Автор: Яна Купрацевич
Оборот розничной торговли в Пермском крае в январе-июне 2018 года вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 257 млн рублей. С начала года в отрасли фиксировалась положительная динамика. Самым удачным месяцем для магазинов стал июнь – оборот составил 45 млн рублей, что на 7% больше, чем в июне 2017 года.Несмотря на положительную динамику отрасли, потребители сокращают расходы. И даже во время периода скидок в магазинах стараются экономить, отказывая себе в спонтанных покупках. Аналитики считают, что нынешнее снижение потребительской активности связано с сезонным фактором. В магазинах уверены — у людей нет денег на шоппинг, поэтому покупки товаров не первой необходимости откладываются в долгий ящик.
Исследовательская компания Romir подсчитала, что в июне индекс потребительской активности снизился по сравнению с маем на 4,2%. Таким образом, с учетом официальной инфляции, траты семей за месяц уменьшились на 3,7%.
Ритейлеры смирились с привычкой потребителей к экономии, а покупатели – с ростом ценЭксперты Romir объясняют снижение потребительской активности сезонным фактором. «Жители городов уезжают на дачи или в отпуск, уменьшая таким образом количество повседневных покупок», — говорят аналитики.
Самыми экономными оказались граждане со средними доходами. Они уменьшили свои траты на 7,2% в сравнении с маем. Люди с высокими доходами сократили покупки на 2,6%. Примечательно, что люди с низкими доходами в июне, наоборот, тратили больше, их покупательская активность выросла на 4,1%. Жители Поволжья в целом сократили покупки на 2,3%. В частности, в городах-миллионниках повседневные траты относительно майских показателей снизились на 3,5%.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин с опорой на данные Shopping index от Watcom выделяет несколько тенденций потребительского поведения в сравнении с докризисным 2013 годом. Во-первых, плотность потока посетителей торговых центров упала в среднем по году на 15%. Во-вторых, покупатели стали менее чувствительны к сезонам распродаж: в эти месяца трафик снизился сразу на 25%.
«Эти тенденции свидетельствуют, что на фоне падения реальных доходов и ослабления рубля многие покупатели стали более чувствительны к промоакциям в низкий сезон – готовы воздерживаться от покупок в высокий сезон ради экономии 10-30% на товарах длительного пользования (одежда, обувь, электроника, авто)», — считает Тимур Нигматуллин.
Лето – традиционное время скидок. Распродажи начинаются со второй половины июня и заканчиваются в августе. В первую волну, в июне, скидки, как правило, минимальны — 30-40%. Во время второй волны — в июле и августе — сэкономить можно до 70%. Магазины по-разному проводят «сейлы». В зону распродаж обычно попадают сезонные товары и старые коллекции.
В магазинах отмечают, что сезон скидок по-прежнему привлекателен для потребителей, и продажи в эти дни растут в сравнении с обычными месяцами. Но все же к докризисному уровню трат покупатели не вернулись.
В интернет-магазине AIZEL рассказали, что масштабные распродажи привлекают большое количество покупателей. «Мы отмечаем рост трафика более чем на 30% и увеличение продаж более чем в два раза. Вместе с тем средний чек в период летних скидок не сильно отличается от среднего чека покупок в обычные дни, поскольку во время распродаж покупатели приобретают большее количество товара, но ниже по стоимости», — анализируют в магазине.
В среднем в период распродаж потребители могут сэкономить от 30 до 70% от стоимости покупки в зависимости от предпочтений по брендам и представленным категориям. В магазине также отметили, что покупателей, которые ориентированы только на скидки, практически нет. «Бывает, что новые клиенты приходят в сезон распродаж и в конечном итоге становятся постоянными покупателями. Периоды скидок или акции — это, скорее, дополнительная возможность поближе познакомиться с тенденциями, представленными в магазинах», — добавляют в AIZEL.
По мнению Елены Ждановой, руководителя направления недвижимости и девелоперских проектов УК «ЭКС», пермяки покупают значительно меньше и в сезон распродаж.
«Конечно, акции по-прежнему популярны среди жителей Перми. Продажи в сравнении с обычными днями увеличиваются. Но в связи с тем, что люди располагают ограниченным количеством денег, спонтанные покупки, которые совершаются как раз во время «сейлов», уже такими не являются — люди начинают и здесь планировать свои траты, — рассуждает Елена Жданова. — В результате магазины вынуждены выставлять скидки на большее количество товара, но объемы продаж все равно в целом растут мало».При этом предпосылок для изменения ситуации пока нет. Развитие ритейла напрямую будет зависеть от роста экономики в целом, а сейчас в этой сфере наблюдается затянувшаяся стагнация.
В интернет-магазине AIZEL проанализировали, что чаще всего покупают пермяки. Оказалось, что жители края следят за последними модными тенденциями, поэтому эксперты онлайн-ритейлера отнесли их к прогрессивной аудитории. У пермяков в фаворе футболки с оригинальным рисунком, например, модель Gucci с принтом Ignasi Monreal. В Перми также предпочитают яркие платья. Популярной моделью стало расклешенное платье-миди из денима Junya Watanabe. Кроссовки и туфли не теряют свои позиции и остаются на первых строчках топа самых покупаемых вещей. Наиболее популярными к заказу цветами одежды среди россиян, и в том числе – жителей Перми, стали классические и яркие оттенки: черный, белый, синий, бежевый и красный.
В августе магазины ожидают увеличение спроса в несколько раз на детскую одежду и обувь. Это связано с наступлением школьного сезона.
Власти намерены усилить налоговую нагрузку на простаивающие объекты коммерческой недвижимости