Автор: Екатерина Булатова
Пермские застройщики жалуются на низкий спрос на подземные парковки в многоквартирных домах. Об этом было заявлено на круглом столе, который проходил по инициативе Business Class. По словам экспертов, подземные парковки для эконом-жилья заранее обречены остаться пустыми. Для комфорт-класса подземные паркинги строят, но ситуация с их заполнением плачевная – машиноместа не выкупаются годами. При этом количество мест на парковке регулируется градостроительными нормами, и застройщик не вправе их уменьшить.
«Показательный пример – один из наших домов, построенных на ул. Лебедева. Он сдан уже примерно 10 лет назад. Там предусмотрены маленькая наземная парковка во дворе и большой подземный паркинг. В последнем куплены всего 3-4 машиноместа, остальные жильцы дома каким-то образом уместили свои автомобили во дворе», – рассказал Сергей Репин, директор по развитию холдинга «Сатурн-Р».
Отсутствие спроса на машиноместа заметил и Владислав Мезин, управляющий операционным офисом «Абсолют Банка» в Перми. Он рассказал, что за последний год выдан один кредит на покупку парковочного места.
По мнению Виктора Суетина, генерального директора компании «СтройПанельКомплект», спрос на машиноместа все-таки есть, но он зависит от класса дома и его расположения. «В 2018 году мы планируем открыть продажу машиномест в ЖК «Солдатская слободка», расположенном в Свердловском районе города, там предусмотрена подземная парковка на 188 машиномест. Покупатели квартир интересуются, когда начнется продажа. Автовладельцы понимают, что в центральных районах всегда есть сложности с парковкой. В проектах комплексной застройки отдаленных районов у нас также было запланировано строительство дополнительных парковок с продажей машиномест. Но состояние рынка не позволяет вкладываться в проекты, которые могут остаться невостребованными. Мы уже прошли эту практику в ЖК «Радуга» (микрорайон Садовый) – парковочные места не продаются, жители паркуются в небольшом внутридворовом пространстве и на газонах. Не исключено, что продажи машиномест в ЖК «Солдатская слободка» покажут другую статистику», – рассказал Виктор Суетин.
Михаил Берников, заместитель министра строительства и архитектуры Пермского края, предположил, что строительство парковок выгодно застройщикам, но необходимо подождать. «У застройщиков большие заблуждения насчет парковок. Принято считать, что они не выгодны и не нужны, но на самом деле это не так. Просто нужно понять, что машиноместа в подземной парковке не получится продать сразу. Собственники квартир начнут интересоваться ими только через 2-3 года после ввода дома в эксплуатацию. Ведь людям еще придется делать ремонт, и фактически они заселятся в новое жилье только через два года после ввода. Если отследить отложенный спрос, можно будет увидеть, что парковки совсем не убыточны для застройщиков», – предположил Михаил Берников.
Лучше вы сами. Власти предлагают создать фонд для финансирования строительства соцобъектовКоличество машиномест, необходимое для дома, застройщикам диктуют градостроительные нормы. «По нормативам жители должны быть обеспечены паркингом в радиусе 800 метров от жилого дома. Без соблюдения этого требования не получить разрешения на строительство», – рассказал Михаил Бесфамильный, генеральный директор «Орсо групп».
Выполнить необходимые требования и при этом не остаться «в минусе» из-за непроданных парковочных мест не так уж сложно, считает Денис Галицкий, член Комиссии по землепользованию и застройке Перми. По его мнению, чтобы отказаться от трат на подземные паркинги, девелоперам нужно «умерить свои аппетиты» и не пытаться строить большой объем жилья на маленьком участке, тогда и машиномест понадобится меньше.
Эксперт отметил, что вызвать спрос покупателей квартир на парковки искусственным способом невозможно. Повлиять на ситуацию не сможет даже снижение стоимости машиноместа. По подсчетам компании N1.RU, в среднем в Перми оно стоит 540 тыс. рублей. При этом за год цена снизилась на 7%. Но в дорогих жилых комплексах, расположенных преимущественно в центре города, ценник машиноместа достигает 1-1,5 млн рублей. «Значительной разницы в цене парковки для строящихся домов или готовых в целом нет. Цены скорее зависят от отдельного ЖК и маркетинга компании», – рассказала Анастасия Гринева, руководитель пресс-службы N1.RU.
Ее слова подтвердили застройщики. Среди покупателей квартир в некоторых объектах бизнес-класса спрос на парковочные места есть. «В первом доме современного квартала «Новый центр», который компания «Талан» ввела в эксплуатацию, коэффициент обеспеченности парковочными местами составляет 0,7. В подземном паркинге все места выкуплены задолго до сдачи дома в эксплуатацию. В конце продаж стоимость составляла 790-890 тыс. рублей», – прокомментировала Наталья Андаева, директор департамента продаж компании «Талан» в Перми.
По словам Михаила Бесфамильного, спрос на парковки в этой конкретной ситуации ожидаем, потому что речь идет о жилье бизнес-класса, к тому же процент обеспеченности квартир парковками небольшой. «Я уверен, что если строить подземные парковки в эконом-жилье, места в них никто никогда не купит», – отметил г-н Бесфамильный.
Он рассказал, что в Европе уже готовятся к сокращению автомобилизации, которое произойдет в будущем. «Появляются такие агрегаторы, как каршеринг, Wheely, «Яндекс. Такси», количество частных машин будет снижаться. Поэтому в Европе уже думают о том, как строить подземные парковки таким образом, чтобы потом их можно было перепрофилировать», – рассказал г-н Бесфамильный.
Объезжают стороной. Каршеринг в Перми не ждут. Здесь слишком хорошоВ Перми резкого сокращения автомобилизации эксперты не ждут. По мнению некоторых из них, в городе необходимо ввести ограничения на использование открытых парковок и расширить зоны платных паркингов, чтобы спрос на подземные паркинги на территории домов увеличился. Кроме того, предлагаются и другие варианты решения проблемы. «Размещать все парковки в плоскости на земле невозможно – понадобятся целые «футбольные поля». В любом случае придется организовывать машиноместа под землей или в несколько уровней на земле. Уже нужны отдельные механизмы, которые обеспечили бы регулирование ситуации. Может быть, городским властям стоит задуматься о выделении земельных участков по специальным ценам, потому что возведение парковок – это другое целевое назначение, оно в интересах города, ведь от припаркованных автомобилей освобождаются улицы», – прокомментировал Олег Жданов, руководитель Пермской торгово-промышленной палаты.
Кардинальное решение проблемы предлагает застройщикам Денис Галицкий. По его мнению, им стоит совсем забыть про подземные паркинги. Эксперт отмечает, что на самом деле отсутствие спроса на машиноместа – совсем не проблема, а причина сложившейся ситуации – необоснованные ожидания застройщиков. «В Перми нельзя строить так же, как в центре Парижа или Москвы. Здесь совсем другая ситуация: если в километре от подземного паркинга есть чистое поле, куда можно поставить хоть 100 машин, никто не будет покупать место за несколько сот тысяч рублей. Подземные парковки экономически выгодны, если на значительном расстояние от дома некуда даже плюнуть. В Перми такого никогда не будет. В нашем городе всего десяток кварталов, где парковки действительно могут быть востребованы, все они находятся в самом центре города», – считает Денис Галицкий.