Автор: Екатерина Булатова
С июля 2017 года власти Перми не выставили на торги ни один участок по программе развития застроенных территорий. Застройщики в недоумении. По их словам, свободных и перспективных площадок много, а бюджетных денег для расселения ветхого жилья на этих территориях мало. Поэтому неясно, по каким причинам процесс затягивается. Выяснилось, администрация все это время изучала территорию и пришла к выводу, что средств города и края хватит для расселения аварийного и ветхого жилья в центре города. Застройщикам останется расселение на отдаленных территориях.
Во время пленарного заседания Пермской гордумы глава города Дмитрий Самойлов рассказал о показательном опыте неудачного взаимодействия властей и застройщика в кварталах №116 и №117 (квартал №117 ограничен ул. Екатерининской, ул. Клименко, ул. Луначарского 2-й и ул. Николая Островского Ленинского района города Перми; квартал №116 находится по соседству вдоль ул. Луначарского 2-й и ограничивается ул. Парковой). По словам г-на Самойлова, ранее эти территории были выставлены на аукцион для реализации проектов РЗТ. Но в итоге застройщик не расселил ветхое жилье из-за ограничений по высотности и разорвал договорные отношения с администрацией. Власти решили принять меры, чтобы подобные ситуации не повторялись.
«Мы уже договорились с краевым правительством, что расселяем эти кварталы самостоятельно за счет бюджетов, в том числе привлекая краевые инвестиции. Получаем полтора гектара земли в центре города. Скорее всего, в этой логике мы и будем двигаться. Все центральные площадки города с учетом дефицита земельных ресурсов расселим за счет бюджетных инвестиций – как городских, так и краевых. А в отношении расселения жилья, скажем, не в центре города, выработаем алгоритмы и будем взаимодействовать с застройщиками», – прокомментировал Дмитрий Самойлов.
Александр Бондаренко, директор по развитию и подготовке строительства компании «СтройПанельКомплект»:
– В целом идея властей по расселению аварийного жилья на участках под РЗТ за счет бюджета хорошая. Если этим процессом занимается администрация, у граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, будет меньше возможностей затягивать процесс расселения, так как бюджетные средства всегда ограничены лимитом. В отношениях между собственником и застройщиком по данному вопросу существует поле для злоупотреблений. Собственник понимает, что ведет диалог с бизнесом и имеет возможность диктовать условия, чем периодически и пользуются участники.Чтобы сэкономить бюджетные деньги, но сохранить контроль за расселением ветхого жилья, администрация может выступить в роли посредника между собственниками и застройщиком. То есть провести конкурс на РЗТ, выбрать застройщика и провести процедуру расселения за его счет. В этом случае не требуется бюджетного финансирования, а для застройщика сокращаются финансовые и временные риски.
По словам депутатов, в городе есть участки, которые уже были расселены за счет бюджета, но все равно не выставляются на торги. Депутат Михаил Бесфамильный напомнил, что перечень площадок под РЗТ должен быть утвержден в качестве изменений в Правилах землепользования и застройки Перми. Пока этого не сделано, законодательство не позволяет выставлять земельные участки на аукцион. Фактически администрация города должна была до 1 июля эти территории обозначить, чего не произошло до сих пор. «Компании ищут участки для строительства. Одни и те же площадки анализируют практически все застройщики. Земли становится все меньше. Развитие застроенных территорий выгодно как власти, потому что решается проблема с ветхим и аварийным жильем, так и застройщикам – у них появляется возможность строить в черте города», – отметил Михаил Бесфамильный.
Несмотря на взаимную выгоду от проектов РЗТ, администрация, по словам застройщиков, не работает с ними после проведения аукциона, не помогает решать возникающие проблемы, например, с ресурсоснабжающими организациями. А власти, в свою очередь, отмечают низкий процент частных инвестиций в программу РЗТ. «Механизм РЗТ в городе сложился, но уровень частных инвестиций за все годы его использования не превышает 15%. 85% – это бюджетные средства. Сегодня идет оценка всех возможных к выставлению на конкурс застроенных территорий под РЗТ, чтобы принять правильное решение: сами мы будем расселять участки, а потом выставлять их на конкурс или предоставлять вопрос расселения застройщикам», – прокомментировал Дмитрий Самойлов.
Первый заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев уточнил, что список площадок, которые возможно осваивать в режиме РЗТ, подготовлен. «Их достаточно много. Главным образом старались сделать упор на центральных частях города», – отметил г-н Агеев.
Участники строительного рынка уверены, что новый формат работы с участками под РЗТ повлечет за собой увеличение их стоимости. «Если участок освобожден от ветхого жилья, количество участников аукциона определенно вырастет, а это повысит конечную стоимость. При этом стоит помнить, что участки для проектов РЗТ очень часто жестко ограничены по площади. Выполнение их благоустройства связано с дополнительными финансовыми вложениями, например, для организации подземных парковок, наземных парковок карусельного типа», – прокомментировал Александр Бондаренко, директор по развитию и подготовке строительства компании «СтройПанельКомплект».
Михаил Бесфамильный, депутат Пермской городской думы, генеральный директор «Орсо групп»:Лучше вы сами. Власти предлагают создать фонд для финансирования строительства соцобъектов
– Предложение администрации стало неожиданностью. С каждым годом ситуация ухудшается. Ежегодно в Перми расселяются порядка 10% домов из официально зафиксированных в реестре ветхого и аварийного жилья. Поэтому мне не совсем понятно, почему и с какой целью администрация хочет отказаться от привлечения денег инвесторов. Возможно, органы власти считают, что смогут продать тот или иной участок в центральном планировочном районе дороже, если самостоятельно расселят его. Но любой инвестор исходит из того, сколько он готов заплатить и сколько квадратных метров построит в итоге. Стоимость земельного участка складывается из локации, которая определяет цену квадратного метра, а также объемов жилья, которое можно возвести. Сомневаюсь, что кто-то будет работать себе в убыток.Чтобы дать полноценную оценку возможным изменениям схемы работы с участками под РЗТ, необходимо точно понять, какую цель преследует администрация. Сейчас можно говорить о том, что для застройщиков нововведение станет плюсом. Нам не придется тратить средства на расселение, мы сможем сразу приступать к проектированию, а затем к строительству. Отказ от денег инвесторов в любом случае повлияет на то, что динамика расселения станет хуже.