Автор: Кристина Суворова
На рабочей группе по развитию отрасли транспортных перевозок, куда входят депутаты гордумы, перевозчики, представители прокуратуры, пермские власти развернуто рассказали о планируемых изменениях во взаимоотношениях с перевозчиками. Если ранее департамент дорог и транспорта проводил конкурсы среди предпринимателей, лотом на которых были автобусные маршруты, то новая система предполагает, что город закупает услугу – транспортную работу. В таком случае выручка, полученная от пассажиров, достается муниципалитету, а не перевозчикам. Видение администрации Перми относительно новшеств обобщил член рабочей группы, начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис. Он выступил с докладом на заседании рабочей группы по развитию перевозок. «Предлагается, чтобы муниципалитет в лице МКУ «Гортранс» выступал заказчиком по контрактам, предметом которых будет объем транспортной работы. Перевозчик выполняет рейсы в соответствии с расписанием и получает оплату с учетом качества оказания услуги. Единицей измерения объема работы станет километр автопробега», – рассказал г-н Кис.
Тише едешь – больше штрафы. В прокуратуре Перми обсудили борьбу с нелегальными перевозчикамиСреди плюсов такого подхода он назвал сокращение конкуренции между экипажами автобусов на маршрутах, что повышает безопасность перевозок. У муниципалитета появляется возможность управлять подвижным составом: в случае необходимости автобусы можно направить с одного маршрута на другой. Заказчик может предъявлять достаточно широкий круг требований к характеристикам транспорта. Есть и риски, которые необходимо учитывать, отмечает Максим Кис. В частности, у водителей и кондукторов пропадает экономический стимул обслужить как можно больше пассажиров, и здесь необходим дополнительный контроль.
При переходе на новую систему все маршруты становятся для предпринимателей равнозначными с точки зрения экономики. Сейчас себестоимость перевозки на разных направлениях отличается. Если она ниже установленного тарифа, то обслуживающая компания получает субсидию от муниципалитета, а если выше – имеет сверхнормативную прибыль. Для централизации выручки от перевозки пассажиров в муниципальные контракты предлагается включить обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд в бюджет Перми. По мере внедрения безналичной системы оплаты проезда и перехода к бескондукторной системе перечисление средств будет производиться автоматически. А на первом этапе перевозчик станет самостоятельно инкассировать выручку и отчислять ее муниципалитету.
В 2018 году предлагается начать на четырех автобусных маршрутах эксперимент по централизации выручки на базе существующей системы автоматического учета пассажиропотока (АСУП). Для этого нужно расширить ее возможности до фиксации всех поездок, в том числе платных.
Пересаживайтесь, пожалуйста. В Перми обсудили введение бескондукторной системы оплаты проездаНа четырех маршрутах, по которым в нынешнем году истекает срок действия договоров, новые контракты предлагается заключить по результатам электронных аукционов. В ходе торгов участники могут снизить стоимость километра автопробега. На данном этапе водитель и кондуктор остаются сотрудниками компании-перевозчика. В автобусах в обязательном порядке должна быть АСУП и система видеозаписи. Это позволит сравнить собранную выручку с объемом средств, перечисленных в бюджет. «Мы предвидим, что у экипажей возникнет соблазн оставить себе часть выручки. Для контроля есть несколько способов – статистический, работа ревизионной службы и выборочная сверка числа пассажиров по видеозаписи с данными электронной системы учета пассажиров.
По мнению депутата Пермской городской думы Александра Филиппова, есть предпосылки для того, чтобы расширить количество маршрутов, которые можно выставить на аукцион в 2018 году. «На сегодняшний день в Перми ряд маршрутов обслуживают перевозчики, которые получили необоснованное преимущество при участии в конкурсах, предоставив недостоверные данные об экологическом классе автобусов. Они работают на прибыльных маршрутах», – утверждает он. Заместитель главы администрации Анатолий Дашкевич ответил, что изменения будут апробированы на том количестве направлений, которое необходимо для получения реального видения ситуации. «Что касается маршрутов, о которых вы говорили, буквально недавно в прокуратуре города состоялось совещание по этому вопросу. Итоговое решение появится в ближайшее время. Если будет сделан вывод о необходимости прекращения договоров с перевозчиками, расторгнем отношения и проведем конкурсы», – заверил он.
Перевозчик Александр Стерлягов обратил внимание, что для корректной оценки новой модели работы необходимо понять характеристики существующей, чтобы иметь базу для сравнения. «У существующей маршрутной сети есть определенные показатели, в том числе бюджетные. Принимая дальнейшие решения, необходимо понимать, что мы имеем на входе», – пояснил он. Замечание не вызвало возражений у членов рабочей группы.
По мнению депутата Арсена Болквадзе, крайне важно понимание того, как сложится экономика отрасли. «Нужно иметь представление, в частности, о стоимости транспортной работы, чтобы знать, может ли город себе это позволить», – отметил он. Анатолий Дашкевич заверил, что все риски будут учтены. Александр Филиппов подчеркнул прозрачность новой модели. «Предлагается понятная система: есть объем работы, выполнение которого можно отследить. Стоимость услуги станет открытой и рыночной в ходе аукционов. От пассажиров мы получим конкретную выручку. Когда все эти показатели известны, легко понять, достаточно ли средств, чтобы оплачивать работу перевозчиков. Если их не будет хватать, то мы совместно можем принять решение о дальнейших действиях: изменить тариф на проезд – и это будет обоснованная величина, либо выделить дополнительные субсидии из бюджета», – рассуждает он.
Сделать путно. Администрация Перми представила концепцию развития общественного транспорта