Автор: Кристина Суворова
Члены пермского клуба электромобилей «Электро Прикамье» обратились к депутату Госдумы Игорю Сапко с просьбой поднять вопрос о предоставления льгот по транспортному налогу и оплате парковки в городе. В своем письме активисты указали, что меры поддержки личного электротранспорта на сегодняшний день приняты в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Воронеже, Тюмени и Калужской области. «Пермский край также может стать одним из передовых в этой сфере, поддержав наряду с развитием трамвая также использование электромобилей. Среди возможных льгот – отмена транспортного налога, бесплатная парковка и движение по выделенной полосе для общественного транспорта», – говорится в обращении. Владельцы электрокаров попросили депутата вынести вопрос на уровень администрации края и города.
Представитель клуба «Электро Прикамье» Александр Шаврин в разговоре с Business Class опроверг расхожее мнение о том, что электрокары – это исключительно дорогие автомобили. «Все думают, есть Tesla и все. В нашем клубе 35 человек, 80% из них – владельцы автомобилей Nissan Leaf, стоимость которых 400-600 тыс. рублей», – отметил он. «Льготы для нескольких десятков электрокаров при стоимости парковки 20 рублей в час не потребуют великих трат от бюджета. Но это повысит привлекательность покупки электротранспорта. Народ задумается: а почему бы не взять?» – аргументирует собеседник.
По его словам, преимущество этого вида автомобилей в том, что «они не воняют у вас под носом». «Предпочтет кто-то ноутбук, который работает на бензине и дымит прямо на вашем рабочем столе?» – спрашивает Александр Шаврин.
Аналогичной логики придерживается председатель комитета Пермской городской думы по экономическому развитию Арсен Болквадзе. «Использование электротранспорта делает городскую среду более комфортной. В мире существует практика определенных послаблений для владельцев электрокаров – сниженный транспортный налог, бесплатные парковочные места. Это стимулирует людей на переход к использованию альтернативных источников энергии. Когда существуют такие льготы, люди, которые задумываются о смене автомобиля, получают дополнительный импульс, чтобы выбрать более экологичный транспорт», – считает депутат.
Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис в разговоре с Business Class обратил внимание, что когда речь заходит о льготах на платные парковки, нужно помнить о цели, для которой они создавались. «Я понимаю целесообразность развития электротранспорта, в первую очередь, в аспекте экологии. Искать формы стимулирования к его использованию нужно. Но, по моему личному мнению, не всегда разумно использовать именно льготы на парковку. Потому что плата за нее – это механизм управления, направленный на более интенсивное использование парковочного пространства прежде всего для кратковременной стоянки, – пояснил он. – В связи с этим природа платы за парковку и льготы для электротранспорта, на мой взгляд, плохо соотносятся между собой», – заключил г-н Кис.
Как рассказал Business Class Игорь Сапко, он обсудил с пермскими коллегами возможность организации круглого стола на тему льгот для электрокаров на площадке городской думы с привлечением профильного комитета. Арсен Болквадзе предложение поддерживает. «У пермяков появился такой запрос, и мы готовы его рассмотреть», – отметил он.
По словам Александра Шаврина, серьезных проблем с инфраструктурой для электромобилей в Перми нет. «В черте города заправки нужны преимущественно для дозарядки, так как каждый имеет розетку возле дома. У станции возле драмтеатра иногда даже бывает очередь, но все-таки она носит скорее знаковый характер, чем практический. Недостаток расположения в том, что обычные автомобили могут припарковаться так, что заблокируют подъезд к заправке. Например, во время спектаклей в театре, когда все места на стоянке заняты», – рассказал г-н Шаврин.
Он назвал направления, в которых считает необходимым развивать инфраструктуру для электрокаров. «Было бы хорошо, если бы заправки появились в торговых центрах и точках притяжения, где человек проводит по два-три часа. Например, в «Семье», «Столице» или «Олимпии», музее современного искусства, на заводе Шпагина», – перечислил собеседник. По его словам, обращения к администрации некоторых ТЦ не нашли ответа. «С обычной розеткой автомобиль будет потреблять 3,5 кВт в час. За несколько часов машина «съест» не больше 100 рублей. А ее владелец за это время оставит в ТЦ гораздо больше денег», – привел он аргументы для собственников коммерческих объектов.
Кроме того, есть необходимость в станциях для близкой зарядки на выездах из Перми по всем направлениям – на Москву, Березники, Екатеринбург, Уфу.
В пресс-службе «МРСК Урала» Business Class рассказали, что в соответствии с программой «Россетей» в Пермском крае установлены четыре заправки для электромобилей: на АЗС «ЛУКОЙЛ» возле аэропорта «Большое Савино», на федеральной трассе в районе Очера, у драмтеатра. Последняя на сегодняшний день станция – в Кунгуре – уже эксплуатируется, но ее официальное открытие еще не состоялось. Это станция для экспресс-заправки. Если для зарядки автомобиля на первых трех заправках требуется несколько часов, то на новой станции для этого хватит получаса.
В компании отмечают, что развитие инфраструктуры для электромобилей в Пермском крае идет «от предложения к спросу», а не наоборот. «Рассматривая возможность покупки электрокара, человек обязательно задумается над тем, где он станет его заряжать. Если инфраструктуры нет, то и решение будет, скорее, не в пользу этого вида транспорта. В результате количество электрокаров не увеличится, а значит, и спрос на заправки не вырастет. Чтобы не попасть в этот замкнутый круг, мы устанавливаем новые заправки, хотя сейчас в регионе не так много электромобилей», – рассказали в пресс-службе «МРСК Урала». При этом там отметили, что официальное открытие заправки в Кунгуре состоится ориентировочно в течение месяца.
Недавно сразу три станции для электромобилей открылись в «Порше Центр Пермь». Как пояснили Business Class в компании VERRA, создание электрозарядной инфраструктуры инициирует представительство «Порше» в России в связи с глобальным проектом производителя по увеличению выпуска электромобилей.
Для полной зарядки автомобиля на установленных станциях понадобится 20 часов. Но в компании отмечают, что технологии совершенствуются и электрокару Porsche Taycan, который презентуют осенью, требуется всего 4 минуты на получение заряда для проезда 100 километров. «Мы планируем расширять возможности в обозначенной области. Это касается как продаж электрокаров, так и развития заправочной инфраструктуры. Количество электромобилей в ближайшие годы будет расти», – уверена Анна Бояршинова, генеральный директор компании VERRA.
Пересесть на электричество. Business Class – о работе электромобилей в Оксфорде