К середине июня администрация Перми планирует выставить на торги 20 автобусных маршрутов. Сейчас на них работают 138 автобусов, возраст которых составляет от 1 года до 4 лет. В новых контрактах, которые планируется заключить на пять лет, предусмотрено поэтапное обновление транспорта к 2023 году. Об этом рассказал начальник департамента транспорта Анатолий Путин на заседании депутатской комиссии по контролю за реформированием отрасли.
«Рассматривались разные варианты дальнейшей контрактации маршрутов, которые сейчас обслуживаются по коротким договорам. По итогам совещаний на уровне краевого министерства транспорта и руководства Перми пришли к единому мнению. Предлагается не требовать новых автобусов на момент начала работы (как это было на предыдущих конкурсах), а допустить существующий автопарк с условием поэтапного обновления. К 2025 году транспорт должен быть не старше пяти лет», – сообщил г-н Путин. Необходимо, чтобы техника соответствовала экологическому классу не ниже «Евро-4», как минимум половина транспортных средств работала на газомоторном топливе.
Уже сейчас на не разыгранных пока маршрутах около 50% автобусов младше года и примерно столько же – газовых.
Администрация Перми утвердила планы по открытию новых маршрутовТорги будут проводить в формате конкурса. Помимо ценового критерия при определении победителя роль сыграют опыт регулярных перевозок, количество ДТП, допущенных перевозчиком, и доля автобусов не старше года, имеющих полностью низкий пол. «Это должно стимулировать перевозчиков обновлять парк раньше, чем предусмотрено контрактами», – пояснил Анатолий Путин.
Перевозчик Александр Стерлягов считает, что декларируемые требования к экологическому классу уже устарели и должны быть жестче. «При тех высоких показателях, которых мы все вместе достигли в 2020 году, «Евро-4» – это даже не вчерашний день, а позавчерашний», – поделился он мнением. С другой стороны, ограничение возраста автобуса пятью годами он назвал необоснованным. Предприниматель аргументировал это тем, что минимальный срок амортизации, установленный постановлением федерального правительства, – семь лет. За этот период автобус себя окупает, а еще – именно такого возраста достигнут купленные на средства бюджета автобусы МУП «Пермгорэлектротранс» к концу действия новых пятилетних контрактов.
Руководитель ООО «Вираж» Александр Богданов напомнил, что по результатам прошлых конкурсов большинство контрактов получили иногородние перевозчики, а из пермских победить смогли единицы. Заявленные сейчас требования он считает оптимальными. Перевозчик полагает, что автобусы класса «Евро-4», работающие на газомоторном топливе, вполне экологичны. По его мнению, при проведении конкурсных процедур нужно учитывать наличие у перевозчика материально-технической базы. «Дело не только в характеристиках самой техники, но и в том, как и где она обслуживается», – уверен он.
В ходе заседания предприниматели попросили до объявления конкурсных процедур дать им возможность представить свои предложения по условиям. В связи с этим принято решение о проведении дополнительного заседания, на котором вопрос рассмотрят более подробно.
Чтоб без волокиты. В июне минтранс планирует выставить на торги 140 региональных маршрутовУ членов комиссии по контролю за транспортной реформой возникли вопросы о размещении рекламы в салонах автобусов и трамваев. «Там стоят дорогущие медиа-панели, их стоимость была учтена в муниципальных контрактах. Они могут и должны использоваться для размещения коммерческой рекламы и социальных роликов. За две недели я несколько раз проверил: крутится на экранах только пятисекундная заставка «Пермский автобус». Администрация вообще не озабочена извлечением дохода из медиа-ресурса, который оценивается в миллиард рекламных касаний ежегодно. Он мог бы приносить серьезную прибыль, которая покрыла бы часть ежегодных убытков транспортной отрасли», – отметил депутат Илья Лисняк.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин ответил, что перевозчикам регулярно направляются ролики о городских и краевых мероприятиях. «Задачи заработка за счет рекламы в транспорте перед администрацией не стояло, задавалась именно социальная функция», – отметил он.
«Думаю, стоит ее поставить. С учетом серьезного кассового разрыва, который сложился в отрасли, возможность получения дополнительных доходов надо как минимум оценить», – поддержал коллегу председатель комиссии Александр Филиппов.
Депутаты поручили чиновникам проработать этот вопрос.