Автор: Владислав Гордеев
Фильм: «Жаркие летние ночи»
Режиссер: Элайджа Байнум
18+
Начало 90-х, щуплый старшеклассник Дэниэл приезжает погостить к бабушке на восточный курортный полуостров. Здесь он чувствует себя чужаком, пока не заводит дружбу с местным секс-символом и торговцем наркотиками Хантером. Вскоре Дэниэл разрабатывает план по сбыту крупных партий «травы», и друзья стремительно богатеют. Одновременно он влюбляется в самую красивую девушку полуострова, которая, как назло, оказывается сестрой Хантера.
«Горячие летние ночи» – фильм, в котором все штампы американских подростковых картин не только собраны в кулак, но максимально гипертрофированы. Мир здесь состоит из загадочных накачанных мальчиков с журнальных обложек и сексапильных старшеклассниц, которые жадно проглатывают сердца парней, оставаясь невинными и ранимыми. На этом магическом полуострове все удается по щелчку пальцев – главный герой, субтильный ботаник с хваткой знатного барыги, покупает дорогую тачку и без особого труда завоевывает расположение самой желанной девчонки. Первая любовь, первый секс на фоне святящегося неоном колеса обозрения, хромированные тачки и много алкоголя…
На словах все это кажется тошнотворной кашей из штампов и пошлости, если бы не два «но». Во-первых, Элайджа Байнум сразу вводит в фильм рассказчика, местного подростка, который якобы наблюдал часть событий сам, часть слышал от других – в общем, относиться ко всему слишком серьезно не стоит, это так, местные байки. Во-вторых, скалькированные с глянцевых журналов герои, глупые диалоги и раскиданные штампы работают безотказно – ведь чем невероятнее ложь, тем убедительней.
Сценарий «Горячих летних ночей» попал в знаменитый «черный список лучших», и вопроса – почему – не возникает: повествование здесь сбивается, прыгает с темы наркоторговли на романтическую линию, новые персонажи возникают и пропадают, толком не раскрывшись и не повлияв на сюжет. Но даже эта сбивчивость, торопливость играет фильму на руку – он как 16-летний подросток, который чувствует, что лето вот-вот закончится, и с жадной неразборчивостью хватается за последние дни.
В последние двадцать минут фильма разнузданность сюжета сменяется трагедией – и это оказывается настолько же фальшивым, насколько и неизбежным. Конечно, в Голливуде нельзя сделать фильм про наркоторговцев, не покарав их в финале (иначе что подумает подрастающее поколение), но иногда хочется, чтобы даже фатум отступил перед силой тестостерона. В целом «Горячие летние ночи» сложно назвать отличным фильмом – это детское кино, которому не хватает опытной руки, но представить его другим сложно, ведь без недостатков и условностей пропадет самое важное – непосредственность и обаяние.
Фильм: «Мектуб, моя любовь»
Режиссер: Абделатиф Кешиш
18+
Тизеры и анонсы шестого фильма Абделатифа Кешиша вызывали не меньше ажиотажа и ожиданий, чем, допустим, новая картина Ларса фон Триера. После шокирующей «Жизни Адель» от режиссера можно было ждать еще большей откровенности, провокации и пронзительной драмы. Вопреки всему Кешиш решил сделать «летний» фильм – конечно, сугубо в его понимании этого слова.
Действие происходит в курортном городке на юге Франции. Молодой обаятельный Амин, несостоявшийся студент-врач, возвращается из Парижа на родину отдохнуть и оказывается свидетелем любовных хитросплетений между жителями курорта и приезжими. Подруга Амина (в которую он, кажется, немного влюблен) ждет армейского жениха и крутит роман с Тони, кузеном Амина. Об этом знают все, но Тони «для конспирации» изменяет ей с каждой туристкой. Сдержанный Амин тоже привлекает внимание девушек, но предпочитает оставаться в стороне, наблюдая за жизнью полуострова.
«Жизнь Адель» в свое время поражала невероятно убедительной трагичной историей любви и взросления, помещенной в форму большого реалистичного киноромана. Кешишу удалось стереть рамки между документальным и игровым кино – казалось, что мы наблюдаем за реально существующими людьми. В «Мектубе» этот творческий метод доведен до абсолюта: в течение трех часов зритель наблюдает за несколькими неделями жизни и быта французской молодежи – ощущение, что это происходит в режиме реального времени.
Скажем прямо, зрелище на любителя. Кешиш, как всегда, плюет на законы и ограничения киноискусства: в «Мектубе» нет привычной драматургии, расплывчатая композиция, разглядеть какой-то социальный или национальный подтекст тяжеловато. Экран заполнен длинными сценами, где молодые и прекрасные арабы и французы едят, танцуют, сплетничают, занимаются любовью, резвятся в море…
Абделатиф Кешиш – мастер гиперреализма, он гениально выстраивает темп и ритм каждой сцены, делая зрителя частью происходящего «ничто», будь это двадцатиминутный разговор о любовнике или получасовая вечеринка почти без диалогов. Многим зрителям такой подход покажется слишком формальным, а фильм слишком пустым и скучным, но Кешиш сегодня – один из немногих европейских режиссеров, которые не конструируют реальность, а схватывают ее во всей непосредственности и простоте. Так импрессионисты в свое время поразили французов аляповатыми картинками, которые отражали реальность точнее классических полотен, так и современное гиперреалистичное кино рассказывает о наших родственниках и соседях магическим языком недосказанности.
Кино на выходные: «Талли» и «Патрик Мелроуз»Кадры: kinopoisk.ru.