С 1 по 6 апреля 2025 года в Перми состоятся «Большие гастроли» Театра «Красный факел» (Новосибирск), организованные ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
Как флагманы театральной жизни своих регионов Пермский академический Театр-Театр и Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» относятся к актерским командам, ведущим активную гастрольную деятельность, и являются постоянными участниками программы «Большие гастроли». В разные годы коллектив ТТ играл свои спектакли на новосибирских площадках, новосибирские артисты в свою очередь приезжали в Пермь, однако обменные гастроли пройдут для коллективов впервые.
По словам министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, «главная цель Всероссийского гастрольно-концертного плана – познакомить как можно больше жителей страны с творчеством наших национальных коллективов и театров. Ежегодно к проекту присоединяются новые участники, и мы безумно рады, что наша творческая семья постоянно растет. Так наши уникальные культурные традиции, музыкальные и театральные школы не только сохраняются, но и обретают новых поклонников по всей России».
В рамках межрегионального направления программы «Большие гастроли» на сцене Пермского академического Театра-Театра с 1 по 6 апреля пройдут показы новосибирских спектаклей «Мертвые души» (18+) по мотивам поэмы Н. Гоголя (режиссер – Андрей Прикотенко), «Бесы» (18+) по роману Ф. Достоевского (режиссер – Андрей Прикотенко) и вдохновленные Шекспиром «Ромео и Джульетта» (16+) (режиссер – Марк Букин). Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске мюзикл «Удачи, Марк!» (12+) (режиссер Алексей Крикливый), драму «Отцы/дети» (16+) по мотивам романа И. Тургенева (режиссер Марк Букин) и «Мороз» (16+) по пьесе К. Стешика (режиссер Борис Мильграм).
«Продолжительные гастроли ‒ всегда серьезное испытание для команды, а обменные гастроли можно воспринимать как двойной экзамен: одни театральные службы и цеха отправляются в новый для себя город и работают на чужой площадке, а другие в это же время обеспечивают максимально комфортные рабочие условия для гостей, которым предстоит пройти столь же непростой путь к сердцам зрителей, – отмечает директор Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. – Убеждена, что наши коллективы готовы к масштабному творческому обмену художественными высказываниями, мастерством и энергией. Специально для новосибирских и пермских зрителей мы приготовили спектакли, которые не так давно появились в репертуаре. Они были выпущены буквально в 2023 и 2024 годах, но уже успели завоевать сердца публики на своих родных сценах».
В спектакле «Мертвые души» (18+) по мотивам поэмы Николая Гоголя режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают с устойчивыми мифами о персонажах Н. В. Гоголя, имена которых стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Зрителям предстоит поразмышлять, кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка.
Это первый спектакль, поставленный Андреем Прикотенко на посту художественного руководителя «Красного факела» и третья его совместная работа с труппой театра в качестве режиссера. В новосибирской версии поэмы Гоголя занято 28 артистов. За время спектакля под колосники взлетают 500 воланчиков для бадминтона, а путь Чичикова освещают 75 ламп.
В «Бесах» (18+) режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – спектакль художественно складывается в дилогию с «Мертвыми душами» (18+).
«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – отмечает Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать «Бесов» (18+) с «Мертвыми душами» (18+), тем более, что у Достоевского есть для этого крючки».
В спектакле используется искусственная имитация пепла. Этот театральный пепел выполнен из безопасного для зрителей материала. За один показ над сценой кружится примерно 100 кг пепла.
В «новосибирском» прочтении режиссера Пермского Театра-Театра Марка Букина шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» (16+) звучит с современной энергией. Мысли Ромео и Джульетты кипят от неразрешимых вопросов, свойственных молодым людям во все времена, а монологи героев превращаются в зонги, которые актеры исполняют под живое сопровождение музыкального бэнда. Спектакль ‒ участник Фестиваля науки и искусства «ТехноАрт» в рамках проекта «ТЕХНОАРТ. Арт-фьюжн-фестиваль для всей семьи».
Это первая работа режиссера Марка Букина на сцене театра «Красный факел». В Перми спектакль впервые будет показан вне стен родного театра. Дело в том, что полноправной частью сценического мира «Ромео и Джульетты» (16+) является вода. За время показа на сцену веронским дождем проливается примерно 700 литров воды.
В рамках проекта «Большие гастроли» ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» и Министерства культуры РФ в этом театральном сезоне на сцене Пермского академического Театра-Театра также пройдут гастроли Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера (г. Сухум, Абхазия) и Московского академического театра имени Вл. Маяковского.
Фотографии предоставлены Пермским Театром-Театром