спокойно. Сыграло свою роль и то, что плата была невысока, и штрафы взимались совсем не массово. Постепенно зона платной парковки в Перми увеличивалась, как и ее цена. Сегодня уже невозможно представить, что еще каких-то десять лет назад парковаться повсюду можно было бесплатно.
Мы решили, что бурный 2016 год станет отличной точкой в нашем проекте, посвященном 20-летию газеты Business Class. Во-первых, год получился по-настоящему ярким и интересным. А во-вторых, последующие события (отставка Виктора Басаргина, губернаторский срок Максима Решетникова, избрание Дмитрия Махонина) еще слишком близки, чтобы подвергать их спокойному анализу и оценивать «со стороны». Давайте подождем еще хотя бы лет десять, тогда и вернемся к нашей летописи политической и экономической истории Перми и Пермского края.