Фильм: «Талли».
Режиссер: Джейсон Райтман.
18+.
Мотивационное родительское кино – жанр сомнительный и зачастую функциональный: сыграть на эмоциях и напомнить новоиспеченным мамам и папам, что появление ребенка – это не конец света. Пути могут быть разные, например, откровенный трэш вроде «Очень плохие мамочки» (да, это художественное кино) советует самый простой способ – бросить все и уйти «в отрыв». Но бывают исключения – «Талли» тому пример.
Сорокалетняя Марло ждет третьего ребенка, а трудностей хватает и сейчас. У старшего сына проблемы с адаптацией и контролем эмоций, и директор школы деликатно просит перевести его в другое учреждение – мол, слишком много учительского внимания требует. С рождением третьего ребенка жизнь матери становится сном во сне: ненавистная радионяня, ночные пробуждения, кормежка… Когда усталость и стресс накапливаются снежным комом, жди нервного срыва. Муж любит Марло, но толком помочь не может – сложный период на работе, командировки. По совету брата Марло вызывает ночную няню Талли – молодая, красивая и жизнерадостная девушка полностью не только меняет быт мамы, но и становится ее другом.
Массовое кино о родительской жизни – территория деликатная и сложная. Здесь важно, с одной стороны, не утопить зрителя в патоке умиления, с другой – не навести его на мысль о том, что дети – это конец жизни. Будь за рулем «Талли» более амбициозный или менее опытный сценарист, получилась бы драма – к постродовой депрессии примешали бы кризис среднего возраста и отчаянные попытки вернуть ушедшую молодость.
Но за сценарий взялась Диабло Коуди – автор трогательного драмеди о подростковой беременности «Джуно» и мать троих детей. В образах главных героинь – молодой и беззаботной Талли и придавленной годами и детьми Марло – Коуди, похоже, воплотила саму себя в разные годы. Получился терапевтический диалог, основной вывод которого банален, но от этого не становится менее важным: монотонный быт, семья и любящий муж – это не проклятие, а логичный этап жизни. Бурная молодость прошла, и нет смысла растрачивать себя в обреченных на провал попытках ее вернуть.
Конечно, это ни в коем случае не выдающееся кино – «Талли» снято по отработанным голливудским шаблонам, вполне обыденно, акцент здесь сделан на актерской игре и близких всем ситуациях. Острые углы сглаживаются комедийной интонацией, дуэт потолстевшей на 22 килограмма Шарлиз Терон и бойкой Маккензи Дэвис химически слажен. В общем, идеальный вариант, чтобы провести полтора часа в кинотеатре, сплавив ребенка бабушке.
Сериал: «Патрик Мелроуз».
Режиссер: Эдвард Бергер.
18+.
Аристократ, плейбой и богач Патрик Мэлроуз узнает, что его отец умер. Новость застала Патрика в самый неподходящий момент – перед тем как поднять телефонную трубку, он воткнул в вену иголку шприца. Растекшаяся по его лицу улыбка – не героиновый приход, а злая радость от вести: «Отец умер». Быстро собравшись, он вылетает в Нью-Йорк, чтобы забрать прах усопшего. Следующие пять серий погружают в мир героинового наркомана, который пытается убежать от воспоминаний тяжелого детства. Он объедается, не вынимает из рук бутылку, падает в наркотическое забытье, пытается умереть и вновь принимает наркотики.
Первоисточником сериала стало одноименное пятикнижие английского писателя и журналиста Эдварда Сент-Обина, автобиографичное и буквально сочащееся кровавыми воспоминаниями. Каждая из пяти книг – отрезок жизни Патрика Мелроуза, от раннего детства до отцовства и разрушения собственной семьи. Сериал перенял крепкую структуру романов (каждая серия – краткий и яркий отрезок жизни) с одним отличием: о детстве героя рассказывается во второй части, после того, как мы узнаем о его тяжелой героиновой зависимости и проблемах с семьей.
А подсесть было от чего. Маленький Патрик вырос в токсичной среде, пропитанной агрессией и жестокостью. Пока отец (страшенный Хьюго Уивинг, постаревший мистер Смит из «Матрицы»), гениальный манипулятор и тиран, насиловал собственного сына, мать напивалась и максимально дистанцировалась от проблем. Детская травма вылилась в тяжелые психологические проблемы – алкоголь и наркотики усугубили ситуацию.
Главную роль здесь исполняет Бенедикт Камбербэтч, так сильно набивший руку на странных и страдающих героях высшего света, что Патрика он смог бы сыграть не приходя в сознание и все равно получилось бы лучше всех. Проблема в том, что Камбербэтч – актер театральный, он идеально работает с собственным лицом и телом, необычайно пластичен и контролирует эмоции, но не преображается полностью, всегда оставаясь собой.
В «Патрике Мелроузе» есть все составляющие отличного сериала – фактурные актеры, пронзительная история, мастерски очерченный штрих-пунктиром эпический размах, сатира на лицемерие высшего общества. Однако нет главного – новаторства. Даже самые смелые визуальные ходы вроде героиновых трипов главного героя уже поражали воображение двадцать лет назад в фильмах Дэнни Бойла, Терри Гиллиама и Даррена Аронофски. Сейчас это смотрится как хорошая книга – талантливая, местами затянутая и занудная. Твердый переплет – это удобно, но не совсем то, чего мы ждем от современного сериала.
Кино на выходные: «Между рядами» и «Зверь»21 июля 2018, 12:00