О чем шумят деревья. Жители Перми выступили против застройки рядом с Черняевским лесом

На публичных слушаниях пермяки выступили резко против изменений, которые позволяют строителям возводить дома выше, чем сейчас. Поводом стала гостиница РЖД.

Автор: Даниил Сенин

В Перми масштабно обсудили изменения в градостроительном регулировании. Публичные слушания прошли во всех районах, по-настоящему бурно говорили о проекте РЖД по застройке рядом с Черняевским лесом.

Власти предлагают предусмотреть новые подзоны в Правилах землепользования и застройки, здесь строителям позволят строить выше. Для того чтобы принять решение об этом, необходимо пройти через процедуру общественного обсуждения (подробнее см. справку).

В первый день публичных слушаний было особенно жарко. Люди, полные негодования, порой гневно выступали против проекта. На слушания в Дзержинском районе пришли больше трех десятков человек, и у подавляющей части из них мнение однозначно – никакого повышения этажности. Но дзержинцев эта тема особенно взволновала, потому что речь шла о подзоне Ц-4, в которой лежит земельный участок ОАО «РЖД», рядом с границей Черняевского леса, прямо за ДКЖ. Железнодорожники хотят построить там ведомственную гостиницу-общежитие для своих сотрудников и предложили вместо застройки всего участка четырехэтажкой (что повлекло бы за собой вырубку большого количества деревьев) уменьшить пятно застройки, но увеличить высоту до десяти этажей. Местных жителей и это не воодушевило. Предложение строить как выше, так и шире, и вообще – само строительство здесь они сочли кощунственным. Но РЖД настаивает, больше им строить негде.

Деревья и отель. Пермская мэрия, РЖД и активисты обсудили проект гостиницы у ДКЖ

В администрацию Дзержинского района пришли не только жители, но и активисты, а также представители регионального Законодательного собрания. Против проекта выступил, к примеру, депутат Александр Григоренко. Здесь же присутствовали и выступали президент фонда «Обвинская роза» Елена Плешкова и координатор краевого штаба Навального Сергей Ухов. А докладывал собравшимися главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин.

Жители Дзержинского района не намерены были уступить ни пяди леса. «Совершенно очевидно, что этот проект внесен для того, чтобы в итоге разрешить строительство гостиницы для РЖД. Мое предложение – поправку относительно высотности Ц-4 из документа убрать», – выступил г-н Григоренко.

Ему вторили несколько десятков людей. Руководитель «Обвинской розы» добавила, что петицию против строительства в буферной зоне Черняевского леса подписали уже свыше полутора тысяч пермяков. «Кроме того, сейчас пачками – по 20-30 заявлений уносят в комиссию ПЗЗ жители против введения этого изменения в зону Ц-4. Настоятельно попросила бы представителей администрации довести до руководства города и края позицию, которую жители оставляют неизменной. Черняевский лес должен остаться свободным от застройки!» – сказала г-жа Плешкова.

Одна из местных жительниц напомнила, что за ДКЖ и вовсе когда-то был пруд, а значит, грунт там с натяжкой можно назвать надежным для объектов капитального строительства. «Вот этот дом по ул. Малкова, 16-этажный, он уже стоит, как Пизанская башня. В ЖК «Олимп», говорят, подземную парковку заливает водой. И еще это сейчас поставим, что тогда?» – обратилась она к собравшимся.

В зале ей откликнулись – мы не поставим. После этого представители администрации напомнили, что предметом обсуждения сейчас является не проект по ул. Локомотивной, 1. Дмитрий Лапшин посоветовал жителям выражать конкретные формулировки, чтобы комиссия по ПЗЗ могла их рассмотреть как протест. «Выскажите по этим зонам мнение. Например, мы против такого-то решения или за такое-то высказывание. Это было бы полезно для публичных слушаний», – сказал он.

Но жители уже распалились и попросили их «не затыкать». Все, кто высказался в тот день, были против проекта именно из-за допущения, что в Ц-4 вдруг могут оказаться здания в десять этажей. Среди присутствующих распространили и заранее составленное заявление, которое активисты предложили подписать и прикрепить к протоколу публичных слушаний всем желающим.

«Предлагаю отказаться от внесения изменений в Правила землепользования и застройки Перми, в частности, НЕ ДОПОЛНЯТЬ п. 1.3.2», – написано в заявлении.

Так устная часть перешла в письменную, почти все пришедшие приступили к заполнению документа. Примерно по тому же сценарию состоялась встреча и 16 декабря – уже в администрации Свердловского района. Здесь слушания хоть и были менее массовыми, но слов в зале прогремело не меньше.

Вдобавок к ярко выраженному экоактивистскому костяку присоединились новые темы. Зачем эти изменения? Кто их инициировал? Что это вообще за буквы с цифрами? Где и как эти изменения могут повлиять на город?

«Вы озвучили сейчас решение администрации, земельной комиссии – Ж-такой-то, Б-такой-то, как в морском бое. Нельзя ли расшифровать все это, и где конкретно предполагается возведение подобных строений: до десяти, до восемнадцати этажей и так далее», – спросил один из горожан.

Начальник отдела градостроительного зонирования городского департамента градостроительства и архитектуры Елена Махнева пояснила, что сейчас рассматривается отнюдь не это. «Мы не вносим изменений в карту градзонирования. Только в нормативно-правовой акт, в ПЗЗ. Это касается применения регламентов. В дальнейшем их уже могут привязать к территориям», – сказала она.

Лес общественного гнева. Жители района ДКЖ выступили против строительства общежития РЖД

Но это не вызывало понимания участников слушаний. Надежда Баглей, координатор проекта «Слушай соловья» вновь обратила внимание на Ц-4, указав на то, что она – это буфер, щит городских лесов от антропогенного воздействия. И проредить ее подзонами нельзя, ведь это создает поток негативного воздействия. С ней согласился и Юрий Хохлов, председатель совета Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы, сравнив Ц-4 с защитными масками на участниках слушаний.

Еще одна жительница вспомнила о своем деде, который рассказывал, что в то время, когда район ДКЖ только застраивался, к лесу относились с огромным уважением. Не было срублено ни одного дерева, ведь считалось, что без них город не сможет выжить.

Те, кто выступал против всего проекта, были категоричны: отклонить его полностью, отложить до новых выборов и вообще – вынести на общегородские публичные слушания, где власти смогут доподлинно увидеть, услышать, и прочувствовать, что пермяки думают о таких градостроительных планах.

В Свердловском районе участникам тоже предложили заполнить заявления с протестом относительно десятиэтажной подзоны в Ц-4. В своих соцсетях Елена Плешкова сообщила, что их набралась уже сотня, и это только на самих слушаниях.

«Какие еще нужны доказательства трепетного отношения пермяков к Черняевскому лесу? Отступитесь уже!» – написала она.

На этом история проекта еще не окончена – высказанный горожанами на публичных слушаниях протест и увесистая стопка заявлений с возражениями стали только промежуточным итогом. Следующий этап – повторный заход в городскую комиссию по землепользованию и застройке. Ее члены определят, отправится ли проект в профильный комитет Пермской городской Думы или на доработку.

В течение трех дней, с 14 по 16 декабря, во всех районах Перми на общественных слушаниях обсуждали предложение департамента градостроительства администрации Перми о нормативном закреплении в тексте Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) новых подзон. Проектом предполагается создание ранее не существовавших подзон, которые могут быть применены к ряду уже существующих в Перми территориальных зон. Речь о следующих зонах:
Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения);
Ц-4 (зона центра обслуживания рекреационных территорий);
Ж-1 (зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки);
Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки).
Для каждой из вышеперечисленных предлагаются подзоны, подразумевающие увеличение или высоты, или плотности строительства. В Ц-2, к примеру, согласно проекту, могут появится подзоны с максимальной высотой в 18 этажей, а в Ц-4 – до 10 этажей. Для Ж-1 подзоны сразу две: с предельной высотой (17 этажей) и плотностью (4,8 тыс. кв. м / га). Наконец, по Ж-2 в перечне подзон предложили создать подзону с нулевой этажностью.